Церковь варлаама на софийской набережной. Храм Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках Надвратный храм иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» в Средних Садовниках. Отец Александр Андреев

В новогодние дни, решила приобрести список с иконы, на которой изображён Святые Николай и Спиридон одновременно. Икона находится в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, решила его посетить.
Храм Софии Премудрости Божий расположен на правом южном берегу Москвы-реки напротив – Кремля, в местности, заключённой между основным руслом реки и её прежним руслом, или старицей, со временем превратившихся в ряд небольших водоёмов и болот, получивших название – «Болота». С набережной видна только колокольня, во дворе которой расположен скромный храм Софии. Впервые деревянная церковь на этом месте упоминается в летописи 1493 года, в связи со страшным пожаром во времена Ивана III. В тот год у Кремля на выгоревшем месте образовалась площадь, которую назвали Пожаром, а позднее – Красной. Во избежание пожаров запретили селиться на площади, посад подвинулся восточнее, так возник Китай-город.
В Заречье тоже запретили селиться и территорию отдали под Государевы Сады. В те времена Замоскворечье именовалось Заречьем, через него проходила дорога в Орду. Около садов возникло поселение садовников. В Государевых Садах, в честь победы над Новгородом в 1682 году, был построен храм Софии Премудрости Божией. Ему отводилась особая роль - символического центра Замоскворечья. Незадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и «прихожан учением своим отлучил многих». Вследствие этого «запустошения церквей» его сослали из Москвы.
Царицын Луг - Большой Государев сад с церковью Софии Премудрости Божией, являлся символом Гефсиманского сада и собирательным образом Рая. Скромная церковь Святой Софии стала образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. В то время, по обоим берегам Москвы-реки в центре города находились сады. В Кремле тоже располагались великолепные террасные сады, спускавшиеся по склону Боровицкого холма к реке, а напротив с другого берега находился Царицын Луг. По данным историка М.П.Кудрявцева Государев сад имел фруктовые деревья, уподоблявшиеся библейскому Древу Жизни, и фонтаны, которых было ровно 144, по символической высоте стен Небесного Иерусалима (144 локтя), и по числу избранных (144 тысячи праведников), записанных в Книге Жизни у Христа. Царицын луг считали символом посвящения Богоматери всей Москвы и Русской земли.
В начале петровской эпохи от Государева сада осталась только Софийская церковь, сад сгорел в пожаре 1701 года и не возобновлялся. В Замоскворечье пришла эра мануфактур и фабрик. Первым петровским детищем стал Суконный двор близ Большого Каменного моста, где вырабатывали сукно для армии. Прихожанами церкви стали простые обыватели, купцы, офицеры, чиновники, мещане и прочая мелкая публика. С 1752 года в ее приходе находился дом - промышленника знаменитой династии Никиты Никитича Демидова.
В XVIII веке появились приделы Софийской церкви: в 1722 году во имя апостола Андрея Первозванного и в 1757 году во имя св. Димитрия Ростовского, позже упраздненный.В самом конце XIX века появился придел святого Николая Чудотворца при новой трапезной. В 1812 году все деревянные здания на Софийской набережной сгорели и постепенно заменялись каменными. В 1836-1840 годах появилась первая каменная набережная, строили ее те самые инженеры Н.И.Яниш и А.И.Дельвиг, которые занимались устройством московского водопровода и городских фонтанов.
В 1860 годах здесь появилось Кокоревское подворье: в одном здании находились самая большая в то время гостиница и одновременно торговые склады. Рядом стоял Бахрушинский благотворительный дом бесплатных квартир для бедных вдов с детьми и курсисток.
В 1862-1868 годах по красной линии набережной архитектор Н.И.Козловский (автор Всехскорбященской церкви на Калитниковском кладбище) построил новую шатровую колокольню в русско-византийском стиле, ставшую архитектурной достопримечательностью и символом Софийской церкви, загороженной домами. Колокольня была стилизована под старину. В колокольне же была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери «Взыскание погибших». Тогда сахарозаводчик Харитоненко дал на нее средства, поскольку от чудотворного образа чудесно исцелилась его дочь, страдавшая болезнью ног. Другой Харитоненко, магнат и миллионер Павел Иванович в конце XIX века выстроил поблизости великолепный особняк с роскошным видом на Кремль, после революции дом передали английскому посольству.
14 апреля 1908 года храм пережил тяжёлое наводнение, во время которого зданию и церковному имуществу был нанесён огромный ущерб, в тот день вода Москва - реки поднялась почти на 10 метров.
В 1918 году советской властью был конфискован общий капитал храма, а в 1922 году изъяла церковные ценности в пользу голодающих. Икона Владимирской божией Матери была передана Третьяковской галерее. В 1932 году храм был закрыт, помещение использовали как клуб, потом переоборудовали под жильё.
В 1941 году в здание церкви попала бомба и сильно повредила его. В 1960 году здание храма и колокольню объявили памятником культуры, но реставрационные работы начались, только с 1972 года.
В 1992 году здание храма и колокольня был возвращён Русской Православной Церкви, а в 2004 году там прошла первая литургия. Внутри храма сохранились фрагменты росписи XX века. Летом 2013 года под руководством звонарей Московского Кремля были отлиты и установлены новые колокола. В настоящее время это самый мощный приходский звон центра столицы.
Иконы в храме украшены богатым окладом,заинтересовала редкая икона "Премудрости Божией Софии", потом про неё прочла. «София» в переводе с греческого означает «мудрость». Предание говорит, что впервые изображение Софии Премудрости Божией появилось в Византии в храме Константинополя, посещение которого убедило князя Владимира принять христианство. Жители Новгорода считали образ Огнезрачной Софии патронессой города, После захвата города, Иван III переносит святыню в Москву. В то время говорили: «Где София – там Русь».
Символика иконы отображает Ветхозаветные пророчества о замысле Божием, о спасение человечества и приведение его в Царство Небесное. В центре иконы изображен огненный Ангел, он символизирует Божественный Дух. По обе стороны от Ангела находятся Пресвятая Богородица и Иоанн Предтечи. Выше- Христос Воплотившийся, а над ним «престол уготованный» для Второго Пришествия Христа. Божья Матерь, озарённая огнём, перевоплощенная в Софию – Премудрость Божию, показывая премудрость, а мудростью является сам Христос. Икона София Премудрость Божией Новгородской редкая, известна нам с XV века. Считается, что произнося молитву перед иконой «София Премудрости Божией», человек может почувствовать, как решение приходит само по себе.
В храме уютно, скамейки для верующих, как на Кипре. Искомую мной икону "Святитель Николай и Спиридон",трудно не заметить, она выполнена в стиле греческих традиций и не украшена окладом. В церковной лавке, список иконы, оказался последним,как будто меня ждал.

На фото колокольня храма Софии Премудрости Божия на Москве-реке

Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа спасителя.

Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью "софийского ансамбля", в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции "Москва – Третий Рим" и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

Строительство колокольни продолжалось с 1862 по 1868 годы, и приходилось на период, последовавший за поражением в крымской войне и резким ослаблением позиций России. Вряд ли можно считать простым совпадением посвящение надвратного храма именно иконе Божией Матери "Взыскание погибших". в 1908 году, когда во время наводнения вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров, колокольня сильно пострадала.

Храм был закрыт в 1930 году. с 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года – это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время – федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ "союзподводгазстрой". В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освятили в 1995 году.

Колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, заслуженный художник российской Федерации, художник-реставратор первой категории Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни. Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ не хватало.

В 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания. Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен.

В 2013 году колокольня стала лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха. Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой. Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г. Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва – третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни – храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия – Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада – Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров. В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами. На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.


Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей. В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе». Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами. Изъято: Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника Святой Софии – 9 пудов 38 фунтов 56 золотников. Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию. Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).


В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни». Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне. В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме. 12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации. Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве. 14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках – впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

Сестричество

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь. Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было. Жизнь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования. Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма. Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме. Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества "Русская икона" и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов. Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней. В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах. Наконец ремонт был закончен – хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

Арест о.Александра

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов». 10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области. Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы. Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Союз безбожников и клуб

После ссылки настоятеля закрыли и сам храм. Его занял Союз безбожников. Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г. Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих. Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки

После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками. Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980–е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

60-е годы

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры. В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».


В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: "Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения".

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия – первая с тех мрачных времен запустения.

Как добраться до церкви святой Софии Премудрости Божией в Садовниках: ст. метро Боровицкая, Кропоткинская.

В Москве существуют две Софийские церкви: одна на Пушечной улице, а вторая - в Замоскворечье, на Софийской набережной напротив Кремля. Оба храма связаны с историей покорения Великого Новгорода. Церковь на Пушечной построили сами новгородцы, а ту, что расположена на набережной - москвичи, в честь победы над Новгородом. В переводе с древнегреческого София означает мудрость, а день святой Софии, Премудрости Божией считается праздником Пресвятой Богородицы.

В обеих московских Софиевских церквях престольный праздник отмечали 28 августа, как и в Новгороде, но если храм на Пушечной был обычной приходской церковью для переселенных новгородцев, то Софийская церковь в Замоскворечье играла более важную роль. В Великом Новгороде, который был завоеван Москвой при Иване III, храм святой Софии был главным собором города. Самая первая деревянная Софийская церковь в Замоскворечье появилась в конце 15 века, и располагалась она предположительно несколько ближе к Дому на Набережной. Первые упоминания о ней содержатся в летописи 1493 года.

В то время Замоскворечье называли Заречьем, и через него лежала дорога в Золотую Орду. Речные разливы регулярно затопляли прибрежную территорию, поэтому здесь селились лишь самые бедные люди. Переправа через реку осуществлялась по наплавному мосту либо на лодках. В 1493 году очередной сильнейший пожар уничтожил весь посад (место у восточной стены Кремля). На выгоревшем месте образовалась площадь, в наши дни известная как Красная, а поначалу она так и называлась: Пожар. Селиться на ней запрещалось во избежание пожаров. Запрет на строительство распространялся и на территорию Заречья, находившуюся напротив Кремля.

На расчищенной территории в 1495 году был разбит новый Государев сад, который называли Царицыным Лугом. Позднее эту местность стали называть Садовниками - по слободе садовников, поселившихся вблизи. В 17 веке садовники стали селиться на территории самого сада, и в 1682 году они построили новую каменную Софийскую церковь.

В 1701 году Государев сад сгорел, а Софийская церковь уцелела. В 1722 году у Софийской церкви появился придел во имя апостола Андрея Первозванного, а в 1757 году - во имя святого Дмитрия Ростовского (позднее упразднен). Еще раз церковь перестроили в 1784 году, а в конце 19 века при новой трапезной появился придел святого Николая Чудотворца.

Во время пожара 1812 года все деревянные здания, расположенные на Софийской набережной, сгорели, и их постепенно заменяли каменными. В 1836-1840 годах в Замоскворечье появилась каменная набережная и знаменитое Кокоревское подворье. Подворье представляло собой здание, в котором размещалась большая гостиница и склады. Купцы, останавливавшиеся здесь, часто посещали Софийскую церковь, где молились об удаче в делах. Рядом находился благотворительный бахрушинский дом, в котором бесплатно сдавались квартиры для курсисток и бедных вдов с детьми.

В 1862-1868 годах архитектор Н.И. Козлосвкий выстроил в русско-византйском стиле по красной линии набережной новую шатровую колокольню, которая стала настоящим украшением и гордостью Софийской церкви. Само здание храма было закрыто домами, а колокольня была видна даже с противоположного берега реки. Колокольня была стилизована под 17 век, в ней была освящена надвратная придельная церковь во имя иконы Богоматери "Взыскание погибших". Средства на эту церковь пожертвовал сахарозаводчик Харитоненко. А второй Харитоненко - Павел Иванович, в конце 19 века построил рядом с церковью прекрасный особняк с видом на Кремль. Из окна этого дома панораму Кремля рисовал известный французский художник Анри Матисс. После Октябрьской революции в здании разместилось английское посольство.

После революции деятельность Софийского храма постепенно прекращалась. Незадолго до своей смерти в 1925 году здесь отслужил литургию святейший патриарх Тихон. В 1924 году настоятелем этой церкви был назначен молодой протоиерей Александр Андреев (в 2000 году причислен к лику святых Новомучеников Российских). Во время его нахождения на посту, при церкви начали благотворительную деятельность 30 сестер. Это были верующие прихожанки, которые без принятия монашества занимались благоустройством храма, помогали бедным и больным, организовывали бесплатные обеды для сирот и неимущих. Настоятель силами прихода начал ремонт церкви, из закрывшегося Симонова монастыря перевез уникальный позолоченный иконостас. Он также выкупил у какого-то торговца библиотеку из Оптиной пустыни, которая могла погибнуть - торговец использовал книжные листы в качестве обертки для товара.

Такая активная деятельность была расценена новыми властями как антисоветская агитация. Настоятеля в 1929 году арестовали и сослали в Казахстан. Софийскую церковь закрыли, и здесь разместился Союз безбожников. Ценную Владимирскую икону передали Третьяковской галерее, судьба остальных точно не известна, возможно, они поступили в Ризположенскую церковь на Донской. Редкая библиотека исчезла бесследно. После возвращения из ссылки отец Александр проживал в Рязани - возвращаться в Москву ему было запрещено. Второй раз отца Александра арестовали "за участие в контрреволюционной группе", и в 1937 году расстреляли в лагере.

Здание церкви к тому времени передали для использования в качестве жилья. В алтаре проломили дверь, вместо крестов установили антенны. В 1960 году колокольню отреставрировали, а саму церковь приводить в порядок начали в 1976 году. В 1994 году церкви передали надвратный храм, а в 2004 году - Софийскую церковь. Первое богослужение - Литургию, отслужили здесь на праздник Пасхи в апреле 2004 года, а в октябре в церкви отпевали писателя Виктора Розова, драматурга, по пьесе которого был снят фильм "Летят журавли". И в наши дни издалека обращает на себя внимание стройное, будто кружевное здание Софийской колокольни нежно-розового цвета.


Историческая справка:


1493 г. – в летописи впервые упоминается деревянная Софийская церковь в Заречье
1682 г. - была построена новая каменная Софийская церковь
В 1722 г. - у Софийской церкви появился придел во имя апостола Андрея Первозванного 1757 г. – был устроен придел во имя святого Дмитрия Ростовского (позднее упразднен)
1784 г. – церковь св. Софии в Садовниках вновь перестроили
19 в. - при новой трапезной появился придел святого Николая Чудотворца
1862-1868 г.г. - архитектор Н.И. Козловский выстроил в русско-византйском по красной линии набережной новую шатровую колокольню
1924 г. - настоятелем этой церкви был назначен молодой протоиерей Александр Андреев
1925 г. – в Софийском храме отслужил литургию святейший патриарх Тихон
1929 г. – настоятеля храма арестовали и сослали в Казахстан, а Софийскую церковь закрыли
1960 г. – отреставрировали колокольню
1976 г. – началась реставрация здания Софийской церкви
1994 г. - церкви передали надвратный храм
2004 г. – церкви передали Софийский храм в Садовниках, и здесь состоялось первое богослужение после длительного перерыва

Что еще почитать