Фурцева министр культуры отношение к наталии сац. Екатерина фурцева: что скрывала официальная биография министра культуры ссср . Тайна смерти Екатерины Фурцевой

Биография
В 1974 году ее нашли мертвой в собственной московской квартире на улице Алексея Толстого. Но до сих пор нет точного ответа – как и почему умерла эта, может быть, самая удивительная женщина советской эпохи... Ходили слухи, что министр культуры отравилась цианистым калием, и спасти ее не мог уже никто. Поскольку истинную причину смерти обнародовать было невозможно, в качестве официальной версии выдвинули другую – сердце...
Она родилась 7 декабря 1910 года в деревне под Вышним Волочком. Отец ее погиб в Первую мировую. После окончания семилетки пятнадцатилетняя Катя поступила на ткацкую фабрику, на которой работала ее мать. В двадцать лет фабричная девчонка вступила в партию. Вскоре последовало первое партийное задание: ее направили в Курскую область поднимать сельское хозяйство. Затем – Феодосия.
С благословенного юга девушку послали в Ленинград, на Высшие курсы гражданского Аэрофлота. Здесь она вышла замуж – конечно же, за летчика. Звали его Петром Ивановичем Петковым. Вместе с ним Фурцева уехала в Саратов, преподавать в авиационном техникуме, затем – в Москву. Здесь она стала инструктором студенческого отдела в аппарате ЦК ВЛКСМ…
С началом войны мужа мобилизовали. Катя осталась одна с матерью, которую к тому времени выписала в Москву. Молодая женщина вместе со всеми дежурила на крыше, гасила зажигательные бомбы – спасала столицу. И вдруг – подарок судьбы после свидания с мужем: она беременна.
В мае 1942 года родилась Светлана. Только через четыре месяца после рождения дочери приехал на побывку муж. И... объявил, что уже живет с другой.
Разочарование следовало за разочарованием. Екатерина, окончив институт, остановилась в нерешительности: чем заняться? Как активистке ей предложили поступить в аспирантуру, через полтора года избрали парторгом института. Она попала в мир «освобожденных» политработников. С наукой было покончено навсегда...
С 1950 по 1954 год Фурцева близко сталкивалась с Никитой Хрущевым. Ходили даже слухи об их романе. Сразу после смерти Сталина она стала первым секретарем горкома партии, и теперь под ее началом была вся Москва.
В 1960 году, во времена второй половины правления Хрущева, многие были им недовольны, в том числе и Фурцева. Однажды в телефонном разговоре Екатерина Алексеевна «прошлась» по Никите Сергеевичу. На ближайшем, внеочередном пленуме Президиума Екатерина Алексеевна была снята с должности секретаря…
Сломленная предательством, Фурцева уехала на дачу в Барвиху и вскрыла себе вены. К счастью, вовремя оказанная помощь возвратила ее к жизни, полной преград и борьбы.
Через месяц ее назначили министром культуры.
Можно по-разному относиться к Фурцевой. Но несомненно одно: ничто человеческое ей было не чуждо. Любила Екатерина Алексеевна и чарочку пропустить, и расслабиться на полную катушку... Особенно ей нравилось неформальное общение с артистами, музыкантами где-нибудь за банкетным столом.
«Бывали, конечно, моменты, когда ее хотели споить, – вспоминала певица Людмила Зыкина. – Но когда Фурцева была со мной, я стопроцентно могла гарантировать: она никогда не будет пьяной. Потому что я ей всегда вместо водки наливала в рюмку воду».
Не отказывала себе Екатерина Алексеевна и в главной женской слабости – покрасоваться в новых нарядах. Только, конечно, отправлялась за ними не в универмаг, а в Дом моделей. Постоянно следила за собой: каждый день делала гимнастику, играла в теннис, занималась бегом. «Певица вашего уровня должна быть точеной!» – упрекала министр культуры пышную Людмилу Зыкину.
«Эта активистка партии, энтузиастка – дама довольно плотного телосложения, со скромной прической – ее волосы всегда зачесаны назад, – одетая обычно в темный костюм». Такой она появляется и на заседаниях Верховного Совета, и среди членов Президиума XX съезда партии. Но все меняется, если условия благоприятны.
Вечером 7 ноября 1955 года, например, когда Президиум устроил свой первый большой прием в блестящих залах Кремля, строгая мадам Фурцева в бальном платье неустанно вальсировала с Ворошиловым, Микояном, с Первухиным. Только Хрущев не дал увлечь себя на танцевальную площадку.
«Являясь с 1954 года главой Коммунистической организации столицы, мадам Фурцева, которой сейчас 45 лет, занимает один из наиболее желанных постов в партии. Это пост наследника. Его занимал в свое время Хрущев. Это, однако, не мешает этой исключительно деятельной женщине иметь детей, мужа и вести личную жизнь» (Французская газета «Франс суар», 1955 г.).
До сих пор ее личность волнует журналистов, искусствоведов. Примером тому – передача о Фурцевой в программе Виталия Вульфа «Серебряный шар», вызвавшая справедливые претензии и зрителей, и критиков.
«Зрители, прослышав в свое время о загадке смерти министра культуры СССР, хотели бы узнать правду о ее жизни, – пишет Анри Вартанов. – К сожалению, автор передачи остался верным своей манере вести с экрана ни к чему не обязывающие светские беседы. Он немало сказал о симпатиях Е. Фурцевой к некоторым театрам, к выдающимся деятелям музыки. О многих принятых ею решениях. Но при этом забыл упомянуть и о ее возможностях: ведь никто из министров культуры ни до, ни после нее не входил в высшее партийное руководство страны.
Впрочем, он не вспомнил и того, как ее шаг за шагом вытесняли из партруководства. Унижали мелкими придирками и преследованиями. Доводили до отчаяния. И те «рюмки хорошего вина», о злоупотреблении которыми ведущий говорит постоянно, становились не столько следствием порока, сколько знаком личной трагедии».
«Какими только эпитетами не награждали ее иные авторы статей, вышедших после ее смерти: и неграмотная дура-баба, и пьяница, и психопатка, и лидер «уничтоженной, порабощенной культуры», как утверждает один из нынешних театральных критиков, – возмущается Людмила Зыкина. – Очевидно, этому критику неведомо, что советские молодые артисты времен Фурцевой, участвуя в международных конкурсах и фестивалях, завоевали почти сотню первых премий (не говоря об остальных наградах), став лидерами в мировом искусстве. В пору пребывания Фурцевой на посту министра в стране насчитывалось 360 тысяч библиотек, 125 тысяч клубов и дворцов культуры! В какой еще стране можно было найти такое богатство и как выглядит оно теперь?».
Фурцева действительно сделала многое на своем посту для нашей культуры. Именно при ней новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета, родился Театр на Таганке, а МХАТ возглавил Олег Ефремов. Фурцева не только возродила Московский международный кинофестиваль, добилась учреждения конкурса имени Чайковского, Международного конкурса артистов балета, стала душой строительства стадиона в Лужниках и открыла новые кинотеатры в окраинных районах столицы, но и принимала самое живое участие в судьбах своих подопечных. Многим министр культуры помогала, в том числе и своей любимице Галине Вишневской. Певица просто не вылезала из зарубежных гастролей, благодаря Фурцевой получила немало высших наград, была удостоена и ордена Ленина.
Однажды в Министерство культуры явились танцовщицы из ансамбля «Березка» – жаловаться на своего руководителя Надежду Надеждину. Екатерина Алексеевна выслушала их и отрезала: «Таких, как Надеждина, больше нет, таких, как вы, много».
На одном из приемов к Фурцевой подошел подвыпивший Олег Ефремов и заявил: «Вы – шлагбаум на пути советского искусства». «Вы пьяны, Олег Николаевич», – ответила министр культуры. «Конечно, – согласился актер. – Если бы я был трезвый, я бы вам этого не сказал». К чести Екатерины Алексеевны, она после этого не изменила своего доброго отношения к Ефремову.
А вот мнение о всесоюзной «культурной» начальнице Юрия Никулина:
«Интересная женщина. Может, не шибко умная. Но умела командовать, не забывала, что министр. Она спасла «Кавказскую пленницу». Актер Этуш играл в этом фильме роль «товарища Саахова». А парторга «Мосфильма» фамилия была Сааков. И начальство уперлось: надо переозвучивать фильм! А это лишнее время, а главное, деньги. Я проверенным способом отправился на прием к Фурцевой. Без десяти десять утра стою в коридоре у ее приемной. Она улыбнулась: «О, какими судьбами!» – зашла в кабинет, там ей сделали какие-то уколы, и запустили меня. Я рассказал всю эту историю. Фурцева схватила телефон, связалась с директором студии: «Эт-то что за идиотство?!» Тот ей ответил: что вы, что вы, никто и не ставил так вопрос, видимо, какое-то недоразумение, фильм уже готов и скоро выйдет на экраны!»
Поддерживала Фурцева и Товстоногова, трогательно относилась к Давиду Ойстраху, бывала на всех его концертах. Однако такой чуткой она была далеко не ко всем. Рассказывают, что, заняв высокую должность, она стала еще более требовательной и непреклонной, чем раньше. Не любила дважды повторять свои указания, а люди, которые на ее вопросы отвечали «не знаю», становились первыми кандидатами на увольнение.
Работать с ней временами было нелегко. Особенно когда конфликты провоцировались ее вторым мужем, заместителем министра иностранных дел СССР Николаем Фирюбиным.
Фирюбин, профессиональный дипломат, говорил на английском и французском языках. Был он невысоким стройным шатеном с породистым, выразительным лицом. Его бывший коллега Николай Месяцев охарактеризовал его так: «Он умел и хотел нравиться женщинам».
В начале их романа Фурцева при каждом удобном случае летела к нему в Прагу, потом в Белград, куда его перевели послом. Все это происходило на глазах у всех, но она и не собиралась скрываться. Фирюбин искал повод разорвать прежний брак, но Екатерина Алексеевна ничего от него не требовала и, может быть, притягивала к себе именно этим.
Через пять лет, когда он вернулся в Москву и стал заместителем министра иностранных дел, они стали мужем и женой. И только тогда Екатерина Алексеевна поняла, как она ошиблась.
«Н. Фирюбин был человеком мелким и завистливым, – писал в своих воспоминаниях заместитель Фурцевой В. Ф. Кухарский. – Его глодало лидерство жены в семье, ощущение комплекса своей вторичности. Сидя с Екатериной Алексеевной в театре или на концерте, он постоянно зло бубнил нечто непотребное. И, чтобы смягчить отношения с коллегами, в которые Фирюбин любил вмешиваться, Фурцева, к сожалению, с ним соглашалась, а доставалось нам».
Сильнейшим ударом для Екатерины Фурцевой стало ее неизбрание в конце 1973 года депутатом Верховного Совета СССР. Гордой и тщеславной женщине это показалось крахом дальнейшей карьеры и, может быть, даже жизни.
Второй шок Екатерина Алексеевна испытала летом 1974 года. Незадолго до этого ее единственная дочь Светлана потребовала у матери построить для семьи собственную дачу – у Фурцевых была только государственная. Мать ни в чем не могла отказать любимой дочурке, чьи стяжательские инстинкты вошли в поговорку, и закупила строительные материалы. Разумеется, по льготным ценам. При отделке дачи Светлана посоветовала матери взять паркет из Большого театра, что тоже было выполнено. Многим другим представителям советской элиты такое обычно сходило с рук, но с Фурцевой поступили иначе. Ее вызвали в Комитет партийного контроля, к Пельше, который и предложил Екатерине Алексеевне положить на стол партбилет. На встрече с двумя первыми лицами государства – Брежневым и Косыгиным, она призналась, что «допустила грубую ошибку и готова понести любое наказание», и сдала дачу государству.
Когда все вроде бы затихло, Фурцева улетела в отпуск на юг. Вернулась в Москву в середине сентября и, несмотря на внешнюю подтянутость, показалась своему заместителю усталой и постаревшей. Вечером 24 октября ее видели на приеме в честь юбилея Малого театра. Ничего не пила, не ела, только сделала несколько глотков боржоми. Была оживленной. А на следующий день...
На гражданской панихиде в здании МХАТа было полно народу. Собрался весь цвет художественной интеллигенции, выдающиеся деятели науки и техники. Почтить память Екатерины Фурцевой приехали люди со всех концов страны. После панихиды – поминки в Доме актера. Константин Симонов в прощальном слове подчеркнул:
«Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать «да» – и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать «нет» – и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Согласен, так говорить и так поступать могла только большая, светлая личность».
После гибели жены оставаться в квартире, где она свела счеты с жизнью, Николай Фирюбин не смог. Поэтому переселился вскоре к своему старшему внуку. Младший его внук вместе с отцом к тому времени давно уже жил в Швейцарии и руководил собственной фирмой. Общих детей с Екатериной Алексеевной у тогдашнего заместителя министра иностранных дел не было. Дочка Фурцевой Светлана тоже переехала к своей дочери в Германию, хотя российское гражданство не поменяла. Когда временами наведывается на родину, обязательно навещает могилу матери...

25 октября 1974 года, положила конец своей жизни попавшая в опалу к Л. И. Брежневу Екатерина Алексеевна Фурцева. Легендарная «Екатерина Великая», «Хозяйка» - как называли ее в Москве. Первая женщина, вошедшая в руководящий состав страны Советов. 44 года работы в комсомольских и партийных органах, из них последних 14 – министром культуры СССР.

Екатерина Алексеевна родилась в небольшом городке Тверской области. Ее отец погиб в Первую мировую войну. Мама замуж больше не вышла, одна вырастила сына и дочь (кирпичный барак в городишке Вышний Волочек, где Фурцева провела детство, сохранился до сих пор). В далеком 1925 году юная Катя закончила 7-летку и поступила на ткацкую фабрику (потом всю жизнь недоброжелатели язвительно будут шипеть ей вслед «ткачиха»). Умная, подтянутая, волевая Катя от станка быстро перешла к комсомольской работе – трудовая деятельность на фабрике к 20-ти годам сменилась Высшими академическими курсами «Аэрофлота». Окончив которые, Екатерина попала в начальники политотдела авиационного техникума в Саратове, и никогда уже больше с руководящими должностями не расставалась.

Здесь же Фурцева встретила своего первого мужа – красавца, отличника, летчика Петра Биткова. И страстно его любила, пока Петр не бросил ее с маленькой дочерью на руках. Трагические личные события совпали со страшными временами, обрушившимися на страну – началась Великая Отечественная война. Екатерина Алексеевна от горя чуть с ума не сошла, — убиваясь по мужу, по отчизне, в первый раз ощутив себя беспомощной, не в состоянии ухаживать за новорожденной Светланой. Спасла мама – приехала, все взяла на себя и не оставляла больше Фурцеву никогда одну. Такая сильная, волевая, умная Екатерина Алексеевна, все-таки, в первую очередь была женщиной – слабой и беззащитной, боявшейся одиночества и личных драм. Поэтому, и в 1974 году, попав в немилость, удар сдержать не смогла – дочь уже выросла, второй муж накануне ушел к другой, предстоящая жизнь одинокой, оставленной всеми пенсионерки Фурцеву никак не устраивала. И Екатерина Алексеевна, решившая умереть только министром (как она сама сказала в разговоре с одной из подруг), положила конец, всем мучениям сразу – выпив банку снотворного.

Не перечислить заслуг Екатерины Алексеевны перед отечественной культурой нельзя, вот только некоторые из них: отстранение КГБ от решения вопросов о выезде за границу деятелей культуры, организация Московского международного кинофестиваля, Международного конкурса имени Чайковского, рождение Театра на Таганке, создание Цирка на проспекте Вернадского, строительство спорткомплекса «Лужники», строительство зданий «Детский мир» и концертного зала «Россия», новые здания для театров МХАТ, Театра оперетты, Театра имени Моссовета. Фурцева не позволила закрыть и выбила здание, ставшему легендой театру «Современник», успела помочь созданиюТеатра-студии Олега Табакова.

Сегодня, в день памяти Екатерины Алексеевны мы подготовили подборку интересных фактов из ее жизни и предлагаем вам с ними ознакомиться.

1. Современниками описывался характер Екатерины Алексеевны как жесткий, своенравный. Ей очень не хватало образования, не разбираясь ни в музыке, ни в живописи, она интуитивно запрещала то, что не понятно, даже если речь шла о шедеврах мировой культуры – у Фурцевой, кроме идеалов партии, кумиров не было.

Поэтому в страну, например, не приезжали западные рок-группы. Конечно, все время запрещались спектакли, программы, попадали в немилость люди искусства (Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской были вынуждены уехать из-за опалы, которая была следствием проживания на их даче бездомного отечественного классика Александра Солженицына). И тем не менее, Фурцева чаще принимала сторону людей творческих, не взирая на партийные установки. Она всегда была готова выслушать и понять — в этом сходятся все, кто с нею сталкивался.

2. Екатерина Алексеевна была энтузиастом развития непрофессиональных театров. Она так увлеклась этой идеей, что какое-то время, даже считала, что профессиональные театры себя исчерпали. Как-то, она собрала группу ведущих режиссеров и актеров, чтобы убедить маститых художников в правоте своих мыслей. Актер Борис Ливанов не обращая внимания на Фурцеву что-то рисовал в свой блокнот. Екатерина Алексеевна заметила, и раздраженно спросила: «Товарищ Ливанов! Вы совсем меня не слушаете! Вам неинтересно?». На что Ливанов ответил: «Почему же. Я с большим интересом слушаю Вас, Екатерина Алексеевна и у меня возник к Вам вопрос. Скажите, вот Вы лично стали бы обращаться к непрофессиональному гинекологу?».

3. Фурцева спасла Хрущева от мини-переворота, когда Маленков, Коганович, Молотов, объединившись с некоторыми членами президиума, решили простым голосованием отстранить Никиту Сергеевича от дел. Предвидя, что Хрущева сейчас «заголосуют», Фурцева отпросилась в туалет и побежала звонить силовым министрам. Буквально в минуты примчались Жуков, Игнатов и не дали сместить Хрущева.

4. В 1961 году Фурцеву Хрущев предал. По его указанию Екатерину Алексеевну убрали из Президиума ЦК КПСС. Произошло это прилюдно – на октябрьском пленуме. Фурцева пережила большое унижение. Ей отключили правительственную связь, попросили освободить дачу. Екатерина Алексеевна закрылась в ванной и вскрыла себе вены. Но в тот раз ее спасли – случайно зашла подруга и забила тревогу. Дверь успели вовремя взломать. Хрущева сняли, но и Брежнев обратно в Президиум не позвал. Так и осталась Екатерина Алексеевна в простых министрах. Однажды она с горечью сказала Любимову: «Вы думаете, только у вас неприятности? Мои портреты ведь тоже носили, а теперь, вот видите, сижу тут и с вами говорю.».

5. Искусствовед Анатолий Смелянский в своей книге об Олеге Ефремове написал: «Фурцева была не только министром. Она была женщиной. И Ефремов ей нравился. Она позволяла себе невиданные вещи: могла, например, будучи навеселе, кокетливо приподнять юбку выше колена и спросить: «Олег, ну скажи, у меня неплохие ноги?». И это правда. Екатерина Алексеевна тщательно следила за своей внешностью и была красива до самого последнего дня своей жизни. Утверждают, что она делала пластические операции, не говоря уже о ежедневной гимнастике, занятий теннисом, (фигура у советского министра была нисколько не хуже чем у самой холеной западной кинозвезды).

Узнав что Франция выпускает препарат для похудения Фурцева его раздобыла и регулярно пила. С удовольствием принимала вещи, привезенные в подарок из-за границы, одевалась с большим вкусом и выдумкой.

6. Екатерина Алексеевна была необыкновенного, душевного обаяния человек и располагала к себе собеседника в считанные минуты, неподдельной искренностью и вниманием. Рабочий кабинет Фурцевой украшал портрет королевы Елизаветы с надписью: «Екатерине от Елизаветы». Говорили, что через 20 минут общения Фурцевой с английской королевой, последняя, вдруг, сказала: «Екатерина, не зовите меня Ваше Высочество, зовите просто Елизавета» — скорее всего легенда, но ярко характеризующая способности Екатерины Алексеевны.

7. Юрий Никулин рассказывал, как Екатерина Алексеевна спасла «Кавказскую пленницу». Этуш играл в картине своего знаменитого «товарища Саахова», а у парторга «Мосфильма» фамилия была похожая: «Саков». Начальники уперлись и не хотели выпускать готовую ленту в прокат, заставляли поменять Саахову фамилию и переозвучить фильм. Никулин жаловаться к Фурцевой пошел. Та как услышала про глупость начальственную и за телефон, в трубку орет: «Эт-то что за идиотство?», ей с перепугу отвечают, что произошла ошибка, никто такого вопроса и не поднимал даже – картина готова и очень скоро появится на экранах!

8. Правда, что Екатерина Алексеевна пила. Особенно когда похоронила маму – Матрена Николаевна держала дочь в ежовых рукавицах до последнего дня своей жизни.

Министр в ее сторону дыхнуть не смела. И со смертью матери потеряла душевное равновесие, стену, стала панически бояться остаться одна. Ее подруга Людмила Зыкина говорила что Екатерину Алексеевну спаивали: «Фурцеву часто вынуждали выпивать… то и дело на приемах, на разных мероприятиях подходили артисты с бокалами, каждый считал за честь выпить вместе…». Но пить Екатерина Алексеевна не умела – пьянела очень быстро, при этом предпочитала водку. По вечерам в министерстве собиралось ее ближайшее окружение, наливали Фурцевой, поддакивали, подхваливали, подзадоривали, чтобы выпросить кому что нужно.

9. После похорон, на поминках, которые проходили в Доме актера, писатель Константин Симонов сказал, выражая общее мнение: «Екатерина Алексеевна всегда имела смелость сказать «да» — и делала все, чтобы поддержать, помочь новому, порой только пробивающемуся. Имела смелость сказать «нет», и ее поступки всегда соответствовали сказанному. Так говорить и поступать могла только большая, светлая личность…».

Екатерина Фурцева

ЖЕНЩИНА, ИГРАЮЩАЯ В МУЖСКИЕ ИГРЫ

После Октябрьской революции к власти пришли женщины, помогавшие этой революции состояться, – Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Лариса Рейснер… Рядовые революционеры – бывшие крестьяне, солдаты и рабочие – преклонялись перед ними, как перед богинями. Но когда время революционных богинь закончилось, у власти оказались только мужчины – те, кто сумел удержаться на вершине в сложных закулисных играх, не рассчитанных на слабый пол.

У этого правила было только одно исключение. Женщина, достигшая невиданных карьерных высот и сумевшая уйти непобежденной, – Екатерина Алексеевна Фурцева. Екатерина Третья российской истории.

Ее жизнь часто сравнивают с сюжетом известного кинофильма «Светлый путь»: девушка-пролетарка поднимается на самый верх.

Она родилась 7 декабря 1910 года в деревне под Вышним Волочком. Ее мать, Матрена Николаевна, овдовев в Первую мировую войну, переехала в Вышний Волочек, где работала на ткацкой фабрике. Неграмотная, она обладала напором и недюжинным темпераментом – благодаря чему была избрана депутатом городского совета. Перед Матреной Николаевной Катерина всю жизнь ходила по струнке, во всем – или почти во всем – следовала ее советам.

После окончания школы-семилетки Катерина идет работать на ту же фабрику, где работает ее мать. Собственно говоря, трудовая биография Екатерины Фурцевой была недолгой: на фабрике она проработала всего два года, от 15 до 17 лет. Но строка в анкете «ткачиха, из крестьян» сыграла огромную роль в ее жизни.

В двадцать лет Катерина вступает в партию. Ее быстро замечает руководство: активность и работоспособность она унаследовала от матери в полной мере. Вскоре Катерину как партийную активистку направляют работать в Курскую область – поднимать сельское хозяйство, а потом довольно быстро переводят в Феодосию.

Екатерина Фурцева с мамой, 1935 г.

В курортной Феодосии Катерина, изможденная голодной жизнью в рабочем городке, буквально расцветает. И по-женски, и карьерно. Она становится секретарем местного горкома комсомола, но партийно-комсомольская работа не занимает ее полностью. Екатерина на всю жизнь полюбила море, стала отличной пловчихой. Занялась волейболом – это будет ее любимой игрой всю жизнь. Когда она играла, на нее засматривались – столь грациозны были ее движения.

Но и в полюбившейся Феодосии Екатерине не удалось задержаться надолго. В горкоме ей вручают новую комсомольскую путевку – в Ленинград, в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота.

В то время авиация была чем-то героическим, с ореолом исключительности. Летчики в то время были существами высшего порядка – примерно такими, какими через тридцать лет будут космонавты. В летчиков влюблялись все – не стала исключением и Фурцева.

Ее избранника, инструктора ее летного звена, звали Петр Иванович Битков. Видный, красивый мужчина, умевший нравиться женщинам, прирожденный лидер, он быстро и надолго покорил ее сердце. Их брак не был официально зарегистрирован – тогда это не считалось обязательным. Жили бедно, но счастливо: ленинградские подруги Фурцевой потом долго вспоминали ее «серебристый смех». Огорчало одно – никак не получалось завести детей.

В Феодосии, 1936 г.

Из Ленинграда Биткова сначала направляют в Саратов преподавать в авиационном техникуме, а затем переводят в Москву. Здесь Екатерина продолжает свою комсомольскую деятельность: становится инструктором студенческого отдела в аппарате ЦК ВЛКСМ. Через год, в 1937 году, ее по комсомольской путевке направляют на учебу в Московский институт тонкой химической технологии им. Ломоносова (ныне Академия тонкой химической технологии). Здесь Катерина продолжает свою активную общественную работу и уже через полтора года становится секретарем парторганизации института, что не мешает учебе: успешно защитив диплом, Фурцева поступает в аспирантуру. Ей, как парторгу, дали комнату в коммуналке.

Великая Отечественная война застала ее уже секретарем Фрунзенского райкома партии – самый центр города, именно к этому району относилось большинство крупных предприятий Москвы. В первые же дни войны Петр Иванович, профессиональный военный, отправился на фронт. А вскоре выясняется: Екатерина беременна. Время было очень тяжелое, Матрена Николаевна, которой дочь написала о своих сомнениях – рожать ей или нет, настояла на сохранении беременности и даже приехала из Вышнего Волочка помогать дочери. Вскоре Фурцевых эвакуируют в Куйбышев – и именно тут в мае 1942 года на свет появляется Светлана. Вскоре семья возвращается в Москву.

Через четыре месяца после рождения дочери с фронта приезжает Битков – и с порога заявляет, что давно уже полюбил другую женщину.

Гордая Екатерина Алексеевна забрала дочь, мать – и ушла. Практически в никуда. Вскоре ей, как секретарю райкома, дают крохотную, в двадцать восемь метров, квартирку рядом с райкомом. Теперь они живут втроем – Екатерина Алексеевна, Светлана и Матрена Николаевна Фурцевы.

Во Фрунзенском райкоме, где она занималась кадрами, ее непосредственным начальником – вторым секретарем – был Петр Владимирович Богуславский. Историк, философ, прекрасный организатор, он увлекся Екатериной. К сожалению, он был женат, а развод для партийного работника в то время (да и потом) – вещь практически невозможная. Богуславский вкладывает в Екатерину все, что знает и умеет, продвигает ее наверх, обучает правилам игры – мужской игры, в которой Екатерина с помощью Богуславского научилась использовать свое умение быть женщиной. Немалую помощь в этом Екатерине оказала и Мария Андреева, бывшая актриса Художественного театра и гражданская жена Максима Горького, а в то время – директор Дома ученых, располагавшегося напротив райкома. В столовую Дома работники райкома постоянно ходили обедать. Мария Федоровна подает Фурцевой пример элегантности и хорошего тона. С ее помощью Екатерина нашла и другой пример для подражания – актрису Веру Петровну Марецкую. Немного похожая на Марецкую внешне, Екатерина Алексеевна стала подражать и ее манере одеваться, держаться, разговаривать. Говорят, даже брала у нее уроки актерского мастерства. У Фурцевой была прекрасная память и задатки хорошего оратора.

Шанс отличиться выпал Екатерине Алексеевне в сентябре 1947 года, когда с помпой отмечали 800-летие Москвы. Фур цева принимала активнейшее участие в подготовке к празднику самого ответственного участка города – его центра. Закладка памятника Юрию Долгорукому перед Моссоветом – главное событие юбилейных торжеств – была проведена под ее личным контролем. Фурцева принимала активнейшее участие и в других мероприятиях: закладке нового высотного здания университета на Ленинских горах, спортивном празднике на стадионе «Динамо»… Она повсюду. Ее нельзя не заметить, ее невозможно не запомнить: яркая, красивая, энергичная, сияющая женщина запомнилась всем.

Вскоре сам собой закончился роман с Богуславским: в стране началась «борьба с космополитизмом» – антисемитская кампания чистки кадров по национальному признаку. Еврея Богуславского отправляют на переподготовку – что на практике означало отставку. Назначают первым секретарем райкома партии Фурцеву.

Екатерина Фурцева – секретарь Фрунзенского райкома партии, 1940-е гг.

Ее организаторские способности, умение выступать без бумажки и личное обаяние всегда привлекают к ней внимание вышестоящих властей. Но ее звездный час пришел совершенно неожиданно: в 1949 году Николай Шверник, крупный партийный функционер, представил ее Сталину. Это была их единственная встреча, но Сталин ее запомнил – и с его благословения карьера Фурцевой резко пошла вверх.

В декабре Фурцева делает доклад на расширенном заседании горкома партии, где критикует работу своего райкома – и себя лично. Это умное, талантливое, по-женски страстное самобичевание – разрешенное и даже предписанное сверху – тут же дает свои плоды.

Уже в начале 1950 года Екатерина Фурцева становится вторым секретарем Московского горкома партии. Первым секретарем в то время был Никита Хрущев. В народе ходили упорные слухи о том, что Фурцева оказалась в горкоме не случайно, мол, у нее роман с Хрущевым. Хрущев действительно очень ценит Фурцеву – и за умение говорить, и за работоспособность, и за преданность. Когда после смерти Сталина Хрущев станет первым секретарем ЦК КПСС, главой Московской парторганизации он оставит вместо себя Фурцеву. Но роман у нее в то время был совсем с другим человеком.

Дипломат Николай Павлович Фирюбин, в то время зампред Московского горисполкома, был очень обаятельным, красивым мужчиной, избалованным женским вниманием, а поэтому довольно заносчивым и капризным. Прекрасно владел двумя иностранными языками, занимался спортом. Фурцеву он полюбил страстно, и Екатерина Алексеевна ответила взаимностью. Но он женат, у него двое детей-подростков. Разгоревшийся роман хранился в тайне от всех – хотя, как это всегда бывает, о нем знали многие. Весь высший партаппарат обсуждал их связь, и все осуждали ее. Матрена Николаевна была решительно против Фирюбина – но в этом, практически единственном случае за всю свою жизнь Екатерина Алексеевна не прислушалась к совету матери.

Когда Фирюбина назначают послом в Чехословакию, а затем в Югославию, Екатерина Алексеевна при каждом удобном случае летает к нему – хоть на день, на несколько часов… Она ничего не требовала от Фирюбина, который никак не может решиться на развод, и этим сильно притягивала его. В конце концов ее союз с Фирюбиным благословил сам Хрущев – и в 1954 году они поженились. Это был первый и единственный официальный брак Екатерины Алексеевны. Первые пять лет все продолжалось по-прежнему: он работает за границей, она – в Москве. Фирюбин вернулся в Москву, когда его назначили заместителем министра иностранных дел. И Екатерина Алексеевна довольно быстро поняла, что их брак был ошибкой. Но менять что-то было уже поздно.

Николай Павлович очень ревновал жену к ее карьерным успехам – и мстил ей за них дома. Унижал ее, не прислушивался к ней, мог по нескольку дней не замечать. Всем знакомым жаловался, что о нем дома не заботятся, не кормят – а между тем Екатерина Алексеевна каждый вечер готовила ему протертую клюкву, выполняла все его капризы. Он не ладил со Светланой – после ее замужества ее практически не приглашали в дом к матери и отчиму. Осознав, что в семье счастья не будет, Екатерина Алексеевна с головой уходит в работу.

Хрущев не забыл Фурцеву. Когда 25 февраля 1956 года он сделал свой знаменитый доклад на XX съезде партии, именно Екатерине Алексеевне было предоставлено первое слово после докладчика. На этом съезде Фурцева стала кандидатом в члены Президиума ЦК КПСС – то есть поднялась на предпоследнюю ступень в советской партийной иерархии.

Первым секретарем МГК КПСС Москвы Фурцева оставалась до 1957 года. В памяти москвичей ее правление связано с активным градостроительством, наступлением на коммуналки, борьбой за чистоту и порядок на улицах. Западные журналисты отмечают ее появление на трибуне Мавзолея 7 ноября 1955 года – когда Хрущев лично позвал ее перейти с нижней трибуны, для «крупных чиновников», на верхнюю – «для вождей». Стройная, подтянутая, в строгом, но элегантном костюме, с красиво уложенной длинной русой косой – зарубежные издания неустанно рассказывали, что среди серых советских чиновников появилась наконец настоящая женщина. А вечером на торжественном приеме в Кремле она в роскошном бальном платье с редкостной грациозностью танцевала вальс с членами Политбюро.

Фурцева с Хрущевым и его женой, 1958 г.

В кремлевских кулуарах Фурцеву за красивую внешность и неизменную элегантность прозвали Мальвиной.

Фурцева лично контролировала строительство стадиона в Лужниках – ее стройную фигуру прекрасно знал любой строитель. Всегда улыбающаяся, в юбке до колен, открывающей ее красивые ноги, в оренбургской шали – и всегда в туфельках, в любую погоду. Удивлявшимся ее внешнему виду она отвечала: «Вы что строите? Красоту! И все вокруг должно быть красиво!»

Фурцева прекрасно понимала, что ей не хватает знаний, чтобы разобраться во всех насущных вопросах. Но она умеет и хочет учиться – и будет учиться всю жизнь. Ее любимым словом было «специалист» – то есть тот, кто досконально знает вопрос, кто может разобраться. Хотя, оставаясь все же женщиной, иногда доверяла лишь своему вкусу.

Перед самым открытием стадиона в Лужниках – буквально накануне ночью – она велела замазать огромную, больше сотни квадратных метров, фреску на фасаде стадиона. Просто потому, что не понравилась…

Вскоре на этом стадионе будут проходить главные события Международного фестиваля молодежи и студентов – невероятное еще несколько лет назад событие, толпы иностранцев в Москве, еще совсем недавно отгороженной от остального мира «железным занавесом». И снова Фурцева в самом центре событий, ярким пятном выделяясь среди чиновников в серых костюмах.

С Буденным и Ворошиловым, конец 1950-х гг.

Кроме заботы о Москве, в обязанности Екатерины Алексеевны входили постоянные заседания ЦК КПСС и тесное общение с высшими государственными деятелями. Она была единственной женщиной среди высокопоставленных мужчин, которые жили по давно сложившимся правилам. Застолья на всю ночь, крепкие выражения в разговорах, бани и охотничьи забавы – типично мужские развлечения, и никто не собирался менять правил игры из-за того, что среди нескольких десятков мужчин появилась одна женщина. Фурцева прекрасно понимала, что, чтобы не проиграть, ей придется придерживаться всех этих правил, и никто не будет делать ей скидок.

Ее положению мог позавидовать любой. Но мало кто мог в полной мере понять, с какими проблемами ей пришлось столкнуться. Например, такая простая вещь, как туалет. Рядом с комнатой, где заседал Президиум ЦК, был только мужской туалет, и тот постоянно занят: из-за определенного образа жизни члены Президиума страдали многочисленными болезнями. Екатерине Алексеевне приходилось бежать далеко в соседнее крыло, где в секретариате (секретари все-таки были в основном женского пола) был женский туалет.

Но однажды именно эта проблема сыграла на руку Фурцевой.

После прихода Хрущева к власти его методы руководства довольно скоро вызвали недовольство части членов ЦК. Во главе «заговора», ставившего своей целью свалить Хрущева – его собирались «сослать» в министры сельского хозяйства, – стояли Георгий Маленков, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович, Клим Ворошилов и Дмитрий Шепилов. В конце июня 1957 года они собрали заседание Президиума ЦК, на который «случайно» не были приглашены многие могущественные сторонники Хрущева. Фурцева, заметив, что большинство собравшихся против Хрущева, решила действовать. Она отпросилась в туалет. Все знали, что до женского туалета идти довольно долго – и значит, ее некоторое время никто не хватится. Вместо туалета Фурцева бросилась в свой кабинет и принялась обзванивать сторонников Хрущева, многих из которых не было в Москве. Многие расценивали ее звонок как провокацию – ведь рядом мог стоять и подслушивать кто-то из «заговорщиков», проверяя надежность того или иного человека. Но она уговаривала, умоляла, уламывала их приехать – и добилась своего.

Тот же трюк проделал Брежнев – он помчался звонить министру обороны маршалу Жукову, а когда вернулся, в красках описал внезапно напавшее на него расстройство желудка.

Фурцева переходит из МГК в ЦК. Здесь она вместе с Жуковым входит в комиссию по делам реабилитации военнопленных (согласно сталинскому указу, все пленные считались изменниками Родины, и освобожденных из немецких лагерей сразу же отправляли в лагеря советские), с ним же занимается разработкой проекта строительства мемориала на Поклонной горе.

Но вскоре Жуков попадает в опалу: его фраза про танки напугала в том числе и самого Хрущева – и всего через четыре месяца после того судьбоносного заседания Жуков был обвинен в насаждении культа своей личности в армии, снят с поста министра и выведен из Политбюро и ЦК. Хрущев помнил, кому он обязан своим восхождением, и умел мстить тем, кто видел его слабость.

Для Фурцевой несколько лет все шло хорошо. Ее называли официальной наследницей Хрущева. В 1960 году ее назначили министром культуры СССР – должность видная, но не очень завидная: функции министра культуры в основном представительские. Самое дело для женщины: поруководить, покрасоваться, да и испортить ничего не сможет – на самом деле культурой в СССР руководил специальный партийный комитет, а вовсе не министерство. Но настал черед и Фурцевой. Авторитарная, во многом противоречивая политика Хрущева вызывала все больше недовольства в высших кругах. Заговоров не было – так, перемывали ему кости по телефону, – но Хрущеву было достаточно и этого. В 1961 году ему на стол положили стенограмму ее телефонного разговора с членом ЦК Аристовым, где Фурцева нелестно отозвалась о Никите Сергеевиче. На ближайшем, внеочередном пленуме Президиума Екатерина Алексеевна была снята с должности секретаря.

Все было обставлено тихо: во время очередного совещания в кабинет Фурцевой пришел человек, отключил связь, забрал «вертушку» – телефон правительственной связи, – и все. Молчание. Никто ничего никому не объяснил.

Екатерина Алексеевна приехала домой, легла в ванну и вскрыла себе вены.

Спасла ее подруга, пришедшая в гости. Удивившись тишине за дверью, она позвонила в соответствующие органы. Приехавшая бригада взломала дверь и доставила Екатерину Алексеевну в больницу.

Говорили, что Фурцева пыталась покончить с собой из-за уязвленного честолюбия. Но не меньшую роль сыграла и личная обида на человека, который был обязан ей столь многим, которому она безгранично верила и который так подло ее предал…

Хрущев прореагировал просто: на заседании ЦК, членом которого Фурцева еще оставалась, заявил: «Дамские капризы! Что вы хотите – климакс! Не стоит обращать внимания».

Выйдя из больницы, где ее долго лечили от нервного стресса, Екатерина Алексеевна с головой уходит в работу министра. Время хрущевской оттепели вызвало к жизни множество новаций в культуре – и Екатерина Алексеевна изо всех сил старалась понять, что же происходит в подведомственной ей среде. Впервые за несколько десятков лет во главе Министерства культуры был настолько высокопоставленный номенклатурно-партийный работник – и настолько интересующаяся женщина. Екатерина Алексеевна, начинавшая как партийный функционер со всеми соответствующими взглядами, смогла измениться и стать одним из лучших – если не лучшим – министром культуры за всю историю СССР.

Поначалу ее назначение народ встретил анекдотами. Собственно говоря, такого количества анекдотов о себе мало кто удостаивался – разве что главы государства. А тут простой министр. Особенно поначалу анекдоты были злые: мол, пришла бескультурная баба из жуткой глубинки и давай артистами руководить. Один из самых популярных анекдотов был такой. Вернисаж. Пабло Пикассо не пускают, потому что он забыл пригласительный билет. Тогда он в подтверждение того, что он именно Пикассо, рисует на асфальте своего знаменитого голубя мира. Его пропускают. Следом идет женщина, и тоже без пригласительного. «Вы кто?» – «Я министр культуры СССР Фурцева!» – «А как докажете? Вот Пикассо забыл свой билет, он голубя нарисовал…» – «Простите, а кто такой Пикассо?» – «Проходите, госпожа министр!»

Про то, как она на самом деле руководила культурой, тоже ходят анекдотичные истории. Когда Григорович ставил в Большом театре «Лебединое озеро», согласно либретто Одетта должна была умереть. Фурцева заявила: «Наш балет должен быть оптимистичным!» – и девушку-лебедя оживили. Но спустя годы Юрий Георгиевич вспоминает Фурцеву тепло и благодарно. Она чаще всего шла ему навстречу. Ценила Галину Уланову, мхатовских знаменитых актрис Тарасову и Степанову. Дружила с Марецкой.

С Леонидом Брежневым, 1965 г.

Как человек очень деятельный, болеющий за свое дело, она старалась участвовать во всем. Лично принимала решения о повышении зарплат, запрете или разрешении спектаклей, назначении на роли. Чисто по-женски отстаивала свои решения – могла расплакаться, пококетничать, упасть в ноги вышестоящим товарищам, только чтобы выпустили фильм, утвердили назначение, дали звание… Она считала всех работников культурных учреждений солдатами своей армии – актеров и писателей, библиотекарей и лекторов, музейщиков и циркачей – и относилась к ним одинаково. Хотя, конечно, у нее были свои предпочтения – Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Людмила Зыкина, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, которому она устроила срочный выезд в Германию, попрощаться с умирающей матерью… Любила МХАТ – по ее инициативе Олег Ефремов, до этого работавший в «Современнике», был назначен главным режиссером МХАТа, и под ее личным наблюдением было построено новое здание театра на Тверском бульваре.

Как руководитель она была нелегким человеком. Не терпела ответов «не знаю», требовала, чтобы каждый досконально знал свое дело – как она. В пылу спора могла накричать, выгнать – но потом переживала и старалась сделать взамен что-нибудь хорошее. Ее уважали за то, что с ней можно было спорить, разговаривать, что ее можно было переубедить – тогда как правила мужской игры требовали придерживаться принципа: «есть два мнения, одно мое, другое неправильное».

Именно при Фурцевой стал проводиться Международный конкурс имени Чайковского – и она лично настояла на том, чтобы первую премию разрешили дать американскому пианисту Вану Клиберну, что абсолютно противоречило всем идеологическим установкам. При ней начали проводить Международный конкурс артистов балета, Московский международный кинофестиваль. По ее записке Суслову был учрежден Театр на Таганке, ее стараниями открылись Московское хореографическое училище и десять университетов культуры по всей стране, были построены здания Библиотеки иностранной литературы, Детского музыкального театра Натальи Сац, нового цирка на проспекте Вернадского (и еще десять стационарных цирков по всей стране), здание хранилища Библиотеки имени Ленина в Химках, новые помещения получили МХАТ, Театр имени Моссовета и Театр оперетты…

С Надей Леже в Антибе, 1960-е гг.

Еще в 1961 году, в своей первой в качестве министра культуры поездке на Каннский фестиваль, она познакомилась с вдовой художника Фернана Леже Надей. Это знакомство, переросшее в тесную дружбу, во многом определило культурные связи Фурцевой. Надя Леже ввела ее в круг французской коммунистической интеллигенции – Луи Арагон (женатый на сестре Лили Брик Эльзе Триоле), Пабло Пикассо (так что не прав был анекдот – Фурцева знала не только имя великого художника, но и его самого лично), Морис Торез… Под влиянием Нади Леже Фурцева открыла для себя французскую высокую моду – особенно ей нравились вещи от Lanvin. Друзья Нади – эмигранты из России – стали дарить свои коллекции советским музеям. Вдова художника Савелия Сорина преподнесла в дар Третьяковской галерее часть своей ценнейшей коллекции, а Марк Шагал даже приехал в СССР лично и подарил Пушкинскому музею 75 своих картин.

Фурцева организовала самую фантастическую выставку того времени: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи в Москве. Картину выставляли в Японии и обратно должны были везти через Москву. Возникла идея задержать «Мону Лизу» на несколько дней в Москве. Фурцева созвонилась с французским послом, получила его согласие – но надо было заплатить огромную страховку, изготовить пуленепробиваемую витрину… Екатерина Алексеевна уговаривала руководство страны: «Нам предлагают показать «Джоконду», а деньги мы вернем. Отправим Моисеева на гастроли, он заработает». С ней согласились. Фурцева обратилась к оборонным конструкторам – и за семь дней изготовили витрину, которую потом французы взяли за образец. Специальное стекло срочно везли с Украины, в дороге оно повредилось, его едва успели заменить. «Джоконду» привезли ночью, под усиленной охраной. Те, кому посчастливилось увидеть ее за несколько дней, когда картина выставлялась в Пушкинском музее, помнят об этом до сих пор.

С Эльзой Триоле, 1960-е гг.

Очень дружила Фурцева с Армандом Хаммером – даже подарила ему из запасников Русского музея «Черный квадрат» Малевича.

На Каннском кинофестивале, 1960-е гг.

Фурцева же пригласила в СССР театр Ла Скала, до этого никогда не бывавший в России. Между Большим и Ла Скала было подписано соглашение о сотрудничестве – с тех пор многие российские оперные певцы стажировались в Милане. Директор театра Антонио Гирингелли был в восторге и от приема его труппы, и от самой Фурцевой. Следующие десять лет – до самой ее смерти – доктор Гирингелли серьезно ухаживал за Екатериной Алексеевной, постоянно присылал ей маленькие подарки, заказал ее портрет одному из модных художников.

Она продолжала оставаться очень привлекательной женщиной – вопреки всему. После любой пьянки, обязательной в среде высших чинов, она оставалась свежей и полной сил. Екатерина Алексеевна очень следила за собой – когда была возможность, соблюдала строгий режим и диету, подолгу гуляла, много занималась спортом, специально привозила из Франции таблетки для похудения. Ее женственность и обаяние отмечали все, с кем она сталкивалась, – даже те, кто имел все основания не любить ее. Она постоянно следила за модой. Почти не носила украшений – в среде крупных чиновников они не были приняты, – но одевалась очень элегантно. Именно Фурцева первой в СССР надела маленькое черное платье – выше колен, с туфлями-лодочками и ниткой жемчуга. Следила она и за советской модой: именно Фурцева стояла за организацией домов моды в стране, способствовала карьере Славы Зайцева. Когда работники одного ателье написали ей письмо о недостатках в швейной промышленности, она собрала совещание, где с полным знанием дела рассуждала о модных фасонах, тканях, говорила о необходимости использовать в работе модные журналы.

С дочерью Светланой на отдыхе на юге

На ее рабочем столе стояла фотография английской королевы Елизаветы II, с простой надписью: «Екатерине от Елизаветы». Говорили, что уже через несколько минут личного общения королева попросила Фурцеву: «Не зовите меня «ваше величество», говорите просто – товарищ Елизавета!» А бельгийская королева Фабиола однажды сказала, что хотела бы сделать для своей страны столько же, сколько Фурцева сделала для своей.

Только в личной жизни было не все гладко. С Фирюбиным они все больше отдалялись друг от друга – любовь давно прошла, у него была другая женщина, и Екатерина Алексеевна об этом знала. Но развестись они все же не могли. Единственным смыслом жизни – кроме любимой работы – для Фурцевой были дочь Светлана и внучка Марина. «Если бы не было тебя с Маришкой, мне не для чего было бы жить», – говорила она Светлане.

Начав свою карьеру в качестве партийного функционера, за время своего министерства Екатерина Алексеевна сильно изменилась. Личная, искренняя ее дружба со многими виднейшими деятелями культуры, чьи взгляды во многом не совпадали с идеологическими установками ЦК КПСС, все больше отдаляла Фурцеву от ее коллег по партаппарату. В отличие от основной массы крупных функционеров она была неординарной личностью, и этого ей простить не могли.

Случилась и еще одна неприятная история. Светлане с мужем очень хотелось иметь дачу. Под давлением дочери Фурцева занялась строительством – покупала стройматериалы через постановочную часть Большого театра: там они были дешевые. Дача получилась, по сегодняшним меркам, крохотной – 61 квадратный метр, но скандал раздули жуткий. Фурцеву обвинили в злоупотреблении служебным положением, объявили строгий выговор, чуть не исключили из партии. Дачу забрали – правда, вернули потраченные на строительство деньги. Екатерина Алексеевна очень переживала, просила создать комиссию, чтобы во всем разобраться, – но ничего этого сделано не было. Она очень страдала – общественное мнение было для нее очень важно.

Когда в 1973 году ее не рекомендовали в депутаты Верховного Совета СССР, она поняла, что ее карьера близка к закату, что не за горами ее смещение с поста министра. Она говорила Людмиле Зыкиной, одной из своих подруг: «Что бы там ни было, я умру министром!»

Так и случилось. В ночь с 24 на 25 октября 1974 года Светлане Фурцевой позвонил Фирюбин: «Екатерины Алексеевны больше нет». Светлана, которая лишь несколько часов назад простилась с матерью, ничего не успела понять…

Согласно официальному медицинскому заключению, у Екатерины Алексеевны остановилось сердце. Впрочем, молва настойчиво твердит о том, что Фурцева отравилась цианистым калием.

Ее похоронили на Новодевичьем кладбище – среди артистов и писателей, которыми она руководила, недалеко от предавшего ее Хрущева.

После похорон Петр Битков сказал Светлане: «Я всю жизнь любил только ее…»

Через несколько недель Фирюбин женился вторично. Через несколько лет Светлана переехала в Испанию. Но жить вдали от России она не могла и в 1998 году вернулась в Москву. Светлана Фурцева умерла в начале октября 2005 года. У нее был рак.

Уже нет ни партии, которой она была предана, ни государства, которому она служила. Осталась только память о женщине, которая умела играть в мужские игры – и выигрывать.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

24 октября – Екатерина ФУРЦЕВА Смерть этой женщины до сих пор окутана плотной пеленой разных домыслов и слухов. Когда в октябре 1974 года средства массовой информации сообщили о ее смерти от сердечного приступа, многие удивились этому диагнозу: внешне эта женщина всегда

Фурцева Работа над «Чистым небом» продвигалась непросто... Необходимо было придумать и написать новые эпизоды. Днем я снимал, а ночью мы с Храбровицким писали сценарий. Тот, кто знает, что такое съемки фильма, насколько это трудная и изнурительная работа, может понять, как

Екатерина Фурцева Женщина, играющая в мужские игры Когда время революционных богинь закончилось, у власти оказались только мужчины – те, кто сумел удержаться на вершине в сложных закулисных играх, не рассчитанных на слабый пол. У этого правила было только одно

Екатерина Фурцева ЖЕНЩИНА, ИГРАЮЩАЯ В МУЖСКИЕ ИГРЫПосле Октябрьской революции к власти пришли женщины, помогавшие этой революции состояться, – Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Лариса Рейснер… Рядовые революционеры – бывшие крестьяне, солдаты и рабочие –

Екатерина Фурцева Женщина, играющая в мужские игрыПосле Октябрьской революции к власти пришли женщины, помогавшие этой революции состояться, – Инесса Арманд, Александра Коллонтай, Лариса Рейснер… Рядовые революционеры – бывшие крестьяне, солдаты и рабочие –

Как Фурцева убила «Живого» Вспоминает Валерий Золотухин:«Объявили, что скоро просмотр «Живого». Нам сказали, что будут смотреть один раз. «Если до этого мы смотрели ваши спектакли по несколько раз, делали поправки, замечания, то здесь вопрос будет решен сразу: «да или

Рок-музыку Фурцева не заметила… Однажды, когда я беседовал с Нами, ее навестил сын Стас Намин, знаменитый музыкант, один из основателей отечественной рок-музыки, создатель и лидер группы «Цветы», культовая фигура в российской культуре. У меня возникла неожиданная мысль

Фурцева: Pro et Contra Марецкая или Орлова? Кто «первее» - рассудила ФурцеваВ театральном мире известна коллизия между народными артистками СССР Верой Марецкой и Любовью Орловой, работавшими в Театре имени Моссовета. Последняя работа Орловой в театре в заглавной роли в

Екатерина Фурцева. А все-таки жаль! Верная дочь коммунистической партии.Так была названа в некрологе, опубликованном в «Правде» и прочих газетах, Екатерина Алексеевна Фурцева, министр культуры СССР. И со страниц газет на вас смотрело милое, прелестного овала молодое лицо,

Н. А. Микоян Фурцева - от Хрущева до Брежнева (Из книги Н. А. Микоян «неизвестная Фурцева») Хрущев и Фурцева После смерти Сталина Хрущева избирают первым секретарем ЦК партии, Фурцева становится первым секретарем Московского городского комитета партии.Искренняя

Хрущев и Фурцева После смерти Сталина Хрущева избирают первым секретарем ЦК партии, Фурцева становится первым секретарем Московского городского комитета партии.Искренняя приязнь к ней Хрущева не могла остаться незамеченной. И вправду ходили слухи, что их связывало

Неоднозначная Фурцева …Многие отмечают простонародное происхождение Екатерины Алексеевны, говорят: что с нее взять - ткачиха! Н. С. аниславский, к примеру, был фабрикантом, а Шаляпину и Горькому доводилось ходить в бурлаках. Что с того?Политик Александр Яковлев считал

Фурцева, Ефремов и МХАТ Конечно, МХАТ имени Горького всегда занимал особое положение. Никакому другому театру не уделялось столько внимания со стороны министерства и отдела культуры ЦК. Такое пристальное внимание объяснялось тем, что во всем мире систему Станиславского

Михалков, Глазунов и Фурцева Сергей Михалков говорил, что Фурцева далеко не все понимала и, не понимая, выносила подчас нелепые решения. Он вспоминал, к примеру, ее выступление в Ленинградском театре комедии, где шел острый, очень смешной сатирический спектакль драматурга

За что самые популярные исполнители советской эстрады попадали в опалу

К министру культуры СССР Екатерине Фурцевой относились по-разному. Одни с ней дружили, другие умело находили подход к своенравной чиновнице. Третьим же отказывали даже в телефонном разговоре. В её власти было запретить концерты, отказать в выпуске пластинки, не пустить в зарубежную командировку. Были и те, кому Екатерина Фурцева фактически сломала жизнь. Что было причиной неприязненного отношения министра культуры к самым популярным исполнителям советской эстрады?

Долгое время Владимир Высоцкий не мог выпустить пластинку со своими песнями. Его популярность переоценить было просто невозможно, но уже готовые, записанные песни не выпускали. При личной встрече Фурцева, попав под невероятное обаяние исполнителя, дала ему номер телефона своей приёмной. А после велела секретарю всегда говорить Высоцкому о занятости министра.

Причина неприязненного отношения к талантливому певцу крылась в его песнях. Ей они казались попросту кощунственными. «На Канатчиковой даче», «Диалог у телевизора» - она воспринимала эти песни, как вызов лично ей. Позже, когда встал вопрос о выездах Владимира Высоцкого за границу, она сопротивлялась до последнего. Вмешательства самых влиятельных покровителей знаменитого барда она пресекала на корню, настоятельно советуя им не лезть не в своё дело.

Когда Тамара Миансарова победила на конкурсе песни в Сопоте в 1963 году, Екатерина Фурцева лично послала ей поздравление, а встречать певице у трапа самолёта отправила летчика-космонавта Германа Титова и уже известного в то время Иосифа Кобзона. Казалось, что Тамара Миансарова попала в число любимчиков министра культуры. Но все изменилось в один миг. Точнее, в одну ночь.

Она уже была победителем конкурса эстрадной песни «Дружба» среди исполнителей социалистических стран, когда Тамару Миансарову вместе с другими знаменитостями пригласили на празднование на встречу нового года в Кремле. Улыбчивая, обаятельная и очень светлая Миансарова была в центре внимания. Самые известные люди страны обращали на неё внимание, Юрий Гагарин с удовольствием с ней танцевал, Хрущёв лично пожелал ей успехов. А Екатерина Фурцева внимательно наблюдала за успехом молодой певицы.

А вскоре Миансарову обвинили в отсутствии патриотизма, исполнении чуждых советской идеологии песен. И запретила ей исполнять самые известные песни из её репертуара. А подчиненные министра культуры почувствовали изменившееся отношение к пвице и попросту перестали приглашать её для участия в концертах и на телевидение. Причиной для опалы послужили всего лишь молодость и красота исполнительницы. Фурцева не простила Тамаре Миансаровой её бешенного успеха в новогоднюю ночь.

К тому моменту, как Екатерина Фурцева стала министром культуры, Клавдия Шульженко давно была звездой первой величины. И всегда сохраняла свою творческую независимость. Причиной возникших неприязненных отношений между министром культуры и певицей стала попытка Фурцевой вмешаться в репертуар Шульженко. Екатерина Алексеевна попыталась пригласить Клавдию Шульженко на разговор, во время которого хотела обсудить с исполнительницей её репертуар. На что Клавдия Ивановна в присутствии других людей ответила: «Екатерина Алексеевна, со своим репертуаром я справлюсь сама!» В тот момент Фурцева вынуждена была проглотить обиду, а позже смогла отомстить звезде. На всех концертах, когда пела Клавдия Ивановна, она просто поднималась и демонстративно выходила из зала, возвращаясь, когда стихали аплодисменты.

Фурцева стала коллекционировать все факты и случаи, касавшиеся певицы. Когда же Шульженко позволила себе отменить концерт из-за попавшей под машину любимой собаки, в центральной газете вышел разгромный фельетон, высмеивающий и порицающий поведение королевы песни.

Когда же Шульженко обратилась с просьбой о выделении ей жилья, дело передали на рассмотрение Фурцевой. Та даже ордер подписала, выполняя устное указание руководства. Но Клавдия Ивановна позволила себе прийти на приём к министру в брюках. За что и была наказана. Сначала долгим ожиданием в приемной, а после слов певицы о дурном воспитании Фурцевой, отказом в предоставлении жилья.

Популярный певец, чьи концерты проходили неизменно при аншлаге, пел о любви в своей самобытной манере. Его пластинки расходились многотысячными тиражами, что и стало причиной начала его краха.

Екатерина Фурцева посетила Апрелевский завод грампалстинок. И во время её экскурсии по предприятию оказалось, что все цеха печатают пластинку с песнями Валерия Ободзинского. Раздраженная министр культуры приказала тут же размагнить запись певца, а пластинку снять с производства. А вскоре отменили 19 из 20 запланированных концертов певца в Театре эстрады. Радио и телевидение для него тоже закрылись при непосредственном участии Сергея Лапина, председателя Гостелерадио СССР при Министерстве культуры.

Именно тогда исполнитель стал искать утешение в спиртном. А позже к алкоголю добавились таблетки. Жизнь его катилась под откос: он разошелся с женой, работал сторожем. В 1991 году он вернулся на эстраду. Успех был столь же ошеломительным, как до его опалы. Но прожил он после этого всего 6 лет.

Многие видели в поступках министра культуры СССР Екатерины Фурцевой политические мотивы, но на самом деле очень часто она руководствовалась лишь собственной неприязнью к тому или иному исполнителю. Но нельзя судить о её личности однозначно. Она была сложным человеком и свято верила в идеалы, предложенные ей временем. Министр культуры стремилась доступными ей способами ускорить наступление светлого будущего.

В своё время песни в исполнении Аиды Ведищевой Екатерина Фурцева назвала пошлыми. А ведь песни в её исполнении пел весь Советский Союз. Голос Аиды Ведищевой знали все, но сама певица всегда оставалась за кадром. Ей все время чинили препятствия: не указывали в титрах фильмов, отменяли концерты, не пускали на телевидение. И в результате она была вынуждена принять решение, которое разделило ее жизнь на две части…

В 1980 году уехала с матерью и сыном в США. По ее утверждениям, ещё в 1978 году приказом Минкульта были размагничены все немногочисленные видеоплёнки с выступлениями певицы и стёрты все записи радиофонда; однако, они сохранились в личной фонотеке.

Министр культуры СССР Екатерина Фурцева умерла 24 октября 1974 года. Все произошло внезапно, за одну ночь, и загадочно: вечером была на банкете, поссорилась с мужем, ушла - утром объявили, что умерла от сердечного приступа. Ходили слухи о самоубийстве, тем более, что раньше уже вскрывала себе вены. Чистая литературщина: страдания и метания утонченной дамы. А ведь раньше, в молодости, она была словно советский танк - смелая, упертая и волевая.
Фурцева была самородком и, видимо, обладала феноменальными способностями. Плюс выигрышная внешность и большой талант общения или даже внушения. Потому биография ее стремительна и в высшей степени партийна: Екатери́на Алексе́евна Фу́рцева родилась 7 ноября 1910 года в Вышнем Волочке. В графе «социальное происхождение» писала «ткачиха, из крестьян», для партийной карьеры лучшего придумать невозможно. С 1954 по 1957 годы работала Первым секретарем Московского Городского Комитета КПСС. Член Президиума ЦК КПСС с 1957 по 1961 годы. Министр культуры СССР с 1960 по 1974 год.
За последние 14 лет жизни на посту Министра культуры Екатерина Фурцева сделала удивительно много: Московский кинофестиваль, Конкурс имени Чайковского, выставки Пикассо, Рериха, показ Джоконды в Москве, гастроли Большого во Франции, США, Италии. Это только глобальные международные проекты, и то не все. Внутри страны Фурцева лично контролировала все значимые постановки, фильмы, концерты и гастроли. От нее зависело, кто «пробьется» и выйдет под свет софитов.
Выбор этой женщины «от сохи» был на удивление точным, хорошего вкуса. Конечно, можно сказать, что в ее распоряжении были человеческие ресурсы огромной страны. Но у ее соратника Никиты Сергеевича Хрущева тоже все были под рукой, однако культуры ему это не прибавило. У Фурцевой хватало сил и внимания взаимодействовать с деятелями культуры именно лично и очень эмоционально. При ней взошли звезды великих талантов - Ойстраха, Рихтера, Растроповича, Плисецкой, Вишневской, Ефремова, Бондарчука. Конечно, не было ее заслуги в том, что эти люди были столь одаренными, но нельзя забывать о том, что Фурцева им помогала.
Ей не были благодарны, часто спустя годы после ее смерти отзывались оскорбительно. Оно понятно, ее любимые подопечные - великие таланты. А кто она? «Шлагбаум на пути культуры», как в глаза сказал ей Олег Ефремов. Да и моветон любить начальство, особенно интеллигентному человеку. В России. Как в советской, так и до того. Это уже сейчас считается - можно.
Одна Зыкина была признательна Фурцевой и всю жизнь отзывалась тепло. Наверное, потому что простая женщина, и возможно, внутренне более свободная. Еще Екатерине Алексеевне были благодарны иностранцы. До ее «правления» они ничего кроме хорошей народной песни и пляски из СССР не видели - и вдруг суперклассика и суперкрасота. И переговоры можно вести с красивой вменяемой дамой. Святослав Рерих ее очень ценил, директор миланского театра «Ла Скала» Антонио Гирингелли 10 лет коллекционировал ее портреты, Карден благодарил сердечно. Датская королева Маргрете однажды сказала, что хотела бы сделать для своей страны столько, сколько Фурцева сделала для своей.
Дружба с Надей Леже, вдовой французского художника Фернана Леже, и вовсе получилась знаковой: две простые русские женщины очень подружились, одна «командовала культурой» на одной шестой части суши, другая волею судеб из помощницы по хозяйству стала наследницей харизматичного художника. Обе среди снобов-урожденных интеллектуалов Парижа, Ниццы и Москвы чувствовали себя немного лазутчицами, - и помогали друг другу, поддерживали. Визиты Нади в СССР в качестве обласканной вдовы прогрессивного художника прибавляли ей авторитета в Париже, дорогие подарки и консультации на тему «что нынче носят во Франции» добавляли шарма Екатерине.
Можно представить как Фурцевой завидовали жены мужчин-членов Политбюро. Париж, Милан, Нью-Йорк, кинофестивали, московские театры - все у ног Екатерины Великой. «Мне в Париж по делу надо срочно!» Платья от Ланвен, духи французские, ее облик становился все более утонченным. Другие ЦК-овские дамы в большинстве своем так и оставались «из крестьян».
Но если ты приближаешься так близко к искусству, что меняется облик - значит, меняется и твоя психика.
Фурцева ушла как героиня фильма или романа - артистично, нервно. Даже загадочно.

Что еще почитать