Урок "изменение глаголов по временам". Изменение глаголов по временам и числам Изменение глаголов по временам схема

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные : развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные : воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

  • Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
  • В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
  • В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
  • http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151 , http://festival.1september.ru/articles/551270/

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

– Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

Это время.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

По вопросу.

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

5. Игра «Почтальон»

– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты.На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

будет клевать

будет бить

что сделать?

потерять

потеряет

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Дифференцированный подход:

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)

Человек, когда говорит и пишет, часто изменяет глаголы по временам, сам этого не замечая. Он говорит о чем-то, что происходит в момент речи, происходило до него и будет происходить после, ставя эту часть речи в разные временные формы. Чтобы делать это правильно, нужно разобраться в сущности явления и его особенностях.

Изменение глаголов по временам: делаем это правильно

Чтобы поставить глагол в форму того или иного времени, нужно задать к нему правильный вопрос. В том, какие вопросы в каких случаях нужно задавать, поможет разобраться таблица.

Названия форм времени легко поясняют, к какому моменту речи относится рассматриваемое действие.

Глагол в прошедшем времени легко отличить от части речи в любой другой временной форме благодаря суффиксу л: пошеЛ, гуляЛ, играЛ.

Образование форм будущего времени

В русском языке происходят изменения глаголов настоящего и будущего времени. Но если глаголы в настоящем времени всегда изменяются с помощью окончаний, то форма будущего времени может образовываться двумя способами. Все зависит от того, к какому виду относится глагол.

Если к совершенному, то к нему применяется будущее простое время, то есть изменение с помощью суффиксов.

С глаголами несовершенного вида все несколько сложнее, не зря же их будущее время и называется сложным. Из-за особенностей языка оно образуется с помощью глагола быть и присоединенного к нему смыслового глагола в неопределенной форме. При этом такую пару можно изменять по лицам: смысловой глагол так и останется в форме инфинитива, а меняться при этом будет глагол-связка быть: я буду гулять, вы будете гулять и т.п.

Сложное будущее время имеет особое значение – его используют для того, чтобы показать не просто тот факт, что действие будет иметь место, но процесса действия в будущем.

Что мы узнали?

В русском языке у глаголов три формы времени: настоящее, будущее и прошедшее. При этом глаголы, которые в инфинитивной форме отвечают на вопрос “что сделать?” не имеют формы настоящего времени. Изменить данную часть речи по временам легко: достаточно поставить правильный вопрос, который приведет его в нужную форму, чтобы он изменил окончание. При этом вопрос с будущим временем в русском языке несколько сложнее, чем с настоящим или прошедшим, поскольку оно может образовываться простым или сложным способом, что зависит от того, на какой вопрос глагол отвечает в инфинитивной форме. Если к нему ставится вопрос “что делать?”, то используется самая обычная простая форма, которая образуется с помощью суффикса. Если же к глаголу с неопределенной форме ставится вопрос “что сделать?”, то его форма будущего времени будет сложной: для нее берется глагол быть в соответствующей формы, к которому присоединяется основной в форме инфинитива.

ТЕМА УРОКА: Изменение глаголов по временам.

Тип урока: введение новых знаний.

Урок-исследование.

Форма работы: групповая

Цели урока:

Обучающие: ввести понятие “изменение глагола по временам” через организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. Создать мини-проект по теме урока.

б) Развивающие: развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку,

речь и мышление.

3) Воспитывающие: воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группах, вызвать желание помогать друг другу, понять истину, что время нужно беречь.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал: тексты для групп, карточки для выводов.

План урока

    Релаксация.

Ребята, мы начнём урок с чтения рассказа. Названия у него пока нет, думаю, мы вместе сможем назвать его. Для этого удобно сядьте и слушайте. (Учитель по очереди с детьми читают рассказ)

Рассказ

    В одной школе перестал ходить на занятия мальчик Лёва. Неделю не ходит, две… Одноклассники решили сходить к нему домой. Дверь открыла Левина мама. Лицо у неё было очень грустное. Ребята поздоровались и мама с порога сказала:
    ____________________________________________________
    2. - Лёва больше не будет учиться с вами. Ему сделали операцию. Неудачно. Лёва ослеп и сам ходить не может…

Ребята помолчали, переглянулись, и тут кто-то из них предложил:

А мы его по очереди в школу поведём.

И домой приведём.

И уроки поможем сделать, - защебетали одноклассники.

3. У мамы на глаза навернулись слёзы. Она провела друзей в комнату. К ним вышел Лёва с повязкой на глазах. Ребята замерли.

Здравствуйте.

______________________________________________________________

4. И тут со всех сторон посыпалось:

Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.

А я расскажу, что мы проходили по алгебре.

А я помогу по истории.

По лицу мамы градом покатились слёзы.

________________________________________________________________

5. После ухода ребята составили план:

Саша ведёт его в школу и рассказывает то, что учитель пишет на доске.

Володя помогает по математике.

Любаша учит языки, объясняет правила.

Домой идёт Лёва с Костей.

___________________________________________________________________

6. Учился Лёва прекрасно. И ребята старались.

Лучше учиться стал и весь класс. Школу Лёва окончил с золотой медалью.

Вопросы учителя:

Правдивая ли это история? Почему?

Помог ли рассказ разрешить какое-то сомнение?

Какие чувства испытывали, когда читали рассказ?

Чему научила эта история?

На какой вопрос не получили ответ?

Зачем вам это знать?

Как вы думаете чем закончилась история ? (Презентация)

После школы Лёва поступил в Московский университет. И в институте нашлись друзья, которые стали его глазами. В конце концов, стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным. -Так какое название дадим рассказу? «Сильные духом» или «

Скажите, зачем я прочитала эту историю?

Вывод: Не падать никогда духом и помогать друг другу. А ещё этот рассказ поможет разобраться в новой теме.

Кстати, мы на уроке проведём батл между группами и помощь другу очень понадобится. Каждая группа за правильные ответы будет набирать жетоны.

Выиграет батл та группа, которая наберёт больше жетонов. Батл-это битва.

    Актуализация знаний.

Какую тему изучаем? (части речи)

Какие части речи знаете?

Запишем дату, минутку каллиграфии:

Ал ам сл см ол тя

По окончании школы Лёва поступил в Московский университет.(1гр.)

И в институте нашлись заботливые друзья, которые стали его глазами. (2гр.)

1гр.,2гр.,3гр.- найти грамматическую основу и определить части речи в 1 предложении.

4гр.,5гр.,6гр.- найти грамматическую основу и определить части речи во 2 предложении.

Назовите глаголы. (презентация)

Расскажите по плану :

    Что такое глагол?

    Глагол связан с существительным

и местоимением

    Член предложения-сказуемое.

    Неопределённая форма глагола

отвечает на вопросы

Что делать?

Что сделать?

И имеет окончание –ть, -ться, -чь, -чься, -ти

    Глагол изменяется по числам и временам.

Учитель: Вот видите в вашей памяти это хранится, значит это важная информация .

    И ЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Тема урока: Изменение глаголов по временам

Что мы должны выяснить на уроке?

Какова наша цель?

(Выяснить, как глаголы изменяются по временам?)

-Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, год)

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

3.Совместное открытие новых знаний

    Исследовательская работа в группах

Перед вами рассказ о Лёве и его одноклассниках. Рассказ поделен на 6 частей. Каждая группа выбирает свою часть. В каждой части есть глаголы.

Эти глаголы вы должны

распределить на 3 группы:

Действие

I столбик

В момент речи

II столбик

До момента речи

III столбик

После момента речи

У доски работают группы: 5 , 3 , 4 и. Они выписывают слова из своей части.

Как вы назовёте это время?(вешают таблички)

Почему?

Обратите внимание, какая особенность есть у глаголов прошедшего времени? (суффикс л) Что объединяет эти слова?

А у глаголов будущего времени? (Приставка или слово будет)

Сделайте вывод. (Презентация)

-Так как изменяются глаголы?(по числам и временам)

    Создание мини-проекта

Сейчас мы вместе создадим вместе мини-проект.

У каждого на парте лежат листы, на которых есть запись. Вам нужно встать и объединиться в 3 новые команды под названием: « Времена глаголов» .

Звучит музыка. Дети объединяются.

1команда : Наст. время, что делает?, что делают?, действие происходит в момент речи, помогаю, выручаю, объясняю, договариваемся, советуюсь

2 команда: Прошедшее время, что делал? что делала?, что делало? что делали?, до момента речи , спрашивал, слушал, помогал , старался .

3 команда: Будущее время , что будем делать?. После момента речи, Что буду делать?

Что сделаю? Что сделаем? Помогу, выручу, расскажу попрошу.

Назовите мне хотя бы 3 причины: для чего нужно знать временные форы глагола.

5 Закрепление изученного материала.

Каждая группа получает глагол. Его нужно поставить во всех временных формах.

    Мыслить

    Определять

    Применять

    Находить

    Помогать

    Не падать

    Итог урока

- Что мы сегодня научились делать?

Каким образом этот опыт может повлиять на дальнейшую учёбу?

Были ли ошибки в работе?

Как мы с ними справились?

Какая группа лучшая?

Как вы определили?

Был ли мы правы, когда говорили, что не нужно падать духом.

Дети, Ваши мысли для меня очень ценны. Спасибо за урок.

Открытый урок

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет выстилать луга

Бархатом зелёным. (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени?

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

(я) что делаю ?

(ты) что делаешь ?

(он) что делает ?

(мы) что делаем ?

(вы) что делаете ?

(они) что делают ?

В будущем времени:

(я) что сделаю ?

(ты) что сделаешь ?

(он) что сделает ?

(мы) что сделаем ?

(вы) что сделаете ?

(они) что сделают ?

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

У, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает - что делает?, настоящее время,

покрылись - что сделали?, есть суффикс -Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются - что делают?, настоящее время,

выглянет - что сделает?, будущее время,

будет зеленеть - что будет делать?, будущее время,

будет гореть - что будет делать?, будущее время.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна - для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая - для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной , так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? - будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой , так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) - что сделает? выглянет.

Будем , ребята, беречь доброту.

Будем , ребята, беречь красоту.

Будем дерзать , будем творить ,

Будем дружбой своей дорожить . (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить - сложная форма будущего времени.

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать . Потом свернётся в колючий клубок и будет спать . (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать - что делать?, неопр.ф.,

найдёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то - всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь - настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь - будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Найдите глаголы в тексте и определите время.

Скрипач - кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл - что делал? - прошедшее время.

Пела - что делала? -прошедшее время.

Бегут - что делают? - настоящее время.

Взрослеем - что делаем? - настоящее время.

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Oldskola1.narod.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть) …………….. Балда в п.повом доме,

(Спать) ……………. себе на с.ломе,

(Есть) …………….. (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет (за) с.мерых;

(Пл.сать) Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

Начальная неопределенная форма глагола Будущее время

что делать? Простое: что сделает?

строить построит решит

решат сложное:

что сделать? что будет делать?

построить решить будет строить, будет решать

Настоящее время

что делает?

Прошедшее время

что делал?

построил решил

Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать - получить, объединять - объединить, отправлять - отправить, доставлять - доставить, писать - написать, покупать - купить и т. п.

В целях развития у учащихся осознанного употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.

Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи изучения глагола в III классе:

1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении).

2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, чаще практиковать стилистический анализ текста, который записывают учащиеся на уроке.



3. Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.

Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Усовершенствуются знания учащихся о том, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенного вида), имеют настоящее время, прошедшее, будущее сложное; глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (совершенного вида), имеют только прошедшее время и будущее простое. В III классе учащиеся овладевают неопределенной формой как начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной, например: начальная форма что сделать? встретить - 2-е лицо единственного числа будущего времени - встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени встречаешь, начальная форма этого глагола - встречать. Если учащиеся не в состоянии правильно назвать начальную форму глагола и по ней распознать спряжение глагола, то, естественно, они не могут сознательно написать безударное личное окончание глагола в настоящем или в будущем времени.

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.

Необходимо заметить, что осознание последовательности действий не означает правильного написания окончаний. Есть еще ряд условий, определяющих правильность написания. В частности, одним из них является знание суффикса глагола, но которому определяется спряжение, например: сочинять, строить, таять, сеять, лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т. п. Поскольку неопределенную форму подобных глаголов нужно запомнить, такие глаголы должны быть заранее (начиная со II класса) включены в упражнения в начальной форме. Не менее важным условием успешного формирования навыка является система упражнений.

Последовательность изучения материала в III классе.

Условно весь процесс работы можно представить в виде следующих ступеней:

1. Повторение изученного о глаголе в I и II классах. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в речи. Упражнение в изменении глаголов по числам и временам.

2. Неопределенная форма глаголов без суффикса -ся и с суффиксом -ся..

3. Понятие о спряжении глагола как изменении окончаний по лицам и числам. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями.

4. Знакомство с I и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения глаголов.

5. Спряжение глаголов в будущем времени.

6. Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме. Глаголы-исключения.

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

8. Прошедшее время глагола.

9. Правописание глаголов с суффиксом -ся.

Указанный порядок работы обусловлен лингвистическими особенностями глагола как части речи и некоторыми дидактическими положениями.

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Упражнения в изменении глаголов по временам являются связующим звеном между изученным во II классе и материалом III класса, включающим спряжение глагола в настоящем и в будущем времени. Логика самого материала требует, чтобы прежде всего учащиеся узнали о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, научились спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем учащиеся знакомятся с I и II спряжением глаголов, т. е. происходит дифференциация только что приобретенных знаний о спряжении глаголов. Учащиеся узнают и запоминают окончания глаголов I и II спряжения; подводятся к пониманию особенностей глаголов каждого из спряжений: глаголы II спряжения имеют в "окончаниях букву е (-ешь, -ет, -ем -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание ~ут (-ют), глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (-ишъ, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат(-ят). После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -итъ II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению. Исключения составляют одиннадцать глаголов (в начальных классах, согласно программе, учащиеся знакомятся с шестью из них).

Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов.

В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся III класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать - услышал, строить - строил, таять - таял и т. п.).

И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся. Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс -ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (в частности, они учились спрягать такие глаголы), то на последнем этапе знания лишь обобщаются и уточняются.

Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и формированием навыка правописания личных окончаний глагола.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте содержание каждого этапа изучения глагола в I-III классах. Дайте обоснование последовательности работы.

2. Как в процессе изучения глагола осуществляется взаимосвязь между усвоением его грамматических признаков и развитием речи учащихся? Как это проявляется при изучении нового материала, при его закреплении? Приведите примеры лексико-грамматических упражнений.

3. Проанализируйте материал учебника по теме «Слова, отвечающие на вопрос что делает?» («Русский язык» для I класса) с точки зрения пропедевтики изучения основных категорий глагола (подготовка к изучению времени и числа глагола).

4. Как познакомить учащихся II класса с изменением глаголов по временам? Какие виды упражнений целесообразно использовать в целях формирования умения изменять глагол по временам и правильно употреблять в речи. Составьте 3-4 упражнения и охарактеризуйте их назначение.

5. Какие знания и умения составляют основу формирования навыка правописания личных окончаний глаголов?

6. Как вы познакомите учащихся с сущностью спряжения глагола? Составьте конспект урока на тему «Спряжение глагола». Какую часть речи на данном уроке целесообразно повторить? Почему?

7. Как учить школьников распознавать глаголы I и II спряжения?

8. Проанализируйте последовательность изучения глагола в III классе по учебнику «Русский язык». Какие ступени вы можете выделить? Какая между ними взаимосвязь?

9. Какие методические условия способствуют формированию у третьеклассников навыка правописания личных окончаний глаголов? С какими трудностями встречаются учащиеся?

Что еще почитать