Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Из истории Голосеменные - наиболее древняя группа семенных растений. Появились они на Земле свыше 350 млн. лет назад, задолго до возникновения покрытосеменных. Отпечатки семенных папоротников находят в глубоких слоях земной коры.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
Особенности голосеменных растений Главной особенностью этих растений является размножение с помощью семян. Семена развиваются из семязачатков (семяпочек) и лежат открыто (голо) на чешуях женских шишек. Отсюда и название - голосеменные. Другая особенность голосеменных растений – полная независимость процесса оплодотворения от присутствия воды благодаря появлению пыльцевой трубки, по которой мужские гаметы движутся к женской.
5 слайд
Описание слайда:
Классы голосеменных Отдел голосеменных объединяет 6 классов: семенные папоротники, саговниковые, беннетитовые, гнетовые, гинкговые, хвойные. К настоящему времени семенные папоротники, беннетитовые полностью вымерли и об их существовании свидетельствуют лишь отпечатки и окаменелости различных органов этих растений. Из гинкговых до наших дней дожил всего один вид - гинкго двулопастный.
6 слайд
Описание слайда:
Самый многочисленный и наиболее распространенный класс современных голосеменных - хвойные. Их насчитывают всего около 560 видов, несмотря на то, что по древности хвойные превосходят все ныне живущие голосеменные. Самые древние из хвойных - растения семейства сосновых (сосна, ель, пихта и др.). Они существуют более 300 млн. лет и сохранили основные черты строения своих предков. Класс хвойных
7 слайд
Описание слайда:
Сосна обыкновенная Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных можно рассмотреть на примере сосны обыкновенной. Это дерево высотой до 40 - 50 м, живет до 400 лет, растет повсюду: на бедных песчаных почвах, сфагновых болотах, известняковых склонах.
8 слайд
Описание слайда:
Сосна - засухоустойчивое растение Сосна - засухоустойчивое растение. Это обусловлено тем, что ее листья - хвоинки - узкие, длинные, покрытые тонкой плотной кожицей с небольшим числом устьиц. Поэтому сосны экономно испаряют воду, легко переносят засуху. Хвоя содержит витамин С, выделяет вещества, называемые фитонцидами, которые убивают болезнетворные микробы.
9 слайд
Описание слайда:
Сосна - светолюбивое растение. Она одна из первых заселяет свободные от леса участки, но плохо переносит затенение. В лесу у сосны хорошо развиваются глубинные корни, а на песчаной почве и поверхностные корни. У сосен, растущих на болотах, развиваются только поверхностные корни. На корнях часто поселяются гифы грибов, образуется микориза, за счет чего улучшается снабжение дерева водой и минеральными солями. Сосна - светолюбивое растение
10 слайд
Описание слайда:
Древесина сосны Древесина сосны состоит в основном из трахеид, имеющих на поперечном срезе многоугольную или, реже, округлую форму. На радиальных стенках их в один или два ряда располагаются окаймленные поры. В древесине четко выражены годичные кольца, поэтому установить возраст сосны не составляет труда.
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
Размножение сосны Сосна - однодомное растение: на одних и тех же особях образуются мужские и женские шишки. Взрослое растение сосны является спорофитом. Весной на верхушках молодых побегов сосны образуются мелкие красноватые шишки - женские шишки первого года. Шишка состоит из оси, на которой расположены чешуи, а на каждой чешуе находятся два семязачатка. У основания молодых побегов сосны группами расположены шишки зеленовато-желтого цвета - мужские шишки. В них формируется пыльца в особых пыльцевых мешочках.
13 слайд
Описание слайда:
Эти мешочки располагаются по два на прозрачных чешуйках. Если рассмотреть пыльцу под микроскопом, то можно увидеть, что каждая пылинка снабжена двумя воздушными мешками.- Благодаря этим воздушным мешкам пыльца легко переносится ветром на большие расстояния. Даже на высоте 3 тыс. метров, а также в 2 км от соснового леса находят пыльцу сосны. Это приспособление сосны к опылению с помощью ветра. Пыльцевые мешочки
14 слайд
Описание слайда:
Созревшая с помощью ветра Созревшая пыльца с помощью ветра и воздушных мешков попадает на семязачатки женских шишек, после чего их чешуи плотно смыкаются и склеиваются смолой. Пылинка остается лежать внутри семязачатка до весны следующего года. От опыления до оплодотворения проходит около 13 мес. Когда созреет яйцеклетка, пылинка прорастает, из вегетативной клетки развивается пыльцевая трубка, а из генеративной - два спермия. Один из спермиев сливается с ядром яйцеклетки, а второй отмирает. Из образовавшейся зиготы развивается зародыш с запасом питательных веществ. Когда семена созревают, одревесневшие чешуи расходятся и семена, каждое с длинным крылом, высыпаются из шишки. Они подхватываются ветром и рассеиваются на большие расстояния. Весной семена прорастают, если оказываются в благоприятных условиях.
16 слайдОписание слайда:
Как в природе, так и в жизни человека, хвойные занимают второе место после цветковых растений. Хвойные леса накапливают огромную массу органических веществ, это ценнейший источник древесины и многих других растительных продуктов. Из хвойных получают поделочную и строительную древесину, топливо, изготавливают бумагу. Многие виды хвойных содержат бальзамы, смолы, из которых после перегонки получают ценные химические вещества. Второе место после цветковых растений
Отдел Голосеменные. Характеристика Голосеменных. Строение Голосеменных. Устьица погружены в ткань ли- ста, что снижает испарение воды. Размножение хвойных. Вдоль оси такой шишечки расположены чешуйки. Зрелое пыльцевое зерно состоит из двух клеток. Значение в природе. Голосеменные растения играют важную роль в природе. Значение в жизни человека. Использует голосеменные растения и человек в своей хозяйственной деяте- льности. Весь парусный флот построен в основном из сосны. Многие из хвойных и сейчас-прекрасный строительный материал. Сердцевину некоторых тропических форм(нап- ример саговниковых) употребляют в пищу. - Голосеменные.ppt
Урок-путешествие «Голосеменные растения». Воспитывать бережное отношение к природе. План урока. 1.Организационная часть Сообщение задач урока 2.Самостоятельная работа Заполнить таблицу. Ответь на вопросы. Тест. Изучение нового материала. Сосновый бор. Ель обыкновенная. Можжевельник. Пихта. Лиственница обыкновенная. Лабораторная работа «Строение хвои и шишек». Сосна обыкновенная. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу. Закрепление знаний. Задания: 1)Расположите по мере усложнения: водоросли, лишайники, мхи, папоротникообразные,голосеменные. Заполните схему. - Урок Голосеменные.ppt
Отдел Голосеменные. Сосна обыкновенная. Гнетум. Гинкго. Отдел Голосеменные (Pinophyta, или Gymnospermae). Общая характеристика отдела Наиболее древний отдел семенных растений. Представлен многочисленными ископаемыми и современными видами (всего около 700). Типовой род – cосна (Pinus). Особенности жизненного цикла. Чередование поколений с доминированием бесполого поколения (спорофита). Важнейшее эволюционное приобретение семенных растений – внутреннее оплодотворение. Все голосеменные – разноспоровые растения. Жизненные формы. Травянистых форм нет. Вторичная ксилема обычно состоит из лестничных трахеид (не сосудов). - Отдел Голосеменные.ppt
Голосеменные растения. Определение голосеменных. Строение листьев хвойных растений. Строение шишки. Значение хвойных деревьев. Голосеменные – растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо. К голосеменным растениям относят хвойные растения. Хвойные – растения, имеющие видоизмененные листья – хвою. Хвоя – видоизмененные игольчатые листья у хвойных растений. В шишках на твердых чешуях располагаются семена. Незрелые шишки зеленоватые, с плотно прижатыми чешуями. У зрелой коричневой шишки чешуи раскрываются. У голосеменных растений семена находятся не в плодах, а в шишках. - Голосеменные растения.ppt
Биология. Отдел Голосеменные. Общая характеристика. План урока. Проверка домашнего задания (работа с тестами). План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. Оплодотворение происходит без участия воды. Мужские гаметы – неподвижные спермии. Размножение посредством семян. У Голосеменных семена не прикрыты стенками плода. Семена образуются на видоизменённых, укороченных, генеративных побегах – шишках. - Биология Голосеменные.ppt
Отдел голосеменные. На ветвях развиваются шишки. В шишках формируются половые клетки происходит оплодотворение образуются семена. Семена располагаются на чешуйках открыто (голо). От каких растений произошли голосеменные? Жизненные формы голосеменных растений. Деревья. Кустарники. Представители класса Хвойные. Можжевельник. Кипарис. Тис. Семейство Сосновые – самое многочисленное среди хвойных. - Растения отдела Голосеменные.ppt
Отдел Голосеменные растения. Самая популярная детская песня. И много-много радости Детишкам принесла. Хвойные широко распространены на Земле. Среди хвойных нет травянистых растений, а только кустарники и деревья. Листья у большинства хвойных узкие, игольчатые – так называемая хвоя. На болотистых почвах главный корень развит плохо. План общей характеристики Голосеменных. Около 700 видов. Древесные растения, реже кустарники. Листья игольчатые, слегка уплощённые или чешуевидные. Вечнозелёные растения. Не образуют плодов. Настоящие сосуды отсутствуют. Разнополые растения. - Общая характеристика голосеменных.pptx
Тема: Размножение голосеменных растений. Голосеменные. Выбрать лишнее. Бесполое размножение Половое размножение Сперматозоид Яйцеклетка. Гамета Яйцеклетка Спермий Оплодотворение. Хламидомонада Улотрикс Мох кукушкин лён. Какой способ размножения изображён у хламидомонады? Какой способ размножения изображён у улотрикса? Какой мох является женским растением? Хвощ Мох Сосна Папоротник. Строение шишки. Схема «Опыление и изменения, происходящие в шишке». Схема «Образование семян у сосны». Яйцеклетка Спермий Зигота Зародыш Семя. Семязачаток Эндосперм Семенная кожура. -
Урок построен для 6 класса по учебнику В.В. Пасечника.
Форма урока: комбинированный, с применением технологии критического мышления
Этап обучения по данной теме: основной
Вид деятельности: поисковый и репродуктивный
В этой теме вводится новая группа растений, представители которой размножаются новым, для учеников, способом при помощи семян и имеют шишки разных полов.
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Так же эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите.
Заранее даётся сообщения двум ученикам: “Сосна”, “Ель”. Ученикам даются заранее выучить стихотворения об охране природы и Ф. Тютчева, которые имеются в план – конспекте. Так же можно заранее зачертить таблицу, с целью экономии времени. В конце плана урока даётся приложение, которым можно воспользоваться на уроке, показав многообразие. На всех этапах урока используется презентация, которая имеется в приложении.
Цель: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений и их многообразием.
Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран, раздаточный материал: кроссворд, лабиринт
Планируемый результат:
Организационный момент.
I. Проверка знаний по пройденным темам
Мы сегодня переходим к изучению новых растений, название, которых вы узнаете, разгадав этот кроссворд. Сетка кроссворда раздается на каждую парту. Дети работают в парах.
II. Основная часть
Это и есть тема нашего урока (запись темы)
Посмотрите на название. О чем оно вам говорит?
Сегодня вы узнаете: (задачи показываются на слайде и проговариваются)
1. Какие растения относятся к этой группе, их значение.
3. Дает ли преимущество этим растениям размножение семенами
5. Проведем лабораторную работу по определению отдельных видов
Просмотр слайдов. Даётся задание: записать растения, которые относятся к этой группе. Название на слайдах. Стихотворение зачитывается учителем или учеником.
… Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык… (Ф.Тютчев)
Пока идет просмотр, учитель проговаривает значение растений. Из древесины хвойных деревьев изготавливают мебель, бумагу, музыкальные инструменты, карандаши, используется как дрова. Живица используется для канифоли, скипидара. Отдушка хвойных используется для изготовления кремов, шампуня, мыла. Лиственница дает человеку древесину, не гниющую в воде и не уступающую по крепости металлу. Сваи Троянского моста на Дунае, построенные из лиственницы, сохранялись почти два тысячелетия. Вырабатываются вещества фитонциды, которые убивают микробов.
1. Что общего между растениями? (хвойные, вечнозеленые).
Учитель добавляет: туя, ель, пихта, тис, гнетумы (лианы), что хвойные произрастают только в северных широтах, а в Ю. Америке и Австралии, есть голосеменные, у которых листья чешуйчатые, например кипарис, Гинкго. Более 500 видов.
Очень древняя группа. 150 млн. лет назад они достигли своего господства. Первыми были саговники, похожие на пальму. Последний форзац учебника.
Среди них есть рекордсмены. Долгожители: секвойя дендрон – мамонтово дерево (6000 лет), в Калифорнии – остистые сосны живут 4600 лет. Самым крупным из них носят собственные имена. В стволе “Дерева-дома” (высота 90 м., толщина 11м.) оборудована дача, через “Дерево-тонель” проложена автомобильная дорога. Подсчитано, для того чтобы перевезти “Генерала Шермана” потребовалось бы 25 вагонов.
2. Что собой представляет хвоя? Ответ найти в учебнике (стр. 75)
Первичное закрепление знаний.
Вывод: только деревья, кустарники и лианы. Семена имеют запас веществ, зародыш защищен. Семена лежат, открыто на поверхности чешуек. Имеются мужские и женские шишки. Хвоя имеет плотную кожицу и покрыта воском, поэтому испаряет мало воды и приспособлена к неблагоприятным условиям.
А сейчас мы проведем лабораторную работу и научимся по признакам определять растения.
Лабораторная работа (стр. 79). “Изучение строения хвои”. Рекомендую рассматривать только хвою двух растений (не хватка времени). Например, сосны обыкновенной и ели.
Вывод о различии хвоинок. Делается учащимися.
Сообщение учащихся о сосне и ели. Остальные учащиеся заполняют таблицу. Первую строчку помогает учитель. Вторую заполняют самостоятельно, прослушав доклад. Слайд
Название растений | Условия обитания | Шишки | Особенности | Возраст |
сосна | Светолюбивое В сухих лесах |
Мужские – зеленовато-желтые, собраны в
группах у оснований молодых побегов Женские – красноватые, одиночные, одревеснеют |
Высокие, стройные, без нижних веток На открытой местности раскидистые |
350, 400 лет |
ель | ||||
лиственница | ||||
можжевельник |
Домашнее задание: заполнение таблицы до конца.
III. Закрепление.
Вопросы к классу.
Лабиринт. Показывается на слайде. Раздается на каждый стол. Используется учебник. Работа в парах.
Ключ ответов: 1, 6, 7, 8, 13, 14, 9, 10, 15, 19, 24, 20, 25.
Ученики самостоятельно проверяют и выставляют себе оценку (если лабиринт пройден полностью – “5”, 7-12 правильных ходов – “4”, меньше – “3”)
Заключительное слово:
Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит. Стихотворение имеется на слайде. Читается наизусть учеником
Говорим при всем народе:
Чтоб продлить природы век,
Должен помогать природе
Друг природы – человек.
Чтобы мирно мчались годы,
Расцветал за веком век,
Другом быть для всей природы
Должен каждый человек!
IV. Подведение итогов.
noks-kuhni.ru - Отделка и декор - Информационный сайт