Хронологический список патриархов русской православной церкви. Список епископов русской православной церкви Список архиереев русской православной церкви

Иов (в миру Иоанн) - Патриарх Московский и всея Руси. По инициативе святителя Иова были проведены преобразования в Русской Церкви, в результате которых в Mocковский Патриархат вошли 4 митрополии: Новгородская, Казанская, Ростовская и Крутицкая; учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей.
Патриарх Иов первым поставил дело книгопечатания на широкую основу. По благословению святителя Иова впервые были изданы: Триодь Постная, Триодь Цветная, Октоих, Минея Общая, Чиновник архиерейского служения и Служебник.
В период Смутного времени святитель Иов фактически первый возглавил противостояние россиян польско-литовским захватчикам.13 апреля 1605 г. Патриарх Иов, отказавшийся присягнуть Лжедмитрию I, был низложен и, претерпев множество поношений,был сослан вСтарицкий монастырь.После свержения Лжедмитрия I святитель Иов не смог возвратиться на Первосвятительский Престол, на свое место он благословил митрополита Казанского Гермогена. Патриарх Иов мирно скончался 19 июня 1607. В 1652 году при Патриархе Иосифе нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены рядом с гробницей Патриарха Иоасафа (1634-1640). От мощей святителя Иова происходило множество исцелений .
Память его совершается Русской Православной Церковью 5/18 апреля и 19 июня/2 июля.

Гермоген (в миру Ермолай) (1530-1612) - Патриарх Московский и всея Руси. Патриаршество святителя Гермогена совпало с трудной порой Смутного времени. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить русский народ, ввести в России униатство и католичество, и искоренить Православие.
Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Гермогена с Патриаршего Престола и заключили еговЧудовом монастыре под стражу». Патриарх Гермоген благословил русских людей на освободительный подвиг.
Более девяти месяцев томился святитель Гермоген в тяжком заточении. 17 февраля 1612 года он мученически скончался от голода и жажды.Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Гермоген, успешно завершилось русским народом по его предстательству.
Тело священномученика Гермогена было с подобающей честью погребено в Чудовом монастыре. Святость Патриаршего подвига, как и его личности в целом, была озарена свыше позднее - при вскрытии в 1652 году раки с мощами преподобного. Через 40 лет после смерти Патриарх Гермоген лежал как живой.
По благословению святителя Гермогена с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному и восстановлено празднование его памяти в Успенском соборе. Под наблюдением Первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.
В 1913 году Русская Православная Церковь прославила Патриарха Гермогена в лике святых. Его память совершается 12 /25 мая и 17 февраля/1 марта.

Филарет (Романов Федор Никитич) (1554-1633) – Патриарх Московский и всея Руси, отец первого царя из династии Романовых. При царе Феодоре Иоанновиче - знатный боярин, при Борисе Годунове попал в опалу, был сослан в монастырь и пострижен в монахи. В 1611 году, находясь с посольством в Польше, взят в плен. В 1619 году вернулся в Россию и до своей кончины был фактическим правителем страны при своем болезненном сыне - царе Михаиле Феодоровиче.

Иоасаф I - Патриарх Московский и всея Руси. Царь Михаил Федорович, извещая четырех Вселенских Патриархов о кончине своего отца, писал также, что «избран и поставлен ВеликияРоссийския Церкви Патриархом Псковский архиепископ Иоасаф, муж благоразумный, правдивый, благоговейный и наученный всякой добродетели».Патриарх Иоасаф I был возведен на кафедру Московского Патриарха по благословению Патриарха Филарета, который сам указал себе преемника.
Он продолжал издательские труды своих предшественников, сделав огромную работу по сличению и исправлению богослужебных книг.За сравнительно недолгое правление Патриарха Иоасафа было основано 3 монастыря и восстановлено 5 прежних.

Иосиф - Патриарх Московский и всея Руси. Строгое исполнение цepковных уставов и узаконений стало характерной особенностью служения Патриарха Иосифа.В 1646 году, перед наступлением Великого поста, Патриарх Иосиф разослал окружной наказ всему духовному чину и всем православным христианам, чтобы соблюдали наступающий пост в чистоте. Это окружное послание Патриарха Иосифа, а также указ царя 1647 года о запрещении работ в воскресные и праздничные дни и об ограничении в эти дни торговли способствовало укреплению веры в народе.
Большое внимание уделял Патриарх Иосиф делу духовного просвещения. По его благословению в 1648 году в Москве было основано духовное училище при Андреевском монастыре. При Патриархе Иосифе, также как и при его предшественниках, издавались богослужебные и церковно-учительные книги по всей России. Всего же при Патриархе Иосифе за 10 лет было издано 36 наименований книг, из которых 14 ранее на Руси не издавались.В годы Патриаршества Иосифа неоднократно совершались открытия мощей святых угодников Божиих и прославления чудотворных икон.
Имя Патриарха Иосифа навсегда останется на скрижалях истории благодаря тому, что именно этому архипастырю удалось сделать первые шаги к воссоединению Украины (Малороссии) с Россией, хотя само воссоединение произошло в 1654 году уже после смерти Иосифа при Патриархе Никоне.

Никон (в миру Никита Минич Минин) (1605-1681) – Патриарх Московский и всея Руси с 1652 г.. Патриаршество Никона составило целую эпоху в истории Русской Церкви. Подобно Патриарху Филарету, он имел титул «Великого Государя», который получил в первые годы своего Патриаршества ввиду особого расположения к нему царя. Он принимал участие в решении едва ли не всех общегосударственных дел. В частности, при активном содействии Патриарха Никона в 1654 году состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Матери - Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».
Но особенно ревностно проявил себя Патриарх Никон как церковный реформатор. Помимо упорядочения богослужения, он заменил при крестном знамении двуперстие троеперстием, провел исправление богослужебных книг по греческим образцам, в чем заключается его бессмертная, великая заслуга перед Русской Церковью. Однако церковные реформы Патриарха Никона породили старообрядческий раскол, последствия которого омрачали жизнь Русской Церкви в продолжение нескольких столетий.
Первосвятитель всячески поощрял церковное строительство, сам он был одним из лучших зодчих своего времени. При Патриархе Никоне были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе. Но главным основанием земной Церкви Патриарх Никон считал высоту личной жизни духовенства и монашества.Всю жизнь Патриарх Никон не переставал тянуться к знаниям и чему-то учиться. Он собрал богатейшую библиотеку. Патриарх Никон занимался греческим, изучал медицину, писал иконы, освоил мастерство изготовления изразцов...Патриарх Никон стремился созидать Святую Русь - новый Израиль. Coxpaняя живое, творческое Православие, он желал создать просвещенную православную культуру и учился ей у православного Востока. Но некоторые мероприятия, осуществленные Патриархом Никоном, ущемляли интересы бояр и они оклеветали Патриарха перед царем. Решением Собора он был лишен Патриаршества и отправлен в заточение: сначала в Ферапонтов, а затем, в 1676 году - в Кирилло-Белозерский монастырь. При этом, однако, проведенные им церковные реформы не только не были отменены, но получили одобрение.
Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. На пути в эту обитель Патриарх Никон мирно отошел ко Господу, окруженный проявлениями великой любви народа и своих учеников. Патриарх Никон был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 года в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, разрешавшие Никона от всех прещений и восстанавливавшие его в сане Патриарха всея Руси.

Иоасаф II - Патриарх Московский и всея Руси. Большой Московский Собор 1666-1667 годов, осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф.
Патриарх Иоасаф уделял весьма значительное внимание миссионерской деятельности, особенно на окраинах Российского государства, которые только начинали осваиваться: на Крайнем Севере и в Восточной Сибири, особенно в Забайкалье и бассейне Амура, вдоль границы с Китаем. В частности, по благословению Иоасафа II близ китайской границы в 1671 году был основан Спасский монастырь.
Большой заслугой Патриарха Иоасафа в области оздоровления и активизации пастырской деятельности русского духовенства следует признать принятые им решительные действия, направленные на то, чтобы восстановить традицию произнесения проповеди за богослужением, которая к тому времени на Руси почти угасла.
В патриаршество Иоасафа II в Русской Церкви продолжалась обширная книгоиздательская деятельность. В краткий период первосвятительского служения Патриарха Иоасафа были напечатаны не только многочисленные богослужебные книги, но и многие издания вероучительного содержания. Уже в 1667 году вышли в свет «Сказание о соборных деяниях» и «Жезл правления», написанный Симеоном Полоцким для обличения старообрядческого раскола, затем были изданы «Большой катехизис» и «Малый катехизис».

Питирим - Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх Питирим принял Первосвятительский сан уже в очень преклонном возрасте и управлял Русской Церковью всего около 10 месяцев, до своей кончины в 1673 году. Был приближенным Патриарха Никона и после его низложения стал одним из претендентов на Престол, однако его избрали только после смерти Патриарха ИоасафаII.
7 июля 1672 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Новгородский Питирим был возведен на Патриарший Престол,будучи уже весьма болен, к делам управления был призван митрополит Иоаким.
После десятимесячного ничем особым непримечательного патриаршества скончался 19 апреля 1673 года.

Иоаким (Савелов-Первый Иван Петрович) - Патриарх Московский и всея Руси. Ввиду болезни Патриарха Питирима митрополит Иоаким был привлечен к делам Патриаршего управления, а 26 июля 1674 г. был возведен на Первосвятительскую кафедру.
Его усилия были направлены на борьбу против иностранного влияния на русское общество.
Первосвятитель отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Он пересмотрел чины литургии святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике. Кроме того, Патриарх Иоаким исправил и издал Типикон, который и поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде.
В 1678 г. Патриарх Иоаким расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.
По благословению Патриарха Иоакима,было основано духовное училище в Москве, положившее начало Славяно-греко-латинской академии, которая в 1814 г. была преобразована в Московскую духовную академию.
В области государственного управления Патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком, активно поддерживая ПетраI, после смерти царя Феодора Алексеевича.

Адриан (в миру? Андрей) (1627-1700) – Патриарх Московский и всея Руси с 1690 года. 24 августа 1690 г. митрополит Адриан был возведен на Всероссийский Патриарший Престол. В своем слове во время интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве, состоящем из 24 пунктов, Патриарх Адриан преподал каждому из сословий духовно полезные наставления. Не по нраву пришлось ему брадобритие, курение, отмена русской национальной одежды и другие подобные бытовые нововведения Петра I. Полезные же и действительно важные начинания царя, направленные на благое устроение Отечества (строительство флота, военные и социально-экономические преобразования), Патриарх Адриан понимал и поддерживал.

Стефан Яворский (Яворский Симеон Иванович) - митрополит Рязанский и Муромский, патриарший местоблюститель московского престола.
Учился в знаменитой Киево-Могилянской коллегии, - средоточие тогдашней южнорусской образованности. В которой проучился до 1684 г. Для поступления в иезуитское училище, Яворский, как и другие его современники, принял католичество. На юго-западе России это было делом обычным.
Стефан изучал философию во Львове и Люблине, а затем богословие в Вильне и Познани. В польских школах он основательно познакомился с католическим богословием и усвоил враждебное отношение к протестантизму.
В 1689 году Стефан вернулся в Киев, принес покаяние в своем отречении от Православной Церкви и был принят снова в её лоно.
В этом же году принял монашество и проходил монашеское послушание в Киево-Печерской лавре.
В Киевской коллегии прошел путь от учителя до профессора богословия.
Стефан стал известным проповедником и в 1697 году был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева.
После проповеди, произнесенной по случаю кончины царского воеводы А. С. Шеина, которая была отмечена Петром I, был посвящен в архиереи и назначен митрополитом Рязанским и Муромским.
16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола.
Церковно-административная деятельность Стефана была незначительна, власть местоблюстителя, сравнительно с патриаршей, была ограничена Петром I. В духовных делах в большинстве случаев Стефан должен был совещаться с собором епископов.
Петр I держал его при себе до самой его смерти, проводя под его иногда вынужденным благословением все неприятные для Стефана реформы. У митрополита Стефана не хватало силы открыто разорвать с царем, и в то же время он не мог примириться с происходящим.
В 1718 году во время суда над царевичем Алексеем царь Петр I дал указание митрополиту Стефану приехать в Санкт-Петербург и не разрешал ему выезжать до самой смерти, лишая его этим даже той незначительной власти, которой он отчасти пользовался.
В 1721 году был открыт Синод. Президентом Синода царь назначил митрополита Стефана, меньше всех других сочувствовавшего этому учреждению. Стефан отказывался подписывать протоколы Синода, не бывал на его заседаниях и никакого влияния на синодальные дела не имел. Царь, очевидно, держал его только для того, чтобы, пользуясь его именем, придать известную санкцию новому учреждению. За все время пребывания в Синоде митрополит Стефан находился под следствием по политическим делам в результате постоянной клеветы на него.
Умер митрополит Стефан 27 ноября 1722 года в Москве, на Лубянке, в Рязанском подворье. В тот же день тело его вынесено в Троицкую при Рязанском подворье церковь, где оно и стояло до 19 декабря, то есть до прибытия в Москву императора Петра I и членов Святейшего Синода. 20 декабря в церкви Успения Пречистой Богородицы, именуемой Гребневская, состоялось отпевание митрополита Стефана.

Тихон (Белавин Василий Иванович) - Патриарх Московский и всея Руси. В 1917 г. Всероссийский Поместный Собор Русской Православной Церкви восстановил Патриаршество. Совершилось важнейшее событие в истории Русской Церкви: после двухвекового вынужденного безглавия она вновь обрела своего Предстоятеля и Первосвятителя.
На Патриарший Престол был избран митрополит Московский и Коломенский Тихон (1865-1925).
Патриарх Тихон был истинным защитником Православия. Несмотря на всю свою мягкость, доброжелательность и благодушие, он становился непоколебимо тверд и непреклонен в делах церковных, где было нужно, и прежде всего в защите Церкви от ее врагов. Особенно ярко выявилось истинное Православие и твердость характера Патриарха Тихона в пору «обновленческого» раскола. Он стоял как непреодолимая преграда на пути у большевиков перед их планами разложения Церкви изнутри.
Святейший Патриарх Тихон предпринял важнейшие шаги к нормализации отношений с государством. В посланиях Патриарха Тихона провозглашается: «Российская Православная Церковь... должна быть и будет Единой Соборной Апостольской Церковью, и всякие попытки, с чьей бы стороны они ни исходили, ввергнуть Церковь в политическую борьбу должны быть отвергнуты и осуждены» (из Воззвания от 1 июля 1923 г.)
Патриарх Тихон вызвал ненависть представителей новой власти, постоянно преследовавшей его. Его то заключали в тюрьму, то содержали под «домашним арестом» в московском Донском монастыре. Жизнь его Святейшества все время была под угрозой: трижды на него было совершено покушение, но он безбоязненно выезжал для совершения богослужений в различных храмах Москвы и за ее пределами. Все Патриаршество Святейшего Тихона было сплошным подвигом мученичества. Когда власти сделали ему предложение выехать за границу на постоянное местожительство, Патриарх Тихон сказал: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со всем народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела». Все эти годы он фактически жил в заключении и умер в борьбе и скорби. Святейший Патриарх Тихон скончался 25 марта 1925 г., в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и был погребен в московском Донском монастыре.

Петр (Полянский, в миру Петр Федорович Полянский) – епископ, митрополит Крутицкий патриарший местоблюститель с 1925 года до ложного сообщения о его кончине (конец 1936г.).
По завещанию Патриарха Тихона местоблюстителем должны были стать митрополиты Кирилл, Агафангел или Петр. Так как митрополиты Кирилл и Агафангел находились в ссылке местоблюстителем стал митрополит Петр Крутицкий. В качестве местоблюстителя оказывал большую помощь заключенным и сосланным, особенно священнослужителям. Владыко Петр решительно выступил против обновленства. Отказался выступить с призывом к лояльности относительно советской власти.Начались бесконечные тюрьмы и концлагеря.На допросе в декабре 1925 года заявил, что церковь не может одобрить революцию: "Социальная революция строится на крови и братоубийстве, чего Церковь признать не может".
Отказался от снятия с себя звания патриаршего местоблюстителя, несмотря на угрозы продлить тюремное заключение. В1931 году отклонил предложение чекиста Тучкова дать подписку о сотрудничестве с органами в качестве осведомителя.
В конце 1936 года в патриархию поступили ложные сведения о смерти патриаршего местоблюстителя Петра, вследствие чего 27 декабря 1936 года митрополит Сергий принял на себя титул патриаршего местоблюстителя. В 1937 году против митрополита Петра было возбуждено новое уголовное дело. 2 октября 1937 года тройкой НКВД по Челябинской области приговорён к расстрелу. 10 октября в 4 часа дня был расстрелян. Место погребения остаётся неизвестным. Прославлен в лике Новомученников и Исповедников Российских Архиерейским Собором в 1997 году.

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) (1867-1944) – Патриарх Московский и всея Руси. Известный богослов и духовный писатель. Епископ с 1901 года. После смерти святого Патриарха Тихона - патриарший местоблюститель, то есть фактический предстоятель Русской Православной Церкви. В 1927 году - в тяжелое как для Церкви, так и для всего народа время обратился к духовенству и мирянам с посланием, в котором призывал православных лояльно относиться к советской власти. Послание это вызвало неоднозначные оценки и в России, и в эмигрантской среде. В 1943 году, в переломный момент Великой Отечественной войны, правительством было принято решение о восстановлении патриаршества, и на Поместном Соборе Сергий был избран Патриархом. Занимал активную патриотическую позицию, призывал всех православных неустанно молиться о победе, организовал сбор средств для помощи армии.

Алексий I (Симанский Сергей Владимирович) (1877-1970) – Патриарх Московский и всея Руси. Родился в Москве, окончил юридический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. Епископ с 1913 года, во время Великой Отечественной войны служил в Ленинграде, в 1945 году на Поместном Соборе избран Патриархом.

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) - Патриарх Московский и всея Руси с 1971 г. Участник Великой Отечественной войны. За исповедание православной веры подвергался преследованиям. Дважды (до войны и после войны) находился в заключении. Архиерей с 1957 года. Похоронен в крипте (подземной часовне) Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (1929-2008) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. Епископ с 1961 года, с 1986 года – митрополит Ленинградский и Новгородский, в 1990 году на Поместном Соборе избран Патриархом. Почетный член многих зарубежных духовных академий.

Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович) (род. 1946) – Патриарх Московский и всея Руси. Окончил Ленинградскую духовную академию. В 1974 г. был назначен ректором Ленинградской духовной академии и семинарии. Епископ с 1976 года. В 1991 г. возведен в сан митрополита. В январе 2009 года на Поместном Соборе избран Патриархом.

    Список митрополитов, архиепископов и епископов Русской Православной Церкви Заграницей с 1920 года. Список разделён на две основные части: Ныне живущие архиереи и умершие архиереи. Содержание 1 Умершие 1.1 Первоиерархи … Википедия

    - (пополняемый) … Википедия

    В списке представлены ныне живущие архиереи Русской Православной Церкви (Московского патриархата). Епископат Русской Православной Церкви насчитывает (на 20 декабря 2012 года) 313 человек, из них 219 епархиальные архиереи, в том числе… … Википедия

    В Поместном Соборе участвуют все епархиальные и викарные архиереи (кроме почисленных на покой и находящихся под запрещением). Кроме них, от епархий выбирается по одному делегату от белого духовенства, от монашествующих и от мирян. Общее число… … Википедия

    Священный синод Русской православной церкви (греч. Σύνοδος «собрание», «собор») согласно действующему уставу РПЦ, высший «орган управления Русской православной церкви в период между Архиерейскими соборами». В синодальный период … Википедия

    ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения… … Православная энциклопедия

    Список епископов (архиереев) Русской Церкви (пополняемый) Содержание 1 Епископы Калужские и Боровские 2 Коломенская епархия (1350 1799) … Википедия

    В состав Русской православной церкви входят епархии прямого подчинения в России, Ближнем зарубежье, Америке и Европе, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская, Эстонская и Русская… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Поместный собор Русской православной церкви … Википедия

Митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей начинается с 15-го века и продолжается по настоящее время. Название «московский» говорит о том, что предстоятели начинали службу именно в этом месте. Но все бумаги подписывались как «Митрополит всея Руси».

1. Феодосий (Бывальцев). Годы службы - с 3 мая 1461 г. по 13 сентября 1464-го. Это был талантливый церковный деятель и публицист. До того, как он вступил в сан митрополита, служил в Чудовом монастыре архимандритом. Но московский князь впервые, самостоятельно, без патриарха Константинополя назначил его митрополитом. Прослужил он всего 4 года, потом по причине недуга был вынужден уйти в отставку. После этого Феодосий прожил еще 10 лет, умер в 1475 году.

2. Филипп первый. Годы службы - с 11 ноября 1464 г. по 5 апреля 1473-го. Был во главе 10 лет. Именно в его правление произошли большие церковные события. Например, строительство Успенского собора. Канонизирован православной церковью.

3. Геронтий. Годы службы - с 29 июня 1473 г. по 28 мая 1489-го. Время его правления охарактеризовано множественным возведением и соборов. Канонизирован русской церковью.

4. Зосима (Брадатый). Служил митрополитом с 1490 по 1495 год. Стал известен тем, что был заподозрен в еретичестве.

5. Симон. Годы предстоятельства - с 22 сентября 1495 г. по 30 апреля 1511-го. При нем много раз собирались Соборы, где решались очень важные церковные вопросы. Но быстро покинул митрополию и скончался.

6. Варлаам. Годы службы - с 3 августа 1511 г. по 18 декабря 1521 г. Активно защищал Феофана Грека, за что впал в немилость и ушел в отставку. Затем был отправлен в Спасо-Каменный монастырь.

7. Даниил. Служил с 1522 по 1539 год. Известен своими литературными трудами. Но за поддержку матери Иоанна Грозного Елены Глинской был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь.

8. Иоасаф (Скрипицын). Годы правления - с 6 февраля 1539-го по январь 1542-го. За его ходатайство за князя Бельского был низложен и отправлен в Кириллов монастырь.

9. Макарий. Годы службы - с 19 марта 1542 г. по 31 декабря 1563-го. При нем были восстановлены и обновлены многие иконы и фрески, возведен храм святого Николая и открыта первая печатная типография для издания церковной литературы. Помогал в составлении нового владычного свода.

10. Афанасий. Годы правления - с 5 марта 1564-го по 16 мая 1566-го. Автор известных произведений и хороший иконописец. Отказался от службы и ушел в монахи в Чудов монастырь.

11. Герман (Садырев-Полев). Был назначен митрополитом в июле 1566 года. Почитается как святитель, так как был убит опричником.

12. Филипп II (Колычёв). Правил с 25 июля 1566 года по 4 ноября 1568-го. Обличал опричников Ивана Грозного. По решению церковного суда был отстранен от службы и сослан в монастырь Тверской губернии. Там он был убит Малютой Скуратовым.

13. Кирилл (III/IV). Был митрополитом с 11 ноября 1568 года по 8 февраля 1572-го. Ни во что не вмешивался и ничего не предпринимал. Скончался и похоронен в Москве.

14. Антоний. Вступил в сан в мае 1572 г. О его деятельности сохранилось мало сведений. Известно, что время, в которое ему довелось быть митрополитом, было очень тревожным. Ушел на покой в 1581 году.

15. Дионисий. Годы в сане - с 1581-го по 1587-й. Известно, что это был умный, образованный оратор, который получил прозвище «Премудрый грамматик». За то, что обличил шурина Годунова, был заточен в Хутынский монастырь.

16. Иов. Принял сан 11 декабря 1586 года. Во всем поддерживал Бориса Годунова. Но после его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия. За это с него сорвали патриаршие одежды и отправили в изгнание. Даже после его восстановления в сане Шуйским, Иов больше не стал патриархом, так как был слеп, и вскоре умер.

Патриарший период № 1 (1589-1721 гг.)

  1. Патриарх Иов. В миру Иван. Принял сан 11 декабря 1586 года. Считается первым московским патриархом. Во всем поддерживал Бориса Годунова. После его кончины не захотел поддерживать Лжедмитрия, за что с него сорвали патриаршии одежды и отправили в изгнание. После его восстановления в сане Шуйским Иов больше не стал патриархом, поскольку был слеп, и вскоре умер.
  2. Патриарх Игнатий. Возведен в сан 30 июня 1605. Получил свой сан при Лжедмитрии 2. Но после смены власти был лишен престола в 1634 году.

  3. Гермоген. Годы патриаршества - с 3 июня 1606-го по 17 февраля 1612-го. Был патриархом в эпоху смутного времени. Это был человек выдающихся ума и грамотности. После его правления осталось много сочинений. Умер Гермоген от голода в польском плену.

  4. Митрополит Ефрем. Первым подписал грамоту об избрании царем Михаила Романова. Правил с 17 февраля 1612 года по 26 декабря 1613-го.
  5. Митрополит Иона. Период предстоятельства - с 1614 года по 1619-й. Зарекомендовал себя жестоким человеком, часто предпринимал опрометчивые шаги в правлении.

  6. Патриарх Филарет. Мирское имя - Федор Никитич Романов, родной отец первого царя из рода Романовых. Вместе с женой был насильно пострижен в монахи. Был предстоятелем с 24 июня 1619 года по 1 октября 1633-го. Большое внимание уделял книгопечатанию. Провел церковную реформу.

  7. Иосаф 1. Был предстоятелем с 1634 года по 1640-й. Приводил в порядок Русскую церковь. За свой короткий срок правления построил 3 храма и восстановил 5 церквей.

  8. Иосиф. 1642–1652 гг. При его правлении было канонизировано большое количество святых и напечатано много книг.

  9. Никон, в миру Никита Минин. Период предстоятельства: 1652–1666 гг. Имел официальный титул «Патриарх московский и всея Руси». Провел масштабные церковные преобразования. Из-за старообрядческих взглядов был лишен сана. Стал простым монахом.

  10. Иоасаф II. Был предстоятелем с 1667 по 1672 год. Помогал издавать сочинения против раскольников.

  11. Патриарх Питирим (1672–1673 гг.) Крестил будущего императора Петра 1.

  12. Патриарх Иоаким. Период предстоятельства - с 26 июля 1674 года по 17 марта 1690-го. При нем были учреждены новые епархии, изданы богослужебные книги. Был против всего иноземного.

  13. Патриарх Адриан. Правил с 1690 по 1700 год. При нем было издано много имевших большое значение проповедей и богослужебных книг.

  14. Стефан Яворский. Не избирался, а лишь выполнял функции блюстителя престола с 1700 по 1721 год.

Патриарший период № 2 (1917 г. и до настоящего дня)

  1. Патриарх Тихон (Беллавин Василий Иванович). Был назначен предстоятелем в 1917 году. Издал знаменитое «Воззвание». Умер в 1925 году.

  2. Митрополит Петр. (Полянский Петр Федорович). Период предстоятельства: 1925–1936 гг. Почти сразу же был арестован, на допросе сказал, что не одобряет революционный строй. Был расстрелян.

  3. Митрополит Сергий (Страгородский Николай Иванович). Годы правления -1936–1943 гг. я. Благословил всех на борьбу с фашизмом. Писал ходатайство о священнослужителях, которые попали под репрессии.

  4. Патриарх Сергий (Страгородский Иван Николаевич). Автор многих церковных сочинений и духовных стихов. Был предстоятелем с 1943 по 1944 год.

  5. Алексий 1 (Симанский Сергей Владимирович). Годы предстоятельства: 1944–1970. Доктор богословия, кандидат юридических наук. Был предстоятелем самый долгий срок - 25 лет. Совершил первое паломничество по святым местам. В период его правления было совершено много церковных дел, которые имели большое значение для государства.
  6. Патриарх Алексий 2 (Ридигер Алексей Михайлович). Годы предстоятельства: 1990–2008. Сблизил интересы государства и церкви.

  7. Патриарх Кирилл (Гундяев Владимир Михайлович). С 2008 по 2009 год – патриарший местоблюститель, а с 1 февраля 2009-го и по настоящее время является патриархом всея Руси. Ведет большую государственную и общественную деятельность. Сплотил государство и церковь.

Здесь перечислены все митрополиты московские и всея Руси. Список этих предстоятелей очень подробный - с годами их правления и основными делами, которые были совершены за время несения службы.

Патриарх Алексий II – агент КГБ "Дроздов"

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев - агент КГБ "Михайлов"

Митрополит Воронежский Мефодий - агент КГБ "Павел"

Митрополит Киевский Филарет (Денисенко) агент КГБ "Антонов"

Митрополит Минский Филарет – агент КГБ "Островский"

Митрополит Никодим (Ротов) – агент КГБ "Святослав"

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим - агент КГБ "Аббат"

Митрополит Ювеналий (Поярков) - агент КГБ "Адамант"

Архиепископ Калужский Климент – агент КГБ "Топаз"

Архиепископ Вильнюсский Хризостом

Почему это важно?

Потому что современная ФСБ не скрывает своей преемственности от КГБ, организации, которая в частности:

1. Пытала женщину, которая хранила рукописи Солженицына перед их изданием на Западе, после чего женщина покончила жизнь самоубийством (источник - 100 Banned Books).

2. Несколько лет выслеживала и потом посадила на 7 лет лагерей писателя Синявского за литературное произведение - повесть "Суд идет".

Московская "патриархия" в лицах

(из статьи А. Правдолюбова "ГЛОБАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ АНТИХРИСТА", «Русский эсфигмен», Санкт-Петербург, 2006)

В данном случае речь пойдет о личности весьма заметной. Однако то, что человек этот предстает в глазах большинства существом почти неземным, не избавило его от общего для многих россиян комплекса создания о себе мифа. Закрытость области, в которой наш герой до сих пор занимает высокую должность, чаще всего гарантирует подобным мифам долгую и славную жизнь. Но, к счастью, есть на свете такой институт, как архив. И это, иной раз из-за самых неожиданных находок, позволяет довольно успешно отделять пшеницу от плевел. В данном случае, архив Совета министров Эстонской ССР.

Итак, Алексей Михайлович Ридигер, родившийся в городе Таллине 23 февраля 1929 года. Он же – ныне здравствующий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Я родился в буржуазной Эстонии в 1929 году, там же прошло мое детство и юность," – пишет тогда еще митрополит Таллинский и Эстонский Алексий.

После окончания в июне 1945 года восьми классов 6-й средней школы Таллина 17-летний Алексей Ридигер устраивается ризничим и алтарником в Александро-Невский Кафедральный собор Таллина и каким-то образом избегает призыва в армию. В октябре 1946 года становится псаломщиком в Симеоновском, а к весне и в Рождества Богородицы православных храмах. В сентябре 1947 года, невзирая на нормативы закона, предписывающие не принимать в духовные учебные заведения не служивших в армии, Ридигера зачисляют в Ленинградскую духовную семинарию. В апреле 1950 года, уже окончив семинарию, Алексей Ридигер рукополагается в сан священника и назначается настоятелем Йыхвиской Богоявленской церкви, откуда и начинается его настоящая карьера.

"Первым приходом, на котором я прослужил 8 лет, была Богоявленская церковь города Йыхви – центра эстонской сланцевой промышленности. Дальнейшее мое служение проходило в университетском городе Тарту; там же я был назначен и благочинным", – вспоминает митрополит Алексий. Заочно окончив в 1953 году Ленинградскую духовную академию, он служит по 1958 год настоятелем той самой церкви в Йыхви и, по совместительству, настоятелем Никольского прихода села Ямы. А с 1957 года настоятелем Тартуского Успенского собора, исполняя при этом функции благочинного округа.

Правда, перечисляя поочередно свои рукоположения и назначения, он обходит молчанием одну весьма существенную страницу своей биографии. А именно женитьбу на дочери настоятеля таллинской православной церкви Рождества Богородицы в аккурат перед принятием священнического сана. Дело в том, что по сложившейся в русском православии традиции, рукополагаются во священники лишь уже женатые мужчины. 22 августа 1958 года 29-летний рядовой священник, иерей Алексий становится протоиереем, что само по себе в те времена было необычно рано для возведения в высший священнический сан. Но, возможно, что-то объяснит следующая выдержка из документов архива:

"Агент "Дроздов", 1929 года рождения, священник православной церкви, с высшим образованием, кандидат богословия, в совершенстве владеет русским, эстонским и слабо немецким языками. Завербован 28 февраля 1958 года на патриотических чувствах для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства, среди которых он имеет связи, представляющие для органов КГБ оперативный интерес".

Мнения о специфике работы священнослужителей, сотрудничавших с органами безопасности большевиков, существуют разные. Кто-то считает их чуть ли не бойцами невидимого фронта, охранявшими мiрное счастье советских граждан. Кто-то убежден, что священников привлекали к такому сотрудничеству из-за каких-то их необыкновенных знаний и качеств. Однако правда, как всегда, внешне оказывается более прозаичной, чем продукты народных домыслов. И даже из цитируемого документа довольно быстро становится ясно, что речь идет о банальном стукачестве – на верующих прихожан, на случайных знакомых, на собственных собратьев. В частности, демонстрирует это и наш герой, достоинства которого тем временем тщательно оцениваются.

"К выполнению наших заданий относится с желанием и уже представил ряд заслуживающих внимания материалов, по которым проводится документация преступной деятельности члена правления Йыхвиской православной церкви Гуркина и его жены, злоупотребляющей служебным положением при оформлении пенсий некоторым гражданам (брала взятки). Проведением этого мероприятия предоставится возможность закрепить "Дроздова" на практической работе с органами КГБ. Кроме того, "Дроздов" представил также ценные материалы на разрабатываемого по делу-формуляр священника ПОВЕДСКОГО".

Последняя упомянутая деталь из "послужного списка" особенно примечательна. Протоиерей Валерий Поведский, которого с помощью агента "Дроздова" разрабатывало КГБ, – личность в церковных кругах известная. Когда во время войны священник подвергался неимоверным трудностям, оказался в оккупации, где умудрялся содействовать сопротивлению фашистам, при трагических обстоятельствах потерял сына и дочь. А оказавшись впоследствии с супругой и тремя оставшимися в живых детьми в лагере для перемещенных лиц под Таллином, он был практически обречен на десятилетия лагерей. Но, примечательно, что вызволить его из лагеря сумел не кто иной, как протоиерей Михаил Ридигер, отец будущего "куратора" о. Валерия со стороны КГБ, агента "Дроздова". Читая документы, нетрудно догадаться, что "разработка" о. Валерия Поведского была вменена в особую заслугу священнику "Дроздову".

Успешная работа энергичного православного священника-агента в органах КГБ была замечена высоким начальством, что гарантировало ему продвижение по служебной лестнице. Отчет ответственного за агента сотрудника органов лишний раз свидетельствует о том, как и из кого формировался авангард "советской Церкви", заявляющей сегодня о своей вероучительной исключительности и обладании особой благодатью.

"После закрепления агента на практической работе с органами госбезопасности в конкретных агентурных разработках намечаем также использовать его в наших интересах путем направления в капиталистические государства в составе церковных делегаций".

Однако и этот этап со временем был пройден, став трамплином для дальнейшей головокружительной карьеры будущего Первосвятителя.

"При вербовке учитывалось в будущем (после закрепления на практической работе) выдвижение его через имеющиеся возможности на пост епископа Таллинского и Эстонского. За период сотрудничества с органами КГБ "Дроздов" зарекомендовал себя с положительной стороны, в явках аккуратен, энергичный и общительный. Хорошо разбирается в теоритических (так в тексте. – ред.) вопросах богословия и международной обстановке".

Надо заметить, что "белое" (то есть женатое) священство в Русской Православной Церкви в отличие от "черного" (монашества) не имеет особых административных перспектив сделать карьеру. И, будучи уже благочинным Тарту-Вильяндиского благочиния Тартуской епархии, протоиерей Алексий оставляет жену и принимает 3 марта 1961 года монашеский постриг, становясь таким образом вполне приемлемой для органов КГБ кандидатурой для продвижения в соответствии с намеченным планом. Уже в августе того же года, иеромонах Алексий назначается епископом Таллинским и Эстонским, временно управляющим Рижской епархией, хотя хиротонисан (возведен в епископский сан) он будет лишь 3 сентября 1961 года. С ноября 1961 года епископ Алексий приобретает вполне профессиональную школу более высокого уровня сотрудничества с органами, работая в качестве заместителя председателя Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС).

Разумеется, работа рядового агента на периферии и деятельность его в статусе "князя церкви" – вещи, вероятно, одинаковые по сути, но несоизмеримые по уровню. И объектами наблюдений и суждений теперь уже одного из ведущих архиереев РПЦ становятся не какие-то сельские священники и прихожане, а люди, что называется, государственного масштаба.

"Мера, примененная к А. Солженицыну Президиумом Верховного Совета СССР о лишении его гражданства СССР, – пишет митрополит Таллинский и Эстонский Алексий 17 февраля 1974 года в своем резюме, – является вполне правильной и даже гуманной и отвечает воле всего нашего народа, о чем свидетельствует реакция советских людей на решение Президиума Верховного Совета. Церковные люди полностью одобряют это решение и считают, что к А. Солженицыну и ему подобным применимы слова ап. Иоанна Богослова: "Они вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2,19). <...> Его имя и написанное им используется, особенно нашими политическими и церковными недругами, для разжигания ненависти и вражды против нашей Родины и Церкви, чтобы помешать разрядке международной напряженности и развитию добрососедских отношений между государствами Востока и Запада". Кроме "антисоветчины", будущий Патриарх (ныне один из наиболее восторженных почитателей Солженицына) находит в деятельности писателя и еще один изъян: "А. Солженицын не вправе выступать с оценкой деятельности Русской Православной Церкви, ибо, прежде всего, следует отметить поразительную неосведомленность в религиозных вопросах человека, который решился обличать и поучать церковную иерархию".

Не секрет, что большевики вовсю пользовались авторитетом Русской Православной Церкви для достижения собственных целей. Создавая впечатление активного участия религиозных деятелей в общественной жизни страны, они скрывали, однако, тот контроль, который оставался для этой "деятельности" главной основой. Разумеется, подобное было бы невозможно без своеобразной симпатии к органам со стороны самой Патриархии. Но, изначально будучи МГБэшной структурой, Церковь практически не могла существовать без тесного взаимодействия со своими "контролерами": любое неповиновение грозило бы, как минимум, искусным шантажом. Но подобные мысли, похоже, не приходили в голову никому из иерархов...

После падения большевистского режима в России, при открытии многих архивов было установлено, что с органами госбезопасности и разведки сотрудничали практически все сколь-нибудь значимые представители РПЦ, не говоря об иерархах – митрополитах, архиепископах и епископах...

При работе над материалом использовались:

* автобиография (от 25 апреля 1950 г.), написанная собственноручно митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером);
* характеристика, составленная на митрополита Алексия Уполномоченным Совета по делам религий ЭССР Л. Пийпом;
* учетная карточка священнослужителя Совета по делам религий ЭССР; дополнительные сведения к биографии митрополита Таллинского и Эстонского секретаря ЭЕС;
* письмо Управляющего делами МП председателю Совета по делам религии при Совмине СССР от 11 июня 1986 года;
* "Отчет об агентурно-оперативной работе КГБ при Совете министров Эстонской ССР за 1958 год", по тексту регистрационного производства от 27.04.83 года, инф.д. №994, архив 5 отд. КГБ ЭССР);
* Митрохин Н., Тимофеева С. Епископы и епархии Русской Православной Церкви. М., Панорама, 1997.

В числе документов, обнаруженных парламентской Комиссией Верховного Совета России по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота (августовского путча 1991 г.), фигурируют отчеты о деятельности 4-го отдела 5-го управления КГБ СССР.Эти отчеты представляют собою богатый материал для историков Русской Православной Церкви, изучающих её судьбу в советский период. В них идет речь о вербовке священнослужителей на службу госбезопасности. Согласно архивным данным, политика вербовки духовенства фактически началась уже с первых лет Советской власти.

Обнаружен и опубликован целый ряд других архивных документов, свидетельствующих о том, что многие иерархи Московской Патриархии одновременно являлись агентами КГБ, а отдельные, наиболее перспективные агенты госбезопасности были продвинуты на руководящие должности Московской Патриархии в качестве ее иерархов. В этих публикациях приводятся, отрывки из рапортов "кураторов церковных" руководству КГБ, свидетельствующие о степени внедрения органов госбезопасности в церковную среду. Приведем здесь лишь одну запись за 1987 год: "Впервые в составе советской делегации принял участие в генеральной сессии ЮНЕСКО агент "Адамант", из числа иерархов РПЦ... Рассмотрено пять личных и рабочих дел на агентов территориальных органов, рекомендованных для продвижения в руководящее звено Русскойправославной церкви. Начальник 4 отдела полковник Тимошевский" (ЦА КГБ л.358 из отчета 4 отдела 5 Управления).

Воистину, "кадры решают все". Примечательно, что агент "Адамант", сиречь митрополит Ювеналий (Поярков – ред.), согласно обнаруженным документам КГБ, вместе с другими иерархами Московской Патриархии и руководителями других конфессий в бывшем СССР был удостоен грамоты КГБ СССР "за многолетнее сотрудничество и активную помощь органам госбезопасности" "1985 г., л. 51. Подготовлены записки в КГБ СССР о поощрении агента "Адаманта". Шугай. В.И.Тимошевский". Раскрыта и агентурная кличка другого видного церковного агента КГБ – "Аббат". Эта кличка принадлежит Высокопреосвященному Питириму, Митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому.

В еженедельнике "Огонек" был разоблачен "агент Антонов" – митрополит Киевский Филарет (Денисенко) (ныне – "Патриарх Киевский и всея Украины", по разнарядке "органов" возглавляет раскол в расколе – т. н. Киевский Патриархат – прим. ред.). Ему были посвящены три статьи. Их автор Александр Нежный заканчивает свою последнюю статью "Третье имя" так: "При рождении Его Блаженство нарекли Михаилом, при пострижении в монахи дали имя Филарет; третьим именем его назвали в КГБ".

Вдумаемся в значение этого третьего имени. Монах получает третье имя только при пострижении в великий ангельский образ – в схиму, а Его Блаженство и его собратья по Синоду это третье имя получили от КГБ при "пострижении" в агентурную службу богоборческой империи зла (следует отметить, что "третье имя" будущий агент КГБ сам себе выбирал и формально его получал, ставя свою подпись на документе о сотрудничестве). Владимир Зелинский богословски развивает эту мысль так: "Там, где за именами епископов церкви прячутся прозвища или кличка, она, т.е. церковь превращается в анти-церковь, что требовалось устроителю этого спектакля.

Потому что имя, среди прочего, еще и частица литургии. Имя Божие, как и имя человека. Когда на Великом Входе поминаются имена Патриарха, правящего архиерея, служащего священника и "всех предстоящих и молящихся", то в тот момент – несколькими словами – как бы собирается и озирается вся Церковь. Здесь она предстоит Отцу, Который каждого знает по имени. Под этим именем Он призывает, помнит, ведет, судит, спасает нас и – независимо от нашей веры или неверия – посылает нам в дорогу Ангела-Хранителя.

"Имеющему ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит Церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которое никто не знает, кроме того, кто получает" (Откр. 2: 17). Но и там, где вольно или невольно пародируется Церковь, также происходит смена имен. "Потемкин", "Григорий", "Аббат", "Адамант"...

(...) И такая перемена имени имеет свою опору в Писании. Тот же Апокалипсис говорит: "... и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертания имени его" (Откр. 14; 11). Неужели же все "потемкины" и "аббаты" никогда не вспоминали, сердцем не слышали этих Иоанновых слов?" ("Сказанное в темноте", Русская мысль, 24 апреля 1992, с. 6-7).Парламентская Комиссия выяснила, что бывший представитель Патриархии в США архиепископ Климент (ныне Калужский) – агент "Топаз". Митрополит Воронежский Мефодий до недавнего времени скрывался за кличкой "Павел". Митрополит Филарет Минский – "Островский". Покойный митрополит Никодим Ротов – "Святослав", а патриарх Алексий II – "Дроздов".

Эта огласка, однако, нисколько не мешает им продолжать свои обычные занятия – совершать богослужения, исповедовать верующих, принимать послов и других видных иностранных вельмож, созывать соборы и синоды, осуществлять различные благотворительные акции.

В своем слове о том, что нельзя лгать, Авва Дорофей писал:

"...Ни одна злоба, ни одна ересь, ни сам диавол не может никого обольстить иначе, как только под видом добродетели. Апостол говорит, что сам диавол преобразуется в ангела света, потому не удивительно, что и слуги –его преобразуются.в служителей правды (Кор. 11: 14-15)".

На собрании студентов Московского государственного университета глава отдела Внешних Церковных Сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Гундяев (он же агент "Михайлов") заявил, что факт встречи духовенства с представителями КГБ "нравственно безразличен" (Бюллетень "Прямой путь", N 1-2, 1992 г.). С этим высказыванием никак нельзя согласиться. Никак нельзя считать нормальным и безвредным для Церкви вмешательство в Ее жизнь какого бы то ни было государственного руководства, тем более богоборческого. Двух мнений на этот счет быть не может. Аморальность такого положения очевидна.

Многие считали и утверждали, что патриарх Алексий II был избран свободным волеизъявлением архиереев Московской Патриархии. Однако, согласно вновь открытым документам, в дни подготовки Поместного Собора 1990 г. руководитель КГБ и будущий путчист Крючков разослал по всем управлениям КГБ специальную шифрованную телеграмму, предлагавшую управлениям способствовать избранию на патриарший престол митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера).

Смели ли собранные на собор церковные агенты ослушаться своего шефа? За все последние годы ни один "Дроздов", "Антонов", "Аббат", "Островский" и другие, еще не раскрытые, – ни один из этих "агентов в рясах" не принес примера покаяния! Ни один!

На фоне видов богослужения в питиримовском соборе, с крупными кадрами самого митрополита-председателя Издательского отдела, диктором был сделан следующий комментарий:

"Не многие из тех, кто пришел на воскресную службу в маленькую церковь на улице Неждановой, знали, что здесь, под сводами храма, соединились божественное и диавольское, Добро и Зло, в самом первородном значении этих слов. И невидимая ниточка протянулась из церкви не только в души людские, но и в знаменитый дом, что на Лубянской площади. Если бы не августовский путч, вряд ли общество получило бы возможность расследовать деятельность КГБ, заглянуть в архивы и обнаружить, что это ведомство пронизывало всю ткань нашего общества.

(...) Зачем люди ходят в церковь? Очиститься от греха. Познать высшую истину. Укрепиться в вере. А во что верит митрополит Питирим, многолетний агент КГБ под кличкой "Аббат"? Или он повторяет про себя библейский псалом: помилуй меня, Боже, многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю и грех мой всегда предо мною".

Пять дней спустя, согласно церковному календарю, православные христиане собирались в храмы на двунадесятый праздник Сретения. Казалось бы, всякому здравомыслящему человеку должно быть ясно, что для разоблаченного, опозоренного перед всей страной, перед своим духовенством, перед своими прихожанами митрополита Питирима настало время счетов.

Не может же человек, в создавшейся новой обстановке, явиться в белоснежном клобуке, войти во Святая Святых и совершать безкровную Жертву. Как ни в чем не бывало. К нашему величайшему удивлению, как будто и это возможно...

Неужели, когда эта статья появится, все будет по-прежнему, и хотя бы из простой порядочности митрополит не найдет нужным по своей воле уйти на покой? ...А тем временем "митрополитбюро" – молчит... Как написано в Московских Новостях, "митрополит– бюро" – это даже не словечко, а диагноз, как говорят семинаристы. Да, стоит посмотреть список постоянных членов Синода, чтобы понять почему они молчат...

Известно, что ни один архиерей не получал митры без санкции КГБ. Итак, ни у одного архиерея, даже викарного, на этой почве совесть не чиста. Ни у одного, но чем выше должность в патриархии, тем хуже. Наши отцы и деды, доблестные сыны России, несмотря на тяжелейшие условия эмигрантской жизни, сумели сохранить выправку и все те качества, которые так свойственны были для русского офицера, белого офицера. Кое-что сумели передать и молодому поколению, родившемуся уже за рубежом. Оттого, может быть, нам так трудно понять поведение людей, именующих себя русскими, но утерявших все черты русского человека, – как порядочность, достоинство, честность, благородство.

Нам просто не понятно, ни в какие рамки не влезает, как эти люди могут продолжать кривить душой и оставаться на своих постах, на постах духовных вождей! Ну сыграл и – проиграл, так сними с себя панагию и, если только ты верующий, уповай на милость Божию, и испрашивай у обманутых тобою людей прощения. Но такого намеренного затопления всего патриархийного аппарата явно не стоит ожидать в близком будущем .

Частное определение Комиссии президиума Верховного Совета РФ по расследованию причин и обстоятельств ГКЧП

Руководителям, иерархам Русской Православной Церкви:

Комиссия обращает внимание руководства РПЦ на антиконституционное использование Центральным комитетом КПСС и органами КГБ СССР ряда церковных органов в своих целях путем вербовки и засылки в них агентуры КГБ. Так, по линии Отдела внешних церковных сношений выезжали за рубеж и выполняли задания руководства КГБ агенты, обозначенные кличками "Святослав", "Аламант", "Михайлов", "Топаз", "Нестерович", "Кузнецов", "Огнев", "Есауленко" и другие. Характер исполняемых ими поручений свидетельствует о неотделенности указанного Отдела от государства, о его трансформации в скрытый центр агентуры КГБ среди верующих.

Через посредство агентуры держались под контролем международные религиозные организации, в которых участвовала и РПЦ: Мiровный Совет Церквей, Христианская Мирная Конференция, Конференция Европейских Церквей, Политбюро ЦК КПСС, председатель КГБ СССР Ю.Андропов докладывал ЦК КПСС о том, что КГБ держит под контролем отношения РПЦ с Ватиканом.

Такая глубокая инфильтрация агентуры спецслужб в религиозные объединения представляет собой серьезную опасность для общества и государства... Как показал государственный переворот 19-21 августа 1991 года, возможность использования религии в антиконституционных целях была реальной.

Глубокую обезпокоенность вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному Президентом России вне закона государственному преступнику Б.К.Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание "де-факто". Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5 управления КГБ СССР по линии Издательского отдела постоянно упоминаются агенты "Аббат" (из иерархов) и "Григорьев", часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении.

Несомненная вина в сложившемся положении – на КПСС и подотчетных ей органах государства. Но несомненно и то, что сами религиозные объединения не знают всей правды о своих сотрудниках. Люстрация церковной агентуры могла бы быть жестким, даже жестоким актом по отношению к Церкви, и без того много пострадавшей. Комиссия считает, что лучше если верующие сами найдут способ очищения от привнесенных, антиконституционных элементов.

Но, к сожалению, руководство Церкви до сих пор не высказало официального отношения к проблеме своей деполитизации. Референт Патриарха Алексия II, диакон Андрей Кураев, объявил публикации о материалах Комиссии гонением на Церковь и даже "триумфом" самого КГБ ("Московские новости" № 10 за 1992 год). Однако архиепископ Вильнюсский Хризостом по существу опроверг диакона Кураева и рассказал о своем 18-летнем (!) сотрудничестве с КГБ ("Российская газета" № 52/388 за 1992 год, стр. 7).

В виду отсутствия официальной точки зрения руководства Церкви Комиссия рекомендует внести в канонические и гражданские уставы запреты на тайное сотрудничество ответственных работников Церкви с органами государства, а также изучить предшествующую деятельность своих органов управления и международных отделов в свете соответствия этой деятельности конституционному принципу отделения Церкви от государства. Со своей стороны, для устранения опасности использования Церкви в антиконституционных целях (бывает и такое! – ред.), Комиссия предложила внести поправки в действующее законодательство, воспрещающие привлекать священнослужителей к оперативно-розыскной деятельности. Однако добиться практического исполнения этого положения можно только при запрете с обеих сторон – и со стороны государства, и со стороны самой Церкви.

Комиссия выражает надежду, что РПЦ сможет преодолеть тяжелое наследие прошлого.

Председатель Комиссии, народный депутат П.Пономарев. 1992 г.

Вячеслав Лихачев. Нацизм в России. – М.: РОО "Центр "Панорама"", 2002.

Протоиерей Виктор Потапов "Молчанием предаётся Бог", изд. Лествица, г. Тольятти, 1992 г.

Протодиакон Герман Иванов "Ватикан и Россия", М., 1993 г.

Никто из «оскорбленных в религиозных чувствах» не появился у нас в Музее имени Андрея Рублева, где прямо на могилах старинного кладбища Спасо-Андроникова монастыря незаконно построен частный кабак...


Надо же было такому случиться, что накануне приговора панк-группе Pussy Riot по инспирированному священноначалием РПЦ уголовному делу в столице произошли два подряд экстраординарных ДТП с участием московского духовенства на дорогих иномарках. Вот уж правду говорят: «Бог шельму метит»:-)

Напомним, что уголовное дело против участниц Pussy Riot было возбуждено после обращения в Генпрокуратуру близкого о. Всеволоду Чаплину члена Совета православных общественных объединений при синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Дмитрия Пахомова, проректора Школы православного миссионера при столичном храме Апостола Фомы: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/885303-echo/#cmnt-7608753 Как ни странно, не было никаких аналогичных заявлений от самих «потерпевших», которыми были потом назначены «по указке сверху» работники ХХС и сотрудники его Фонда:

Тем из сограждан, которые с пафосом обличают в «осквернении святынь» и «кощунстве» на амвоне ХХС молодых исполнительниц песни «Богородица, Путина прогони!», хотелось бы напомнить о 9-й заповеди Божьей («Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна!») и пожелать не путать, что называется, божий дар и яичницу:-) Взять хотя бы инвективы, которыми разражается в своем блоге депутат Самарской областной Думы Михаил Матвеев: «Акция Pussy Riot в Храме Христа Спасителя направлена на разрушение русской культуры. Россию толкают на путь саморазрушения! Русские, очнитесь! Топтание наших святынь - уже не преступление? У нас уже не осталось ничего святого?» (последнее предложение, как известно, несет негативную оценку!): http://www.nr2.ru/authors/399951.html

Почему-то никто из этих «оскорбленных в религиозных чувствах» и «задетых в национальном самолюбии» не появился у нас в Музее имени Андрея Рублева, где прямо на могилах старинного кладбища Спасо-Андроникова монастыря, средь которых захоронен великий Рублев, незаконно построен частный кабак "Хлебный дом", владельцы которого широко рекламируют своё питейное заведение тем, что его благословил … лично патриарх Кирилл: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/881013-echo/ Там же любит столоваться всесильный «хозяин московских попов» архиепископ Арсений (Епифанов), викарий патриарха Кирилла в Московской епархии, и его протеже прот. Леонид Калинин (см. фото), который фигурировал в финансовых скандалах вокруг расходов на ХХС. Как известно из истории Руси, на курганах справляли свои тризны только язычники, а теперь в XXI веке на поруганных и разрушенных могилах великих сынов России кутят лоснящиеся от жира архипастыри и пастыри:-(Вот это и есть самое настоящее кощунство , о котором знают, но молчат в РПЦ!

Ну что же, в древности нечестивого халдейского царя Навуходоносора обличили три отрока в пещи огненной, которых по сию пору глубоко чтут и воспевают в Церкви, а в наши дни та же тяжкая ноша легла на хрупкие плечи трех молодых женщин, которых оторвали от их детей и заковали в наручники на показ всему миру. Это резонансное дело впервые после развала СССР вышло на первые полосы мировых СМИ, и на фоне такого сфокусированного внимания всей планеты именно в Москве случился очередной конфуз со священником РПЦ на престижном авто с номерами Мальтийского ордена (!), за рулем которого был широко известный в гламурных кругах духовник Филиппа Киркорова игумен Тимофей (Подобедов), настоятель храма Пророка Илии в Обыденном переулке, расположенного прямо напротив ХХС: http://www.echo.msk.ru/blog/expertmus/919876-echo/

А вслед за этим 15 августа 2012 г. в 23:35 на правительственной трассе в районе дома 30 по Кутузовскому проспекту водитель люксового немецкого внедорожника Mercedes-Benz Gelandewagen белого цвета не справился с управлением и совершил наезд на трех рабочих. «При этом место проведения дорожных работ было оборудовано специальными водоналивными блоками с сигнальными фонарями и дорожными знаками и импульсной стрелкой. После наезда внедорожник, изменив траекторию, задел следовавшую в попутном направлении автомашину Skoda. От удара обе иномарки опрокинулись. Водитель Mercedes бросил свой автомобиль и скрылся с места дорожно-транспортного происшествия . В результате ДТП двое рабочих от полученных травм скончались на месте , еще один госпитализирован», - сообщил прессе инспектор ДПС ГИБДД МВД России Виктор Волиженин.

На фото с места происшествия, опубликованным в криминальной хронике многими СМИ, видно, что на дорогой иномарке лежит оторванный регистрационный номер а918мо77 (см. фото). По данным сайта o001oo.ru, такой же номер был установлен на люксовые автомобили других марок - черные седаны Mercedes, BMW, Audi…

По данным активистов общества «синих ведерок», номер серии АМО77 негласно указывает на принадлежность автовладельца к службе протокола правительства Москвы, однако часть номеров из этих серий находится также в руках у представителей крупного бизнеса и тех людей, кто может себе позволить такие номера. Два года назад автомобиль с номером а918мо77 уже становился участником ДТП - 24 мая 2010 г. очевидцем этой аварии стал блоггер Владимир Горбовский: «Стоял сегодня в небольшой пробке на Москворецкой набережной в сторону Таганки. Обратное направление было перекрыто в связи с праздником славянской письменности. По перекрытой дороге (по встречке ) пролетел "Мерседес" с номером а918мо, 77-й регион. На пересечении с Устьинской набережной он уперся в заграждение и машину ДПС. Когда я "подполз" к этому месту, увидел водителя этого "мерса", молодого священника , который пытался куда-то дозвониться. По его озабоченному лицу было понятно, что решить проблему не получается. Дэпээсники не пускали его дальше и что-то писали, сидя в машине».

Согласно размещенной в социальных сетях карточке учета транспортных средств, автомобиль Mercedes-Benz G500 с номерными знаками а918мо77 зарегистрировал на свое имя 20 апреля этого года некто Семин Павел Владимирович 15.01.1986 г.р., имеющий стаж вождения более 7 лет . По этим документам, престижная машина была выпущена в 2000 г., а ее стоимость составила 1, 23 млн руб.

Выяснив, кто владелец немецкого внедорожника, полицейские сразу жепосле ДТП с человеческими жертвами устроили засады рядом с его квартирами в Москве и Московской области . Однако он там так и не появился: «У него есть две квартиры - в Москве и в Московской области. По обоим адресам его ждут наши сотрудники, но там пока он не появлялся», - заявили «Газете.Ru» в столичной ГИБДД.

Однако на следующий день, как сообщили в полиции, виновник страшной аварии, погубивший двух человек (!), «пришел с повинной». Им оказался 26-летний иеромонах Илия (в миру - Павел Семин), который, по предварительным данным, сбежал с места ДТП, «потому что испугался» . Тут же в полиции этот молодой священник РПЦ был задержан и доставлен в Никулинский суд Москвы - см. видео : http://youtu.be/o8EQhB36ZXo

По подозрению в нарушении Правил дорожного движения, повлекшем смерть 2 и более лиц (ч. 5 ст. 264 УК РФ) «Суд избрал меру пресечения в виде содержания под стражей сроком на 2 месяца - до 16 октября», - сообщил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь суда Арсен Погосян. Данная статья Уголовного кодекса предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы. Как сообщили РБК в суде, адвокаты иеромонаха предложили 1,5 млн. в качестве залога!

Жертвами 26-летнего священника РПЦ стали 56-летний Николай Сергеев и 35-летний Павел Лейкин:-(По словам брата погибшего, Павел Лейкин, сотрудник проектной организации «Точка опоры», оказался на месте аварии совершенно случайно и просто зашел проведать своего давнего приятеля Николая Сергеева, главного инженера участка «Гормост». Так их и настигла одновременно смерть под колесами сметающего всё на своём пути авто, водитель которого, по свидетельствам очевидцев, был в стельку пьян …

В Русской Православной Церкви поспешили откреститься от сгубившего двух мужчин священника и сразу же опровергли появившуюся в ряде СМИ информацию, что иеромонах Илия (Семин) является сотрудником Управления делами Московской Патриархии (УПД). «Никакого отношения к штату управления делами и Патриархии в целом он не имеет»,- заявил "Интерфаксу" замглавы УПД . В этом же заверил прессу и Владимир Легойда, руководитель Синодального информационного отдела, который подчеркнул, что «до завершения работы следственных органов иеромонах Илия (Семин) запрещен в священнослужении», о чем сообщается на официальном сайте РПЦ. А бывший руководитель пресс-службы Московской Патриархии о. Владимир Вигилянский в эфире Business FM 17.08.2012 г. вообще заявил: «Я посмотрел список священнослужителей Москвы, такого человека по фамилии Сёмин в московской епархии города Москвы нет»: http://businessfm.bfm.ru/news/2012/08/17/new.html

Тем не менее, по словам о. Саввы (Тутунова), Семин числится, но лишь формально клириком Ильинского прихода в Черкизово, где сам о. Савва является настоятелем. Такой порядок, как он пояснил СМИ, сложился еще при прежнем настоятеле , так что в его приходе о. Илия появлялся «крайне редко». Однако казначей храма Илии Пророка в Черкизове Таисия Косолапова сообщила журналистам, что «Илия должен был быть 18 августа на службе, а так он появляется у нас достаточно редко, в основном по субботам и воскресеньям . Мы знаем о произошедшем, с нами уже связались представители Московского Патриархата». Надо пояснить, что в большинстве московских храмов клир в полном составе собирается именно «по субботам и воскресеньям», и на сайте храма указаны дни, когда в нем служит иеромонах Илия (Семин), включая «доходные» крестины. Нелишним будет заметить, что о. Савва (Тутунов) является руководителем контрольно-аналитической службы Управления делами Московской Патриархии, курирует Межсоборное присутствие, и делопроизводство Общецерковного суда, из-за чего в церковных кругах за ним закрепилась кличка «великий инквизитор»:-)

«Прежним» настоятелем храма Илии Пророка был викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр (Агриков), секретарь Церковного суда РПЦ, переведенный 28 декабря 2011 г. на Брянскую кафедру: http://www.patriarchia.ru/db/text/31615.html Причиной такой опалы стала, по ряду сведений, его промашка в ходе последних парламентских выборов, о чем шла речь в статье «Викарий Патриарха Кирилла благословил «Единую Россию» на подлог выборов? »:

В секретариате Московского Патриархата журналистам сообщили, что «Павел Семин никогда официально не числился в Московском патриархате, но он был известен как секретарь владыки Александра ». Сам же епископ Брянский и Севский Александр, показания которого в полиции попали на LifeNews , категорически опровергает версию, озвученную руководством Управделами Московской Патриархии и Синодального информационного отдела РПЦ. Как рассказал полицейским еп. Александр, помощником которого Семин проработал 7 лет , он «взял его сиротой, но спустя время понял, что это за человек. В детстве ему сделали операцию из-за травмы головы, и этот факт отражается на всех его поступках. Павел любил крепко выпить и потом вытворял не пойми что, а работа в Церкви нужна была только для приобретения связей с высокопоставленными и обеспеченными людьми. Семин никогда не обращал внимания на простых прихожан, только на богатых. Благодаря хорошим знакомствам он дошел так далеко».

Для справки : в 2007 г., в престольный праздник пророка Божия Илии, епископ Дмитровский Александр вручил патриаршие награды ряду клириков и сотрудников своего храма, среди которых был и Павел Владимирович Семин, иподиакон епископа Александра .

14 марта 2009 г. в том же храме Илии Пророка в Черкизове еп. Александр совершил монашеский постриг над своим секретарем Павлом Семиным, о чем даже сообщил официальный сайт РПЦ, разместивший фоторепортаж, что является небывалым случаем (!), ведь такой чести мало кто удостаивался: http://www.patriarchia.ru/db/text/588087.html

Кстати, на фотографии этого пострига запечатлен протоиерей Владимир Волгин, который окормляет премьерскую чету Медведевых: http://expertmus.livejournal.com/51678.html

Тогда же, в 2009 г., имя иеромонаха Илии (Семина) часто мелькало в прессе вместе с этим известным протоиереем, являющимся духовником многих VIP-персон, в частности, священника Иоанна Охлобыстина, известного в миру как звезда сериала «Интерны»: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/883888-echo/ В Сети есть несколько фотографий, на которых Семин запечатлен в компании Охлобыстина, а также актера Алексея Панина и Бориса Грачевского («Ералаш»). Там же на Однокласники.Ру (см. в начале статьи) выложены фото иеромонаха Илии (Семина) на фоне или за рулем люксовых иномарок (спорткара Porsche Panamera и др.). Как объяснил «МК» Охлобыстин, который подтвердил факт знакомства с Семиным, красивый костюм и дорогая машина «были необходимым атрибутом для деятельности священника», ведь Семин, по его словам, «выполнял дипломатические поручения, связанные с крупным бизнесом»:-)

Видимо, к числу таких «дипломатических поручений» относится вручение 29 декабря 2010 г. клириком храма Пророка Божия Илии в Черкизове иеромонахом Илией (Семиным) памятного подарка генерал-полковнику милиции В.Н. Кирьянову, главному государственному инспектору безопасности дорожного движения РФ (!), о чем сообщается на сайте храма: http://www.hramilii.ru/news/2010-12-30-64

Нетрудно представить, как нужны такие знакомства в случаях с ДТП …

Снимая с себя всякую ответственность за лихачество своего бывшего секретаря, сгубившего двух мужчин, еп. Александр в своих показаниях полностью подтверждает, что иеромонах Илия (Семин) после его отъезда в Брянск стал правой рукой управляющего делами Московской Патриархии митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия (в миру - Анатолий Владимирович Судаков 03.06.1955 г.р.), члена Высшего Церковного Совета РПЦ с 22.03.2011 г.: http://www.patriarchia.ru/db/text/31739.html

По словам еп. Александра, «Они в последние месяцы вместе объезжали все епархии и находились в близких отношениях . Семин был его непосредственным помощником. А сейчас, узнав про ДТП, все думают, что он остался при мне, хотя этот человек ни разу не появлялся в Брянске, где я работаю уже 8 месяцев». Его слова попытался поставить под сомнение бывший патриарший блоггер И.Гаслов, который сообщил , что якобы «нигде на фотографиях и в информационных сообщениях о посещениях епархий митрополитом Варсонофием за последний год иеромонаха Илии (Семина) не найти». На самом деле любой желающий может убедиться, что сбивший насмерть двух мужчин молодой иеромонах действительно часто сопровождал в поездках управляющего делами Московской Патриархии митрополита Варсонофия, как например, на Рождество Христово в 2010 г. они сняты в одном из скитов Мордовии: http://youtu.be/o8EQhB36ZXo

Причем их совместные поездки начались еще в бытность еп. Александра в Москве …

И вот здесь возникает вполне резонный вопрос, как юный сирота за какие-то 3 года со времени своего пострига не только вошел в высшие круги РПЦ, но и стал своим «парнем» в кругах гламурной тусовки, который менял престижные авто как перчатки?! Разгадка сего «феномена» проста, банальна и … непристойна, достаточно познакомиться с информацией, которую тщательно утаивают в РПЦ.

Дело в том, что все последние годы иеромонах Илия (Семин) служит … в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье в центре Москвы, напротив Фонда Андрея Первозванного (ФАП), о чем сообщается на приходском сайте. Юного иеромонаха Илию пригласил в этот храм его настоятель архимандрит Закхей (Вуд), представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархате.

Правда, своей должности официального представителя ПЦА в Москве о. Закхей лишился 28 июля 2011 г. решением Синода ПЦА после того, как стал … фигурантом сексуального скандала! Решение вступило в силу с 5 октября 2011 г. 4 декабря 2011 г. в храме святой великомученицы Екатерины приехавший из США протоиерей Александр Гарклавс, бывший управляющий делами ПЦА, в присутствии иеромонаха Илии (Семина) зачитал послание к приходу и приходскому совету от митрополита всея Америки и Канады Ионы, официально заявив, что служение архимандрита Закхея в Москве подошло к концу и что он должен вернуться в США для дальнейшего назначения. Архимандрит Закхей (Вуд) был освобожден от обязанностей в Свято-Екатерининском храме представительства ПЦА в Москве, временно запрещен в служении и отозван в США, причем священноначалие ПЦА даже оплатило ему авиабилет в Америку, чтобы их оскандалившийся представитель поскорее покинул Россию. Характерно, что одновременно с конкурсом на замещение должности официального представителя ПЦА при Московском Патриархате, в американской Церкви был объявлен конкурс на замещение вакантных должностей руководителя и следователя Управления по работе с заявлениями по поводу сексуальных злоупотреблений клириков (Coordinator of the Office for Review of Sexual Misconduct Allegations).

Хорошо информированная о внутренней жизни ПЦА журналист Светлана Вайс относительно скандала вокруг дела о диффамации данного представителя ПЦА в Москве заметила, что о. Закхей (Вуд), будучи в расцвете лет и сил, некогда занимался греко-римской борьбой, внешность имеет привлекательную, так что слава ловеласа тянется за ним еще из США, а слух о "нетрадиционности" придает образу сановного монаха лишь легкий постмодернистский оттенок:-) Несмотря на высокое монашеское звание архимандрита, подразумевающее соблюдение целибата, он проявил также притязания к обычной женщине, которую «архимандрит Закхей то ли обидел, то ли не пожалел». На его беду барышня, как пишет Светлана Вайс, оказалась вовсе не "русской матрешкой", которые промышляют в Москве знакомствами с доверчивыми иностранцами, добиваясь их расположения путем смешивания клофелина с шампанским, а человеком, знакомым с принципами американского судопроизводства - «некий аналог "горничной", которая вывела на чистую воду главу Всемирного банка». Случившееся в Москве альковное приключение настолько изменило ее самосознание и, по всей видимости, задело самолюбие, что она правдиво, насколько это возможно в данной ситуации, изложила свидания с о. архимандритом Закхеем на листе бумаги, отправив письмо в канцелярию ПЦА.

Тем временем архимандрит Закхей (Вуд), хорошо знакомый с нравами столичного духовенства, вовсе не думал покидать гостеприимную Москву, и, как сообщил сайт Правмир , остался «для реабилитации в одном из подмосковных санаториев», а 21 августа запрещенный священнослужитель даже совершил воскресное богослужение в том же храме св. Екатерины на Всполье, где остался служить его «протеже» иеромонах Илия (Семин)?! Т.н. «реабилитацию» о. Закхей проходил, например, 17 ноября 2011 г. на вечеринке по случаю 10-летия московского ресторана "Vаниль" в теплой компании гламурной тусовки, где он и Семин так любят проводить всё свободное от богослужений время …

В связи с вышеизложенным нельзя не задаться вопросом, как могут замглавы УПД МП , руководитель Синодального информационного отдела МП Владимир Легойда и бывший руководитель пресс-службы Московской Патриархии о. Владимир Вигилянский вводить в заблуждение широкую общественность , отрицая «на чистом глазу» факт «близких отношений » управляющего делами Московской Патриархии митрополита Варсонофия (Судакова) с погубившим двух мужчин иеромонахом Илией (Семиным), о чем сообщил полиции епископ Александр (Агриков), секретарь Церковного суда РПЦ?!

Вместо послесловия . Весной 2012 г. благодаря финансовой помощи правительства Германии Ватикан открыл специальный онлайн-ресурс, направленный на обучение католических епископов всего мира борьбе со клириками-педофилами. Участившиеся случаи педофилии уже обошлись Католической Церкви более чем в 2 млрд долларов компенсаций жертвам провинившихся пастырей . Святой престол обещал всеми силами бороться с проблемой педофилии. Объявление о запуске сайта было сделано в ходе беспрецедентной конференции "К излечению и обновлению" в Папском Григорианском университете Рима, где в присутствии высших иерархов Церкви из более чем 100 стран мира жертвы священников-педофилов рассказывали о случившихся с ними трагедиях. Как отмечается, только за последние 10 лет, в Конгрегацию поступили свыше 4 тыс. заявлений от жертв священников-педофилов!

Никакой подобной структуры за всю современную историю РПЦ так и не появилось, несмотря на многочисленные скандалы в епархиях (например, сексуальные похождения инока Всеволода Филипьева: http://expertmus.livejournal.com/96454.html) …


Что еще почитать