Атлас по анатомии цнс. Центральная нервная система Остапов атлас анатомии нервной системы человека

Атлас: анатомия и физиология человека. Полное практическое пособие Елена Юрьевна Зигалова

Центральная нервная система

Центральная нервная система

Спинной мозг

Спинной мозг расположен в позвоночном канале. Это длинный тяж почти цилиндрической формы, который на уровне верхнего края первого шейного позвонка (атланта) переходит в продолговатый мозг, а внизу на уровне II поясничного позвонка оканчивается мозговым конусом. Длина спинного мозга в среднем 42–43 см, масса 34–38 г. По ходу спинного мозга имеются два утолщения: шейное (на уровне от III шейного до III грудного позвонков) и пояснично-крестцовое (от X грудного до II поясничного позвонка). В этих зонах число нервных клеток и волокон увеличено в связи с тем, что именно здесь берут начало нервы, иннервирующие конечности. Спинной мозг разделен на две симметричные половины. На боковых поверхностях спинного мозга симметрично входят задние (афферентные) и выходят передние (эфферентные) корешки спинномозговых нервов. Линии входа и выхода корешков делят каждую половину на три канатика спинного мозга (передний, боковой и задний). Участок спинного мозга, соответствующий каждой паре корешков, называется сегментом (рис. 66 ). Сегменты обозначаются латинскими буквами, указывающими область: С (шейную), Т (грудную), L (поясничную), S (крестцовую) и Со (копчиковую). Рядом с буквой ставят цифру, обозначающую номер сегмента данной области, например, T 1 I – грудной сегмент, S 2 II – крестцовый сегмент. В спинном мозге выделяют части: шейную (I–VIII сегменты), нижней границей ее у взрослого человека является седьмой шейный позвонок; грудную (I–XII сегменты), нижняя граница у взрослого – X или XI грудной позвонок; поясничную (I–V сегменты), нижняя граница расположена на уровне нижнего края XI верхнего края XII грудного позвонка; крестцовую (IV–V сегменты), нижняя граница на уровне I поясничного позвонка; копчиковую (I–III сегменты), которая заканчивается на уровне нижнего края I поясничного позвонка.

Спинной мозг состоит из серого вещества, расположенного внутри и окружающего его со всех сторон белого вещества (см. рис. 66 ). На поперечном разрезе спинного мозга серое вещество похоже на фигуру летящей бабочки в центре которой расположен центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью. В сером веществе различают передние и задние столбы. На протяжении от I грудного до II–III поясничного сегментов имеются еще боковые столбы. На поперечном сечении спинного мозга столбы представлены соответствующими рогами передними, задними, а в грудном отделе и на уровне двух верхних поясничных сегментов боковыми. Серое вещество образовано многоотростчатыми (мультиполярными) нейронами, безмиелиновыми и тонкими миелиновыми волокнами и клетками глин.

Клетки, имеющие одинаковое строение и выполняющие сходные функции, образуют ядра серого вещества. В задних столбах расположены чувствительные ядра. В передних столбах залегают очень большие (100–140 мкм в диаметре) корешковые нейроны, образующие двигательные соматические центры. В боковых столбах залегают группы мелких нейронов, образующие центры симпатической части вегетативной нервной системы. Их аксоны проходят через передний рог и совместно с аксонами корешковых нейронов передних столбов формируют передние корешки спинномозговых нервов. Белое вещество спинного мозга образовано главным образом миелиновыми волокнами, идущими продольно. Пучки нервных волокон, связывающие различные отделы нервной системы, называются проводящими путями спинного мозга.

Рассмотрим рефлекторную дугу и рефлекторный акт как основной принцип деятельности нервной системы. Простые рефлексы осуществляются через спинной мозг. Простейшая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов – чувствительного и двигательного. Тело первого нейрона (афферентного) находится в спинномозговом, или чувствительном – узле черепного нерва. Дендрит этой клетки направляется в составе соответствующего спинномозгового или черепного нерва на периферию, где заканчивается рецепторным аппаратом, который воспринимает раздражение. В рецепторе энергия внешнего или внутреннего раздражителя перерабатывается в нервный импульс.

Рис. 66. Спинной мозг (поперечный разрез) и рефлекторная дуга. А – задняя срединная борозда, Б – белое вещество, В – задний рог, Г – задний корешок, Д – спинномозговой узел, Е – боковой рог, Ж – передний корешок, 3 – передний рог, И – передняя срединная щель; 1 – вставочный нейрон, 2 – афферентное нервное волокно, 3 – эфферентное нервное волокно, 4 – серая ветвь, 5 – белая ветвь, 6 – узел симпатического ствола, 7 – нервно-секреторное окончание

Импульс передается по нервному волокну к телу нервной клетки, а затем по аксону, который входит в состав заднего (чувствительного) корешка спинномозгового или соответствующего корешка черепного нерва, следует в спинной или головной мозг. В сером веществе спинного или в ядрах головного мозга этот отросток чувствительной клетки образует синапс с телом II (эфферентного) нейрона. Его аксон выходит из спинного (головного) мозга в составе передних (двигательных) корешков спинномозгового или соответствующего черепного нерва и направляется к рабочему органу. Чаще всего рефлекторная дуга состоит из многих нейронов. Тогда между афферентными и эфферентными нейронами расположены вставочные нейроны (см. рис. 66 ).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Центральная нервная система Передняя срединная щель спинного мозга - fissura mediana anterior medullae spinalisЗадняя срединная борозда спинного мозга - sulcus medianus posterior medullae spinalisПередний канатик спинного мозга (на разрезе или на целом мозге) - funiculus anterior medullae spinalisБоковой канатик спинного

Нервная система Нервная система управляет деятельностью различных органов и систем, составляющих целостный организм, осуществляет его связь с внешней средой, а также координирует процессы, протекающие в организме, обеспечивает связь всех его частей в единое целое,

Центральная нервная система Спинной мозг Спинной мозг расположен в позвоночном канале. Это длинный тяж почти цилиндрической формы, который на уровне верхнего края первого шейного позвонка (атланта) переходит в продолговатый мозг, а внизу на уровне II поясничного

Нервная система как система власти Проблема власти и организации является основной проблемой в деятельности нервной системы. Задачи этой системы сводятся к организации и управлению процессами, происходящими внутри организма и между организмом и его средой. Тот факт,

Центральная нервная система Самая поразительная и удивительная вещь на земле – человеческий мозг. Это розовато-сероватое вещество является контролирующим органом всего нашего тела и регулирует буквально все: наши мысли, решения, эмоции, слух, движения, речь, память,

Нервная система Помимо своих специфических функций тело нервной клетки должно обеспечивать интеграцию и непрерывное возобновление своей цитоплазмы, вплоть до окончания аксона и дендритов. Нервная клетка должна также возобновлять содержимое нервных стволов, длина

Нервная система Жизнедеятельность всех систем организма и их частей регулирует и координирует нервная система. Существенная роль ее заключается в обеспечении функционального единства и целостности организма. Она обусловливает взаимодействие между организмом и

Нервная система Ветер – это причина всех болезней. «Чжуд-Ши», тантра Объяснений С позиций тибетской медицины состояние здоровья и жизнь человека зависят от трех регулирующих систем организма, или конституций (дошей): Слизь, Желчь, Ветер. Конституция Слизь отвечает

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА Сексуальная жизнь - необычайно сложный процесс, и очень трудно характеризовать её составные части в отдельности. Тем не менее я попытаюсь это сделать, чтобы обсуждаемые проблемы были более понятными.В физиологии полового акта основными элементами

Нервная система Перефразировать поговорку применительно к рассматриваемой теме можно следующим образом: «Нам мозги сказали: “Надо!”, спинной мозг ответил: “Есть!”». Спинной и головной мозг являются руководящей и направляющей силой всех процессов, происходящих в

Нервная система Нервная система объединяет (интегрирует) все структуры тела человека в единый целостный организм. Именно благодаря интеграции (от лат. integratio – восполнение, integer – целый) нервная система регулирует все функции, управляет движениями, осуществляет

Название: Нервная система человека. Строение и нарушения. Атлас.
Астапов В.М., Микадзе Ю.В.
Год издания: 2004
Размер: 13.36 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

В данном атласе в первом разделе представлены прекрасно выполненые иллюстрации из ряда работ отечественных и иностранных авторов по строению нервной системы человека. Второй раздел демонстрирует модели высших психических функций и примеры их нарушений при локальных поражениях мозга. Атлас рассчитан на использование как наглядное пособие при изчении дисциплин, рассматривающих вопросы строения НС и высшей психической деятельности человека.

Название: Неврология. Национальное руководство. 2-е издание
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И.
Год издания: 2018
Размер: 24.08 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Национальное руководство "Неврология" в своем 2-м издании 2018 года дополнено современной информацией. Книга "Неврология. Национальное руководство" содержит три раздела, где на современном уровне опис... Скачать книгу бесплатно

Название: Боль в спине.
Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н.
Год издания: 2013
Размер: 4.62 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боль в спине" рассматривает такой важный медицинский аспект неврологии, как боль в спине. В руководстве рассмотрены эпидемиология боли в спине, факторы риска, морфофункциональные основы боли в... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология. Национальное руководство. Краткое издание.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б.
Год издания: 2018
Размер: 4.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Неврология. Национальное руководство. Краткое издание" под редакцией Е.И. Гусева с соавторами рассматривает базовые вопросы неврологии, где рассмотрены неврологические синдромы (болевые, менинг... Скачать книгу бесплатно

Название: Боковой амиотрофический склероз
Завалишин И.А.
Год издания: 2009
Размер: 19.9 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боковой амиотрофический склероз" под ред., Завалишина И.А., рассматривает актуальные вопросы данной патологии с позиции врача невролога. Изложены вопросы эпидемиологии, этиопатогенеза, клиничес... Скачать книгу бесплатно

Название: Головная боль. Руководство для врачей. 2-е издание.
Табеева Г.Р.
Год издания: 2018
Размер: 6.14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное руководство "Головная боль" рассматривает актуальные вопросы темы, освещая такие аспекты цефалгического синдрома, как классификация головной боли, тактика ведения пациентов с головной б... Скачать книгу бесплатно

Название: Мануальная терапия в вертеброневрологии.
Губенко В.П.
Год издания: 2003
Размер: 18.16 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Мануальная терапия в вертеброневрологии" рассматривает общие вопросы мануальной терапии, описана методика мануального обследования, клинико-диагностические аспекты остеохондроза и вертеброгенно... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология для врачей общей практики
Гинсберг Л.
Год издания: 2013
Размер: 11.41 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Неврология для врачей общей практики" под ред., Гинсберга Л., подробно рассматривает неврологическую семиотику и неврологические расстройства в клинической практике. Представ... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч., Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 1.7 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. является завершающим изданием двухтомника рассматривает развитие и расстрой...

О ПРОЕКТЕ

Академик РАН, профессор Александр Николаевич Коновалов

Дорогие друзья!

С большим профессиональным удовольствием рад представить результат многолетней работы по созданию мультимедийного трехмерного Атласа головного мозга человека. В основу этого фундаментального труда положены многолетние исследования головного мозга, проводимые в НИИ нейрохирургии им. акад.Н.Н.Бурденко — данные магнитно-резонансной и компьютерной томографии, цифровой ангиографии, результаты анатомических исследований, а также данные, систематизированные в научных изданиях и атласах предыдущих. Передовые компьютерные технологии позволили создать удобную интерактивную трехмерную версию Атласа.

Мозг человека – сложнейшая и наиболее совершенная структура, созданная природой и очень непросто постичь особенности его строения. Поэтому знание анатомии центральной нервной системы и, в частности, головного мозга, являются фундаментом для успешной работы не только нас, нейрохирургов, но и ученых многих специальностей.

Знание анатомии это еще и основа подготовки молодых специалистов в области неврологии и нейрохирургии. Решению этих проблем призван помочь этот трехмерный анатомический Атлас центральной нервной системы человека.

Хочу особо отметить, что объемная реконструкция важнейших структур мозга – коры больших полушарий, подкорковых ядер, ствола, проводящих путей, желудочковой системы, вен и артерий, спинного мозга и черепно-мозговых нервов позволяют составить цельное пространственное представление о строении мозга. Эти знания важны для всех специалистов, изучающих заболевания нервной системы и, в первую очередь, для нейрохирургов. Представляемый Атлас будет весьма полезна не только начинающим специалистам, но и их умудренным практическим и жизненным опытом старшим коллегам.

Академик РАН Александр Николаевич Коновалов

О ПРОЕКТЕ

Одним из приоритетных направлений научно-практической деятельности компании “ТОЛИКЕТИ” являются разработки в области виртуализации нейроанатомии человека.

Трехмерные программные компьютерные технологии позволяют совершенно по-новому взглянуть на строение Центральной нервной системы человека. Определяющая концепция трёхмерной реконструкции открывает безграничные возможности в исследовании законов построения органического мира.

Издательство “ТОЛИКЕТИ” в лице доктора медицинских наук, заведующего отделением нейроонкологии НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н.Бурденко Давида Ильича Пицхелаури и Студия Научного Дизайна «BRAIN.ERA» в лице Самборского Дмитрия Ярославовича, выполнившая работы, связанные с трехмерным моделированием и дизайном проекта, при финансовой поддержке “Международного Фонда Развития Нейрохирургии и Нейрореабилитации” разработали проект создания ТРЁХМЕРНОГО АТЛАСА ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА.

Программную часть проекта разработали специалисты в области программирования Исламов Денис и Логинов Павел.


В качестве исходных данных использовались нативные компьютерные и магнитно-резонансные томограммы среднестатистического человека, данные анатомических исследований, а также систематизированные в научных изданиях предыдущих лет сведения по анатомии Центральной нервной системы человека.


Создание Атласа является главной составляющей проекта для использования в научно-практических и обучающих целях в нейрохирургии, неврологии и других смежных дисциплинах. Эта разработка основана на уникальном материале, полученном в процессе 10-летней совместной работы нейрохирургов и специалистов в области трёхмерных программных технологий.

Понятие виртуального нейроанатомического атласа

Виртуальный атлас центральной нервной системы человека представляет трёхмерно-программный концепт, объединяющий, во-первых, разнотипную информацию о головном мозге и, во-вторых, набор методов для работы с этой информацией. Атласы центральной нервной системы естественным образом позволяют интегрировать геометрическую, физическую, физиологическую информацию, получаемую из различных источников, предоставляя пользователям возможность работать сразу со всей совокупностью данных. Объем информации, хранимой в нейроанатомическом атласе, может быть колоссальным, и поэтому внутренняя организация работы с информацией является крайне важным параметром атласа – не менее важным, чем сама информация о мозге.


Детально разработаны строение и функциональные связи сложных внутримозговых структур: гипоталамуса, таламуса, амигдалярного комплекса, гиппокампальной формации, базальных ганглиев, мозжечка, ретикулярной формации, черепно-мозговых нервов, проводящих путей ЦНС и др.


Программное обеспечение включает большое количество интерактивных нейроанатомических реконструкций и дополнительные опции, расширяющие функциональные возможности продукта.

Концепция разнесения информации по слоям, которые можно включать и отключать в зависимости от поставленной задачи, позволяет управлять огромными массивами информации, которые характерны для биологических объектов.

На всех этапах создания Атласа большое внимание уделялось точности предоставляемой анатомической информации, достигаемой аудитом экспертных проработок.

Контент разделен на 12 разделов, в которых размещены виртуальные нейроанатомические блок-препараты.


Выбор оптимального ракурса, определение набора элементов сборки, виртуальное препарирование структур, перекрывающих обзорное поле и разбивка препарата на несколько вложенных сцен, обеспечивают максимальное раскрытие зоны интереса.

Разработанные в проекте оригинальные решения трехмерного реконструирования биологических объектов, позволили создать уникальный виртуальный продукт для нейрохирургических целей.

Для построения коры больших полушарий с учетом внутреннего хода извилин, являющейся крайне сложной задачей, был использован метод пошагового экструдирования на основе внедренных МР-срезов. Это явилось уникальным преимуществом атласа-тренажера.


Также были найдены трехмерные решения алгоритмов строения сосудов с системой ветвления, сложной с точки зрения трехмерного моделирования.


Построение цистерн потребовало огромных ресурсов и глубокого анализа смежных структур, определяющих их форму.


Построения проводящих систем потребовало поиска решения трехмерного моделирования таких сложных органических объектов, как волокнистые системы ЦНС.

Система анимационных модулей позволила смоделировать движение сигнальных импульсов в 12 черепно-мозговых нервах и основных функциональных системах ЦНС.

Одной из практических полезных особенностей атласа является возможность его использования в качестве нейрохирургического тренажера. Имитируя повороты и масштабирование виртуального операционного поля, в выбранных реконструкциях, и идентифицируя структуры с разных ракурсов, хирург получает уникальный опыт навигации для его последующего использования в реальных операционных условиях.

Встроенный стерео-режим с использованием специальных очков и VR-режим (виртуальные шлемы и другие девайсы), позволяют работать с контентом в современных форматах.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ОПЕРАЦИОННЫЙ НАВИГАТОР

На базе Атласа планируется создание интерактивного операционного навигатора, функционирующего на базе трёхмерных реконструкций основных нейрохирургических доступов. Выбранная пользователем реконструкция доступа синхронизируется с положением пациента в заданном ракурсе, что позволяет нейрохирургу быстро определить анатомические ориентиры в изменяемом операционном поле.

Работа хирурга в интраоперационном режиме навигатора предусматривает следующие функции: поворот, масштабирование, а также управление наполнением контента с возможностью скрытия анатомических объектов, перекрывающих операционное поле.

Использование элементов аугментивной (добавленной) реальности — линий разрезов, контуров фрезевых отверстий, критически важных для жизни пациента маркеров, анатомических локусов и т.д. позволяет оптимально спланировать операцию и визуализировать инструкции для ассистентов, «открывающих» операционное поле.

В программном режиме реконструкция доступа может дополняться и уточняться виртуальным контентом: особенностями индивидуального строения, реконструкцией патологического очага (опухоль, аневризма и т.д.) и дислокацией прилежащих структур мозга.

БАНК ВАРИАБЕЛЬНОСТЕЙ

Следующим важным направлением в развитии проекта является создание банка вариабельностей анатомических структур ЦНС с открытой архитектурой наполнения. Созданные на базе элементов индивидуальных трехмерных реконструкций анатомические структуры, позволят оценить все многообразие нейроанатомии человека.

Индивидуальные виртуальные реконструкции, помимо интраоперационного режима, можно использовать в предоперационном планировании и послеоперационном разборе.

Разрабатываемый атлас-тренажер ставит своей целью достижение существенно более высокого уровня реалистичности c возможностью симуляции нейрохирургических операций в режиме виртуальной реальности.

Важной составляющей тренажера является разработка “динамических методов”, оценивающих изменения структур головного мозга при определенных воздействиях, в частности, при использовании ретрактора и других нейрохирургических инструментов.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ

Заключительным этапом проекта является разработка и реализация метода персонализации атласа. Метод позволит на основании диагностических данных высокотехнологичных методов КТ, МРТ, цифровой ангиографии, конвергирующих на виртуальную трёхмерную реконструкцию конкретного пациента, осуществлять планирование реальных операций и разрабатывать тактику хирургического вмешательства.

Программное обеспечение виртуального нейроанатомического тренажера разработано под WINDOWS с последующим созданием версий для iPad, iPhone и Android. В разработке предусмотрена возможность постоянного апгрейда программного обеспечения через интернет-сервис.

Название: Атлас - Нервная система человека - Строение и нарушения.

В атласе представлены наиболее удачные иллюстрации из работ ряда зарубежных и отечественных авторов, демонстрирующие строение нервной системы человека (I раздел), а также модели высших психических функций человека и отдельные примеры их нарушения при локальных поражениях мозга (II раздел). Атлас может быть использован как наглядное учебное пособие в курсах по психологии, дефектологии, биологии, рассматривающих вопросы строения нервной системы и высших психических функций человека.

С цитологической точки зрения нервная система включает тела всех нервных клеток, их отростки (волокна, образованные ими пучки и т.д.). поддерживающие клетки и оболочки. Нейрофизиология рассматривает нервную систему как часть живой системы, которая специализируется на передаче, анализе и синтезе информации, а нейропсихология как материатьный субстрат сложных форм психической деятельности, формирующихся на основе объединения различных отделов мозга в функциональные системы. Нервная система состоит из центральной и периферической частей. В состав центральной нервной системы (ЦНС) входят те отделы, которые заключены в полости черепа и позвоночном канале, а периферической - узлы и пучки волокон, соединяющие центральную нервную систему с органами чувств и различными эффекторами (мышцы, железы и др.). ЦНС в свою очередь, делится на головной мозг, находящийся в черепе, и на спинной мозг, заключенный в позвоночнике. Периферическая нервная система состоит из черепно мозговых и спинальных нервов.

РАЗДЕЛ I. Общие представления о строении нервной системы.
Среднесагиттальный разрез головы человека 4
Вегетативная часть нервной системы (схема) 5
Наиболее принятые анатомические обозначения 6
Нервная сеть. Анатомо-функциональная структура нейрона 8
Схема распределения клеточных элементов коры больших полушарий.
Ассоциативные связи в коре головного мозга 9
Нерасчлененный мозг 10
Важнейшие области и детали строения мозга 11
Большие полушария 12
Топография черепно-мозговых нервов на основании черепа 14
Цитоархитектонические поля и представительство функций в коре больших полушарий 15
Развитие головного мозга 16
Пропорции черепа новорожденного и взрослого.
Схема сроков миелинизации основных функциональных систем в мозге 17
Зоны васкуляризации головного мозга 18
Главные комиссуры, соединяющие два полушария мозга 20
Анатомическая асимметрия полушарий мозга 21
Частота анатомических различий между полушариями 22
Структуры головного мозга 23
Кортикоретикулярные связи 25
Проводящие пути и связи головного мозга 26
Проводящие пути спинного и головного мозга 27
Системы связей первичных, вторичных и третичных полей коры 28
История развития представлений о локализации психических функций 29
Корковая проекция чувствительности и двигательной системы 30
Соматическая организация моторной и сенсорной областей коры человека 31
Структурно-функциональная модель интегративной работы мозга, предложенная А.Р.Лурия 32
Важнейшие части мозга, образующие лимбическую систему.
Структуры мозга, играющие роль в эмоциях 33
Схема лимбической системы 34
Зрительная система. Слуховая система 35
Ощущения с поверхности тела. Обонятельная система. Вкусовая система 36
Пути для специфических видов сенсорных сигналов. Основные категории в области сенсорных процессов - модальность и качество 37
Сравнительная характеристика некоторых типов анализаторов 38
Зрительная система 39
Последовательность процессов при реакции на зрительный стимул 40
Схема проводящих путей зрительной системы 41
Схема кортиева органа 42
Слуховая система 43
Типы рецепторов кожи 44
Схема строения кожно-кинестетической системы 45
Карта кортикальных областей, в которые проецируются тактильные сигналы от поверхности тела 46
Нормальная ошибка осязания 47
Схема вкусовой системы 48
Рецепция запахов 49
Схема обонятельной системы и ее связей - вставочных систем 50
Ход пирамидного тракта. Экстрапирамидная система 51
РАЗДЕЛ II. Высшие психические функции: модели и примеры нарушения при локальных поражениях мозга.
Принципиальная схема функциональной системы как основы нейрофизиологической архитектуры 52
Зрительные расстройства 53
Рисунки больных со зрительными агнозиями 54
Игнорирование левой стороны 58
Рисунок больного со зрительным игнорированием 59
Прибор для проведения опытов на больных с рассеченным мозолистым телом. Принцип работы Z-линзы 60
Рисунки больного при угнетении правого или левого полушария 61
Влияние комиссуротомии на рисунок и письмо. Различия между полушариями при зрительном восприятии 62
Различные типы ошибок при письме левой и правой рукой 63
Нарушения письма.64
Типы нарушений чувствительности 65
Функциональная модель предметного действия 66
Построение движений по Н.А.Бернштейну 67
Схема регуляции речевой деятельности 68
Боковая поверхность левого полушария с предполагаемыми границами «речевых зон». Области коры левого полушария головного мозга, связанные с речевыми функциями 69
Расположение очагов поражения левого полушария мозга при различных формах афазии 70
Локализация поражений мозга при различных формах аграфии, сочетающейся с афазией 71
Магнитно-резонансный снимок мозга пациента с синдромом Герстмана.
Локализация поражений коры головного мозга при алексии 72
Зеркальное письмо 73
Персеверации движений у больных с поражением передних отделов головного мозга 74
Нарушение зрительного восприятия при поражении передних отделов головного мозга. Атрофия головного мозга при болезни Пика 75
Каротидные ангиограммы 76
Схема хранения информации в различных системах памяти.
Три возможных способа распознавания буквы А 77
Кривые запоминания 78
Список использованной литературы 79


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Атлас - Нервная система человека - Строение и нарушения - Астапов В.М., Микадзе Ю.В. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Учебные программы" href="/text/category/uchebnie_programmi/" rel="bookmark">учебной программы по курсу « Анатомия ЦНС» и распределен последовательно по темам.

Каждому контрольному заданию соответствует один или несколько рисунков, расположенных во втором разделе каждого предметного задания.

Для выполнения заданий по анатомии ЦНС сначала необходимо проработать предлагаемую основную и дополнительную литературу по данному предмету, включая и лекции. Затем на « слепых» рисунках настоящего пособия требуется выполнить задания, указанные в первой части настоящего пособия

Преимущество работы с данным пособием по сравнению с другими формами работы

(семинарами, реферативными сообщениями, коллоквиумами) заключается в том, что использование подобного методического пособия дает возможность каждому студенту самостоятельно изучить и наглядно убедиться в правильности усвоения изученного материала и подготовиться к контрольной проверке полученных знаний преподавателем.

Доктор биологических наук,

профессор

АНАТОМИЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Тема 1 . Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма………………………………

Тема 2. Нервная ткань….…………………………………………………

Тема 3. Общий план строения нервной системы……………………….

Тема 4 . Морфологический субстрат рефлекса как основного принципа работы нервной системы……………………………………………………………

Тема 5 . Оболочки спинного и головного мозга………………………….

Тема 6. Центральная нервная система……………………………………

Тема 7 . Ретикулярная формация………………………………………….

Тема 8. Лимбическая система……………………………………………..

Тема 9 . Вегетативная (автономная) нервная система…………………….

Тема 10. Развитие нервной системы………………………………………

Приложения ………………………………………………………………

Тема 1. Определяющая роль нервной системы в морфологическом и физиологическом развитии организма

Контрольные вопросы:

1. Каково значение нервной системы в жизнедеятельности организма?

2. За счет каких элементов нервной системы осуществляется координация функций в организме?

3. Почему наблюдается совершенствование нервной системы от низших животных к высшим, и к человеку?

4. Чем отличается нервная система человека от нервной других млекопитающих?

5. Почему мозг называют «социальной материей»?

Тема 2. Нервная ткань

Контрольное задание №1

Изучите схему строения нервной ткани (Рис.1).

1. Нейроны.

2. Аксоны, покрытые миелиновыми оболочками.

3. Синаптические окончания.

4. Безмиелиновое волокно.

5. Астроцит (клетка нейроглии, выполняющая трофическую функцию).

6. Олигодендроцит (клетка нейроглии, участвующая в образовании миелиновой оболочки).

7. Дендриты нейрона.

8. Кровеносный сосуд.

Контрольное задание №2

Изучите строение нейронов и синапсов (Рис.2).

На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 2(а)

1. Зернистые нейроны.

2. Пирамидные нейроны.

3. Звездчатые нейроны.

4. Веретеновидные нейроны.

Рисунок 2(б)

1. Тело нейрона.

3. Ядрышко.

4. Митохондрии.

5. Дендриты.

7. Миелиновая оболочка.

Рисунок 2(в)

12. Аксо-соматический синапс.

13. Аксо-дендрические синапсы.

Контрольные вопросы

1. Что такое нейрон? Каковы особенности его строения?

2. Как называются отростки нейрона? Какую функцию они выполняют?

3. На какие типы делятся нейроны ЦНС?

4. Посредством каких образований нейроны связаны между собой?

5. Что входит в состав синапса?

6. Что представляет собой серое и белое вещество в центральной нервной системе?

7. Как классифицируют нейроны по форме?

8. Какие типы нейронов Вы знаете в соответствии с их функциями?

9. Чем отличается миелиновое нервное волокно от безмиелинового?

10. Какие разновидности клеток нейроглии Вы знаете?

11. Какие функции выполняют различные клетки нейроглии?

12. В чем особенность микроглии?

Тема 3. Общий план строения нервной системы

Контрольное задание №3

Изучите схему общего плана строения нервной системы (Рис.3). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

Центральная нервная система.

1. Головной мозг (центральная нервная система)

2. Спинной мозг (центральная нервная система) и отделы относящиеся к периферической нервной системе.

Переферийная нервная система.

1. Шейное сплетение.

2. Плечевое сплетение.

3. Поясничное сплетение.

4. Крестцовое сплетение.

5. Нервы, идущие от крестцового сплетения к мышцам нижней конечности.

6. Нервы, идущие от плечевого сплетения к мышцам верхней конечности.

7. Нервы, идущие от поясничного сплетения к мышцам нижней конечности.

8. Нерв, идущий от крестцового сплетения к мышцам нижней конечности.

Контрольные вопросы

1. Какие образования относятся к центральной нервной системе, и какие – к периферической?

2. Какие части тела снабжаются нервами от соматической нервной системы и какие – от вегетативной?

3. От каких сплетений отходят нервы, иннервирующие мышцы верхней и нижней конечности?

Тема 4. Морфологический субстрат рефлекса как основного принципа работы нервной системы

Контрольное задание № 4

Изучите строение рефлекторных дуг соматической и вегетативной нервной системы (Рис.4). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

1. Тело афферентного (чувствительного) нейрона.

2. Дендрит афферентного нейрона.

3. Рецептор.

4. Аксон афферентного нейрона.

5. Тело эфферентного (двигательного) нейрона.

6. Дендриты эфферентного нейрона.

7. Аксон эфферентного нейрона.

8. Тело ассоциативного (вставочного) нейрона.

9. Аксон ассоциативного нейрона.

10. Задний корешок спинномозгового нерва.

11. Спинальный узел.

12. Передний корешок спинномозгового нерва.

13. Задний рог.

14. Боковой рог.

15. Передний рог.

16. Узлы симпатического ствола.

17. Белая соединительная ветвь.

18. Серая соединительная ветвь.

19. Превертебральный узел.

21. Тело вставочного нейрона вегетативной дуги.

22. Тело эффекторного нейрона вегетативной дуги.

23. Прегантионарное волокно.

24. Постганитанарное волокно.

Контрольные вопросы

1. Что такое рефлекс?

2. Назовите элементы рефлекторной дуги? Где расположены тела чувствительного, двигательного и всиавочного нейронов?

3. Что такое рецептор?

4. Назовите функции нейронов:

А) спинномозговых узлов;

Б) задних, боковых и передних рогов серого вещества, спинного мозга;

В) узлов вегетативной нервной системы.

5. Из чего состоят спинномозговые узлы, передние и задние корешки, белая и серая соединительные ветви и спинномозговой нерв?

6. Чем отличается соматическая рефлекторная дуга от вегетативной?

7. В составе каких анатомических образований проходят нервные волокна от рецепторов в мозг и от мозга к исполнительным органам?

Тема 5. Оболочки спинного и головного мозга

Контрольное задание №5

Изучите схему строения сегмента спинного мозга с оболочками (Рис.5). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

1. Твердая мозговая оболочка.

2. Паутинная оболочка.

3. Мягкая мозговая оболочка.

4. Передний корешок спинномозгового нерва.

5. Задний корешок спинномозгового нерва.

6. Спинальный узел.

7. Боковой столб белого вещества.

8. Передний рог серого вещества.

9. Передняя срединная щель.

10. Задняя срединная борозда.

11. Передний столб белого вещества.

12. Задний столб белого вещества.

13. Задний рог серого вещества.

Контрольные вопросы

1. Какие вы знаете оболочки спинного и головного мозга?

2. Какую функцию выполняют оболочки спинного мозга?

3. Что такое – субарахноидальное пространство?

4. Что такое – субдуральное пространство?

5. Каково значение спинномозговой жидкости?

Тема 6. Центральная нервная система.

Спинной мозг.

Контрольное задание №6

Изучите схему общего вида спинного мозга (Рис.6). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

1. Шейное утолщение спинного мозга.

2. Поясничное утолщение спинного мозга.

3. Спинальные узлы.

4. Спинномозговые нервы.

5. Твердая мозговая оболочка.

6. Задний столб белого вещества.

7. Концевая нить.

8. Конский хвост.

Контрольное задание № 7

Изучите схему расположения проводящих путей на поперечном срезе спинного мозга (Рис.7). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования.

1. Задняя срединная борозда.

2. Передняя срединная щель.

3. Тонкий пучок.

4. Задний столб белого вещества.

5. Передний рог серого вещества.

6. Задний рог серого вещества.

7. Задний корешок спинномозгового нерва.

8. Боковой столб белого вещества.

9. Передний столб белого вещества.

10. Передний спинно-мозжечковый путь.

11. Задний спиномозжечковый путь.

12. Боковой кортикоспинальный (пирамидный) путь.

13. Руброспинальный путь.

14. Спинно-таламический путь.

15. Вестибулоспинальный путь.

16. Передний кортикоспинальный путь.

17. Тектоспинальный путь.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит сегментарное строение спинного мозга?

2. Что такое «конский хвост», из чего он построен, каков механизм его образования?

3. Что понимают под сегментом спинного мозга (нервный сегмент)? Чем объяснить не соответствие у взрослого человека сегментов спинного мозга и количества позвоночника?

4. Какой вид имеет серое вещество спинного мозга?

5. Где располагается белое вещество спинного мозга?

6. Назовите пучки, проводящие двигательные импульсы?

7. Назовите пучки, которые проводят:

А) тактильную чувствительность;

Б) болевую и температурную чувствительность.

8. В) мышечно-суставную чувствительность.

9. Какие нейроны располагаются в заднем роге и какие – в переднем роге?

10. С какими функциями связаны восходящие пути и с какими нисходящие пути?

11. В составе каких столбов белого вещества спинного мозга проходят восходящие пути и в составе каких – нисходящие?

Головной мозг. Ствол мозга

Контрольное задание № 8

Изучите схему строения головного мозга снизу (Рис.8). Выделите на рисунке следующие отделы головного мозга:

Продолговатый, задний, средний, промежуточный и конечный мозг.

1. Сосцевидные тела.

2. Зрительный тракт.

3. Обонятельный тракт.

4. Варолиев мост.

5. Ножка мозга.

6. Мозжечок.

7. Перекрест пирамид.

8. Пирамидный пучок.

9. Воронка.

10. Гипофиз.

11. Средние ножки мозжечка.

І - Обонятельная луковица, корешки черепно-мозговых нервов.

ІІ – Зрительный нерв.

ІІІ – Глазодвигательный нерв.

ІV - Блоковый нерв.

V - Тройничный нерв.

VІ - Отводящий нерв.

VІІ – Лицевой нерв.

VІІІ - Преддверно-улитковый.

ІX - Языкоглоточный.

X - Блуждающий нерв.

XІ - Добавочный.

XІІ – Подъязычный нерв.

Задний мозг

Контрольное задание № 9

Изучите схему строения ромбовидной ямки (Рис.9). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 9.

1. Срединная борозда.

2. Тонкий пучок.

3. Клиновидный пучок.

4. Ядро преддверно-улиткового нерва.

5. Ядро подъязычного нерва.

6. Ядро блуждающего нерва.

7. Передний бугорок четверохолмия.

8. Задний бугорок четверохолмия.

9. Ядро лицевого нерва.

10. Голубое пятно.

11. Ядро блокового нерва.

12. Ядро глазодвигательного нерва, корешки следующих черепно-мозговых нервов:

ІV - блокового.

VІІ – лицевого.

VІІІ - преддверно-улиткового.

ІX - языкоглоточного.

X - блуждающего.

XІ - добавочного.

XІІ – подъязычного.

Мозжечок

Контрольное задание № 10

Изучите схемы строения мозжечка (Рис.10. І – продольный срез, ІІ – вид сзади и сверху, ІІІ – связи мозжечка с другими структурами мозга). На этом рисунке обозначьте цифрами следующие образования:

І – продольный срез :

1. «Древо жизни».

2. Ядро мозжечка.

4. Продолговатый мозг.

5. Спинной мозг.

ІІ – вид сзади и сверху :

2. Полушария.

3. Места проекций туловища, конечностей и головы человека в черве и полушариях мозжечка.

ІІІ – связи мозжечка с другими структурами головного и спинного мозга :

К – кора больших полушарий.

Т – таламус.

Мо – мост.

П - продолговатый мозг.

С - спинной мозг.

1. Мозжечково-таламические связи

2. Связи таламуса с двигательной областью коры.

3. Связи таламуса с лобной областью коры.

4. Связи таламуса с областью общей чувствительности.

5. Восходящие пути от спинного мозга к мозжечку.

6. Нисходящие пути от двигательной области коры.

7. Нисходящие пути от лобной области коры.

8. Нисходящие пути от области общей чувствительности к спинному мозгу.

9. Ответвления от пирамидного пути к ядрам моста.

10. Мосто-мозжечковый путь.

Контрольные вопросы

1. На какие отделы делится головной мозг?

2. Какие отделы головного мозга относятся к мозговому стволу?

3. Какие отделы относятся к заднему стволу?

4. Где находится и что собой представляет дно ІV желудочка мозга – ромбовидная ямка?

5. Сравните строение спинного мозга и стволового отдела головного мозга. Каковы различия и что общего в строении этих отделов центральной нервной системы?

6. Назовите черепно-мозговые нервы, ядра которых располагаются в ромбовидной ямке.

7. Какие жизненно важные центры располагаются в продолговатом мозге?

8. Какие нервы отходят от продолговатого мозга?

9. Из каких отделов состоит мозжечок?

10. Как располагается серое и белое вещество в мозжечке?

11. Какие Вы знаете ядра мозжечка?

12. Какие Вы знаете «ножки» мозжечка? Какую роль они играют?

13. С какими отделами мозга связан мозжечок?

14. Почему мозжечок называют «малым мозгом»?

15. В чем функциональное отличие полушарий и червя мозжечка?

Средний, промежуточный и конечный мозг

Контрольное задание № 11

Изучите схемы строения промежуточного и среднего мозга на его продольных срезах и медиальной поверхности полушария (Рис.11 и 12). На указанных схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 11.

1. Таламус.

2. Ножка мозга.

4. Водопровод.

5. Продолговатый мозг.

6. Белое вещество червя мозжечка.

7. Полушарие мозжечка.

8. ІV мозговой желудочек.

9. Задние бугорки четверохолмия.

10. Передние бугорки четверохолмия.

11. Эпифиз.

12. Мозолистое тело.

13. Лобная доля больших полушарий.

14. Гипофиз.

Рисунок 12.

1. Продолговатый мозг.

3. Мозжечок.

4. ІV мозговой желудочек.

5. Белое вещество мозжечка.

6. Ножка мозга.

7. Передние бугорки четверохолмия.

8. Задние бугорки четверохолмия.

9. Водопровод.

10. Эпифиз.

11. Мозолистое тело.

12. Лобная доля больших полушарий.

13. Зрительный тракт.

14. Гипофиз.

Контрольное задание № 12

Изучите строение промежуточного и среднего мозга на схемах (Рис.13 и рис.14). На этих схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 13.

1. Четверохолмие.

2. Эпифиз.

3. Таламус.

4. Столбики свода.

5. ІІІ мозговой желудочек.

6. Передняя спайка.

Рисунок 14.

1. Водопровод.

3. Четверохолмие.

4. Покрышка.

5. Красное ядро.

6. Черная субстанция.

7. Латеральное коленчатое тело.

8. Медиальное коленчатое тело.

9. Ножки мозга.

10. Сосцевидные тела.

11. Заднее продырявленное вещество.

12. Воронка.

13. Переднее продырявленное вещество.

14. Хиазма.

15. Зрительный нерв.

16. Зрительный тракт.

Контрольное задание № 13

Изучите строение первого, второго и третьего мозговых желудочков на рисунке 15. Обозначьте цифрами следующие образования:

1. Таламус.

2. ІІІ мозговой желудочек.

3. Эпифиз.

4. Четверохолмие.

5. Средний рог бокового желудочка.

6. Передний рог бокового желудочка.

7. Колонки свода.

8. Передняя спайка.

9. Мозжечок.

10. Кора больших полушарий.

11. Белое вещество больших полушарий.

Контрольные вопросы

1. Какие образования относятся к среднему мозгу?

2. Каково функциональное значение этих образований?

3. Какое строение имеет полость среднего мозга? С какими другими полостями мозга она связана?

4. Что такое красное ядро? Каково его строение и функциональное значение?

5. Что такое четверохолмие? С какими функциями оно связано?

6. Какие образования относятся к промежуточному мозгу?

7. Почему он так называется?

8. Каково функциональное значение этих образований?

9. Какова полость промежуточного мозга, где она расположена и с какими другими полостями связана?

10. Что такое подбугорная (или подталамическая) область? Какими элементами она образована и каково её функциональное значение?

11. Почему гипоталамус и гипофиз образуют единый функциональный комплекс?

Конечный мозг. Кора больших полушарий, белое вещество и базальные ганглии.

Контрольное задание № 14

Изучите цитоархитектонику коры больших полушарий по рисунку 16 и обозначьте цифрами следующие слои коры:

Слои коры.

І - Молекулярный.

ІІ – Наружный зернистый.

ІІІ – Пирамидный.

ІV - Внутренний зернистый.

V - Ганглиозный.

VІ - Полиморфный.

Контрольное задание № 15

Изучите строение борозд больших полушарий головного мозга на рисунках 17 и 18. На этих схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 17.

1. Центральная (Роландова) борозда.

2. Прецентральная.

3. Постцентральная.

4. Верхняя лобная.

5. Средняя лобная.

6. Нижняя лобная.

7. Боковая (Сильвиева) борозда.

8. Теменно-затылочная.

9. Верхняя височная.

10. Средняя височная.

11. Нижняя височная.

Рисунок 18.

1. Шпорная борозда.

2. Теменно-затылочная.

3. Краевая.

4. Парагиппокампова.

5. Борозда мозолистого тела.

Контрольное задание № 16

Изучите строение основных извилин и долей больших полушарий головного мозга на рисунках 19 и 20. На этих схемах обозначьте цифрами следующие образования:

Рисунок 19.

Основные извилины наружной поверхности полушария.

1. Прецентральная.

2. Постцентральная.

3. Верхняя лобная.

4. Средняя лобная.

5. Нижняя лобная.

6. Верхняя височная.

7. Средняя височная.

8. Нижняя височная.

Основные доли.

1. Лобная доля.

2. Теменная доля.

3. Затылочная доля.

4. Височная доля.

Рисунок 20.

Основные извилины внутренней поверхности полушария.

1. Верхняя лобная.

2. Нижняя височная.

3. Поясная.

4. Гиппокампова.

5. Крючок.

Контрольное задание № 17

Изучите топографию коркового центра речи (Рис. 21) и на этой схеме обозначьте цифрами следующие образования:

1. Рече-двигательный центр.

2. Центр письма.

3. Речеслуховой центр.

4. Рече-зрительный центр.

5. Ассоциативные волокна, связывающие эти центры в единую морфо-функциональную систему речи.

Контрольное задание № 18

Изучите корковую локализацию чувствительности и двигательных центров в области прецентральной и постцентральной извилин (Рис. 22). Обозначьте цифрами следующие образования:

Проанализируйте соотношение площадей локализации различных частей тела.

2. Голень.

3. Туловище.

4. Верхняя конечность до кисти.

6. Верхняя часть лица.

7. Губы и ротовое отверстие.

Рисунок 23.

1. Таламус.

2. Хвостатое ядро.

3. Скорлупа.

4. Бледный шар.

5. Кора больших полушарий.

6. Проекционные волокна белого вещества (кортикоспинальный путь).

7. Комиссуральные волокна (мозолистое тело).

8. Короткие ассоциативные волокна.

9. Длинные ассоциативные волокна.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные части переднего мозга?

2. Какое значение имеют борозды и извилины?

3. Назовите названия слоев в коре больших полушарий?

4. Мозолистое тело, его положение и значение.

5. Оболочки головного мозга. Их строение и значение. Что находится в субархноидальном, субдуральном и эпидуральном пространствах?

6. Желудочки головного мозга. Где они располагаются, как сообщаются друг с другом, каково их значение?

7. Как и где образуется и каким путем циркулирует спинномозговая жидкость, омывающая спинной и головной мозг изнутри и снаружи?

8. Каково функциональное значение отдельных долей полушария мозга?

9. С какими структурами мозга связана первосигнальная деятельность и с какими связанно осуществление второсигнальных реакций?

10. Назовите, какие Вы знаете скопления серого вещества в толще полушария? Как они называются? Каково их функциональное значение?

11. В чем состоит сходство между большими полушариями и мозжечком?

12. Назовите извилины и доли полушария, которые связаны с основными анализаторными системами: корковые центры движения, осязания, обоняния, слуха, зрения, эмоции.

13. В чем состоит функциональная асимметрия мозга?

14. С какими функциями, преимущественно, связана деятельность левого полушария мозга и с какими – правого.

15. Исходя из функциональной асимметрии, что можно сказать о человеке с доминированием деятельности левого полушария, и о человеке с доминированием правого полушария мозга? Какие особенности психической деятельности их будут отличать?

16. Какими особенностями структурно-функциональной организации мозга отличаются «левши» и «правши»?

Тема 7. Ретикулярная формация

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности нейронной организации ретикулярной формации?

2. Назовите, какие Вы знаете ядра ретикулярной формации?

3. С какими органами, областями коры и другими структурами мозга связаны нейроны ретикулярной формации?

4. Что такое – ретикулоспинальный тракт?

Тема 8. Лимбическая система

Контрольные вопросы

1. Какие структуры мозга входят в лимбическую систему?

2. Каково функциональное значение лимбической системы?

3. С какими структурами мозга связана лимбическая система и каковы особенности её связей?

4. Почему изучение лимбической системы представляет собой интерес для психолога?

Контрольное задание № 19

Изучите строение лимбической системы мозга (Рис.24). Обозначьте цифрами следующие структуры, входящие в состав лимбической системы.

1. Поясная извилина.

2. Гиппокамп.

3. Миндалевидный комплекс.

Обозначьте, также другие структуры медиальной поверхности полушария:

4. Мозолистое тело.

5. Шпорную борозду.

6. Теменно-затылочную.

7. Поясную борозду.

8. Борозда мозолистого тела.

Тема 9. Вегетативная (автономная) нервная система

Контрольное задание № 20

Изучите строение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы (Рис.25). На указанных схемах обозначьте цифрами следующие образования:

1. Симпатический ствол.

2. Спинномозговые нервы.

3. Центральное представительство симпатического отдела.

4. Симпатические нервы к органам грудной полости.

5. Симпатические нервы, идущие к органам головы.

6. Симпатические нервы, идущие к органам брюшной полости.

7. Центральное представительство парасимпатического отдела в головном мозге.

8. Парасимпатические волокна, идущие в составе блуждающего нерва к органам брюшной полости.

9. Внутри стенные узлы (интрамуральные ганглии) в стенках внутренних сосудов.

10. Центральное представительство парасимпатического отдела в крестцовой части спинного мозга.

Контрольные вопросы

1. Чем отличается вегетативная нервная система от соматической?

2. Каково строение вегетативной рефлекторной дуги и чем она отличается от соматической?

3. На какие отделы делится вегетативная нервная система и в чем их отличия (морфологические и функциональные)?

4. Где находится центральная и периферическая части симпатической нервной системы?

5. Что такое симпатический ствол?

6. Где находятся центральная периферические части парасимпатического отдела вегетативной нервной системы?

7. Что такое – интрамуральные ганглии?

8. Почему каждый орган получает двойную иннервацию - от симпатического, и от парасимпатического отделов?

Тема 10. Развитие нервной системы

Контрольные вопросы

1. Каковы основные этапы развития нервной системы?

2. Как развивается головной мозг?

3. Сколько мозговых пузырей дает начало основным отделам головного мозга?

4. Что такое нервный гребень и какова его роль в образовании различных отделов нервной системы?

5. Какова последовательность формирования различных элементов мозга в пре - и постнатальном онтогенезе?

6. Как изменяется масса мозга в процессе развития?

7. В какой период развития, и какие борозды появляются первыми?

8. Когда появляются вторичные борозды, и какие?

9. Когда появляются третичные борозды, и какова их специфика?

10. Каковы основные стадии развития нейрона (сома, аксон, дендриты, синапсы).

11. Какое значение имеет процесс миелинизации нервных волокон.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Рис. 1. Строение нервной ткани.


Рис.10. І – Продольный разрез.

ІІ – Вид сзади.

ІІІ – Связи мозжечка с другими

структурами мозга.


Рисунок №11. Головной мозг.

Медиальная поверхность.


Рис.12 .Промежуточный, средний.

Продолговатый мозг.

https://pandia.ru/text/79/124/images/image015_0.jpg" width="400" height="418 src=">

Рис. 14. Средний мозг, забугорная и подбугорная поверхность.

Рис. 15. Мозговые желудочки.

(Мозолистое тело, свод и покрышка

ІІІ желудочка удалены).


Извилине (с лева) и двигательной функции в предцентральной извилине.

Рис. 23. Проводящие пучки головного и спинного мозга.



Рис. 24. Лимбическая система мозга.


Рис. 25. Вегетативная нервная система (схема).

Жирными линиями обозначен парасимпатический отдел, бледными –симпатический отдел, сплошными – преганглионарные волокна, прерывистыми – постганглионарные.

Рис. 26. Функциональная асимметрия правого и левого полушарий головного мозга. Схема локализации функций.

Что еще почитать