Прянишников картины с названиями. Русские художники. Прянишников Илларион Михайлович. Илларион Прянишников – яркий представитель Товарищества передвижных художественных выставок. Вся его творческая жизнь с юности и до последнего дня оказалась неразрывно с

В живых образах малозначительной, на первый взгляд, сцены Прянишников раскрыл явления, характерные для купеческой среды - грубое издевательство над слабым и бедным, калечащую людей власть денег. Художник избрал местом действия Гостиный двор - это средоточие торгового мира Москвы, где в наиболее обнаженной форме проявилось истинное лицо купечества.

В картине Прянишников отказывается от гротеска. Образ чиновника настолько разработан, что его биография становится ясной с первого взгляда; медаль за двадцать лет беспорочной службы, порыжевший от времени, но опрятный костюм старика, его седые, аккуратно подстриженные волосы свидетельствуют о том, что перед нами человек, честно трудившийся всю свою жизнь, и только беспросветная нужда заставляет его идти на унижение. Подобно режиссеру, точно и продуманно определяет художник значение каждого участника этой сцены, как бы демонстрируя перед зрителем все степени купеческой иерархии. Все это люди, измеряющие достоинство человека толщиной его кошелька. Подчеркивая тупость и жестокость этого мира, художник раскрывает социальную трагедию «маленького человека» . В его произведениях каждая деталь говорит. Так, например, в картине «Чтение письма» икона была дана просто как деталь обстановки овощной лавки; в «Шутниках» та же деталь заиграла по-новому, заставляя острее понять ханжескую мораль купцов, которым показная набожность не мешает издеваться над бедняком.

Г.Г МЯСОЕДОВ

Одним из типичных представителей жанровой живописи 70-х годов был Г.Г. Мясоедов (1835-1911). Лучшим его произведением является картина «Земство обедает» (1872). В ней он показал лицемерный, антинародный характер «крестьянской» реформы, отнюдь не уничтожившей сословных перегородок, делящих общество на господ и мужиков.

Земство обедает

КОСЦЫ

На своей картине «Косцы» Г.Г. Мясоедов изобразил страдную пору – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью – собрать и сохранить налившуюся рожь. На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным небесным пространством. Это жаркий полдень: пейзаж словно пропитан жарким солнцем. Высокое ясное небо широко раскинулось над морем золотой ржи. В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к зрителям. Первым выступает могучий старик с седой бородой. Сильными, свободными движениями срезает он рожь. Русые с проседью волосы перехвачены венком из золотых колосьев, словно короной. Лицо его спокойно и сосредоточено, он поглощён работой. За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверено машет он косой. Его широкое лицо обрамлено бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстёгнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится у старших. Рядом с косцами сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины работают наравне с мужчинами. Этот труд очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать весь урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму. И Мясоедов, несомненно, поэтизирует этот тяжкий труд. Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся этим величественным пейзажем. Художник сумел передать красоту и мощь русской природы.

Один из талантливейших художников-жанристов второй половины XIX в., И. М. Прянишников отразил в своем творчестве важнейшие тенденции развития реалистической живописи, стал яркой фигурой поколения передвижников.

Прянишников учился в МУЖВ (1856- 65) у С. К. Зарянко, ориентировавшего учеников на тщательное и строгое изучение натуры, но меньше уделявшего внимания образному обобщению натуры.
Многое для себя Прянишников открывал самостоятельно, прокладывая путь новому, реалистическому видению в искусстве.

Уже в первых работах начала 1860-х гг. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. А картина, написанная им в последний год обучения, - "Шутники. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. В этом небольшом полотне дано оригинальное решение типичной для бытового жанра пореформенного десятилетия темы унижения человеческого достоинства, бездушия и жестокости в мире, где все продается и покупается. Изобразив подгулявших купцов-толстосумов, которые с издевкой заставляют плясать под гармошку бедного пожилого чиновника, художник с большой достоверностью продемонстрировал целую галерею образчиков морального уродства и самодовольного хамства. Картина вызвала негодование некоторых "ревнителей" официального академического искусства, считавших, что молодой живописец выступил разрушителем "высокого" предназначения искусства в идеальной форме выражать вечные истины.

Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи. Произведения Прянишникова 1870-х гг. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Пейзаж в этих картинах из условного фона превратился в опоэтизированную среду, обогащающую образный строй острохарактерных сцен, почерпнутых автором из народной жизни.

Широкую известность получила картина "Эпизод из войны 1812 года" (1874). Первым из живописцев Прянишников изобразил Отечественную войну как народную. Не полководцы, а бедно одетые партизаны-крестьяне, ведущие по снежной равнине пленных французов, предстали в этой скромной, но очень выразительной картине как истинные творцы победы над армией Наполеона. Суровость исторического мотива не помешала Прянишникову добиться тонкого, изысканного колорита картины, передать свое восхищение красотой русской зимы.

В 1880-90-х гг. Прянишников работал над масштабными полотнами, изображавшими многоликую народную массу и позволявшими объединить в общем действии различные типы и характеры русской деревни: "Спасов день на Севере" (1887), "Общий жертвенный котел в престольный праздник" (начало 1890-х). А рядом в его творчестве возникали камерные, "сумеречные" по настроению образы и сюжеты "В мастерской художника" (1890), "В провинции" (1893). Они роднили Прянишникова с устремлениями живописцев следующего, "чеховского" поколения.

Прянишников был участником ТПХВ с самого его основания, а со II передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества. Он был преподавателем в МУЖВЗ (1873-94), учителем многих известных впоследствии живописцев - С. В. Иванова, Н. А. Касаткина, К А. Коровина, М. В. Нестерова, В. К. Бялыницкого-Бирули и др.

В 1893 г. Прянишников был избран действительным членом АХ, но начать преподавание в ней не успел. И последняя картина Прянишникова - "Крестный ход" - осталась незаконченной из-за смерти автора.

Одним из наиболее последовательных членов Товарищества передвижных художественных выставок был Илларион Михайлович Прянишников. Его картины были созвучны главной идее передвижничества в жанровой живописи - создавать произведения, которые отражали бы проблемы, волнующие российское общество.
В годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1856-1865) молодой И. Прянишников получает серебряные медали за мастерски написанные бытовые сцены: Мальчик-коробейник (1864), Чтение письма в мелочной лавке (1864), Шутники. Гостиный двор в Москве (1865). При этом в последней отражено чувство большого сострадания к «маленькому» человеку, и картина принесла художнику известность в демократических кругах. Уже в первых работах И. Прянишникова проявился стиль, характерный для всего последующего творчества художника. Его картины точно передают натуру и социальный тип изображенных, выполнены в сочной цветовой гамме.

Следующей этапной картиной Прянишникова следует назвать «Порожняки», изображающей молодого человека (возможно, студента), готового преодолеть физические невзгоды на пути к благородной цели - служению народу.
Полотно «Эпизод из войны 1812 года» (1874) можно отнести к историческому жанру, но и здесь художник остается верен себе: крестьянин с рогатиной и крестьянка с вилами у И.М. Прянишникова - истинные герои войны с французами. В середине 1870-х Прянишников участвует в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Он являлся преподавателем (1873-1894) в Училище живописи, ваяния и зодчества. Вся его жизнь и творчество - пример верности установленному в молодости нравственному кредо.

Прянишников Илларион Михайлович

Живописец, график

Из купеческой семьи. Учился в МУЖВ (1852–1855, 1857–1865) у Е. Я. Васильева, С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина. В 1864 за картину «Чтение письма в лавочке» был награжден малой серебряной медалью, в 1865 за картину «Гостиный двор» - большой серебряной медалью. В 1866 продолжил обучение в МУЖВЗ на правах вольнослушателя. В том же году получил от ИАХ звание классного художника 3-й степени. В 1870 обратился в Совет ИАХ с прошением удостоить его звания академика за картины «Швея» и «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре», но получил лишь звание классного художника 1-й степени. С 1893 - действительный член ИАХ.

Жил в Москве, в 1872–1873 - во Пскове. В 1880-х летние месяцы путешествовал по России: жил в Великом Устюге и Лальске Вологодской губернии. В 1891–1892 в связи с болезнью жил в имении мецената П. И. Губонина в Алупке.

Работал как жанрист, писал портреты, пейзажи, картины на военно-исторические темы, обращался к религиозным сюжетам, занимался книжной иллюстрацией, пробовал силы в техниках офорта и литографии.

Был дружен с В. Г. Перовым, в 1862 работал с ним на этюдах в Троице-Сергиевой лавре. Во время учебы в 1860-х занимался росписями в церквях Москвы. В 1867 вместе с В. Е. Маковским, В. В. Пукиревым, П. М. Шмельковым и другими художниками участвовал в издании «Альбома видов и сцен из русской жизни» (Автографы московских художников. М., 1867).

По заказу севастопольского отдела Политехнической выставки 1872 вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, П. А. Нисевиным, В. О. Шервудом участвовал в создании картин, посвященных обороне Севастополя и Крымской войне.

Вместе с В. Е. Маковским, И. Н. Крамским, М. Н. Чичаговым иллюстрировал повести Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» (М., 1874). В 1887 участвовал в издании «Сборника автографов русских писателей и рисунков Facsimile русских художников. В помощь бедным детям».

В 1875–1877 был привлечен к росписям Храма Христа Спасителя в Москве.

С 1859 - участник выставок (МУЖВ). Член и экспонент Московского общества любителей художеств (1867–1891, с перерывами). Один из учредителей ТПХВ (1871–1893, с перерывами; в 1872–1875 и 1878 - член Правления московского отделения ТПХВ). Участвовал также в академических выставках (1864–1891, с перерывами), выставках Общества поощрения художников (1865), Всемирных выставках в Вене (1873), Лондоне (1873, бронзовая медаль), Париже (1878), Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве (1882) и других.

Преподавал в МУЖВЗ (1873–1894); среди его учеников - В. К. Бялыницкий-Бируля, С. В. Иванов, С. А. Коровин, В. Н. Бакшеев, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, М. В. Нестеров, С. И. Светославский и другие.

В 1895–1896 в Петербурге была проведена мемориальная выставка художника.

Прянишников - один из крупнейших мастеров жанровой живописи второй половины XIX столетия; его творчеству присущи обличительные тенденции, меткость социальных характеристик, повествовательность, внимание к передаче сугубо бытовых деталей: костюмов, увари,

Произведения Прянишникова находятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Илларион Михайлович Прянишников родился в Калужской области в селе Тимашово 20 марта 1840 года. С 1856 по 1866 год Прянишников получал образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями были С.К. Зарянко и Е.С. Сорокин. Во время обучения сильное влияние на становление художника оказал В.Г. Перов. Отличительные черты творчества художника можно четко определить уже по первым работам ( , «Мальчик-коробейник»). Эти полотна отличаются сочными цветами, исчерпывающими социально-психологическими характеристиками персонажей. Особым талантом художника стала его наблюдательность. Известность Прянишникову принесла картина , созданная в первый год обучения. В 1870 году Прянишников получил звание художника первой степени.

С Товариществом Передвижных выставок Пряшников был тесно связан. Он стал членом-учредителем этого общества и постоянным участников передвижных выставок. Новым этапом творчества художника стали полотна «Погорельцы», . Появившись на первой передвижной выставке, эти картины были признаны значимыми в развитии искусства. Можно отметить черты, которые отличают выше названные картины от ранних работ художника. В первую очередь, это большая цветовая насыщенность и более четкий композиционный строй. Изменилось и значение пейзажа в картинах: если ранее он выполнял преимущественно роль фона, то теперь стал полноценным участником общей композиции.

В историю живописи Прянишников вошел как художник, работающий в «малом жанре». Каждая его картина становилась очередной сценой из жизни низших слоев общества. Если в ранних работах эта тема была пронизана иронией и юмором, то позднее она стала более трагичной. При этом на протяжении всего своего творческого пути Прянишников умело сочетал драму с сатирой.

Индивидуальность художника проявилась и в работе «Эпизод из войны 1812 года». Эта картина, в противовес многим подобным, стала изображением не прославленных полководцев, а простых солдат, победивших врага. Такие масштабные картины, как , соседствовали с камерными сюжетами, такими как «В провинции», .

С 1873 года и практически до конца своих дней Прянишников преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. У него учились Лебедев, Богданов-Бельский, Архипов и многие другие. Прянишников принимал участие в росписи московского Храма Христа-Спасителя. Завершить последнюю работу художнику не позволила кончина 12 марта 1894 года.

Лучшие картины Прянишникова И.М.

Что еще почитать