978-5-369-01582-7
978-5-98281-415-9
Представлены понятия социологической науки, ее история, теории, направления и концепции. Рассмотрены общество, его структура и типы, отношения личности и общества, вопросы социальных коммуникаций, поведения, стратификации, мобильности, а также изменений и движений. Каждый из разделов учебника содержит примеры из жизни и результаты социологических исследований, что облегчает усвоение материала и формирует комплексное представление о современной социальной реальности. Для студентов, аспирантов, преподавателей социологических факультетов. Представляет интерес для исследователей-социологов.
978-5-369-01582-7
Обеспечение безопасности - одна из актуальных проблем как отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом. В этой связи важное значение приобретает анализ основных рисков и угроз безопасности современного социума, их видов и источников, а также социальных последствий для общества, уже давно функционирующего в рискогенном режиме. Обозначенный круг задач составляет предметное поле социологии безопасности как отрасли научного знания, которая приобретает статус жизненно важной для обеспечения стабильной и безопасной жизнедеятельности цивилизации третьего тысячелетия. Учебник ориентирован на широкий круг читателей, прежде всего студентов высших учебных заведений, магистрантов и аспирантов, преподавателей социологических дисциплин, а также всех тех, кто всерьез интересуется проблемами безопасности современного общества.
978-5-16-011915-1
В учебном пособии на основе современных достижений в области социологии и политической науки в систематическом виде излагаются основные теоретические вопросы, касающиеся социальной и политической жизни современного общества. В каждой главе пособия дается обзор основных теоретических концепций, разработанных зарубежными и отечественными учеными. Отличительной особенностью пособия является наличие специально разработанных заданий и логических задач, направленных на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование профессиональных компетенций в области социологии и политологии и побуждение к творческому освоению учебного материала. Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования последнего поколения. Предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений, изучающих основы социологии и политологии.
2- е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.
Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения, интегральным решением учебных задач и ставит целью дать читателю прочные знания по социологии. Рассматриваются история социальных идей, основные понятия, направления и парадигмы социологии, а также ее методы. Особое внимание уделяется вопросам современной социологии.
Предназначен для студентов высших
учебных заведений. Представляет интерес для аспирантов и
преподавателей вузов, а также широкого круга читателей.
Формат: doc / zip
Размер: 1,2 Мб
/ Download файл
Формат: pdf / zip
Размер: 26,5 Мб
/ Download файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 5
Глава 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ 7
§ 1.1. Социология как наука 7
Социология и другие науки 7
Определения предмета социологии 10
§ 1.2. Развитие социологии 13
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии 13
Становление социологии как науки 18
Классические социологические теории 25
Русская социологическая мысль 30
Современные социологические теории 40
§ 1.3. Уровни социологического анализа и социологические парадигмы 63
Уровни анализа 63
Социологические парадигмы 65
§ 1.4. Теоретические подходы в социологии 68
Функционализм 68
Теория конфликта 71
Символический интеракционизм 75
§ 1.5. Социологическое исследование 78
Основные понятия 78
Этапы социологического исследования 79
Методы исследования 83
Исследовательская этика 87
Социологическая перспектива 88
Социологическое воображение 88
Глава 2. КУЛЬТУРА 90
§ 2.1. Определения культуры 90
§ 2.2. Компоненты культуры 93
Нормы 93
Ценности 95
Символы и язык 96
§ 2.3. Культура и миф 98
Основные теории 98
Идеология 100
§ 2.4. Единство и разнообразие культур 103
Культурные универсалии 103
Культурная интеграция 104
Этноцентризм 105
Культурный релятивизм 106
Субкультуры и контркультуры 107
Культурная эволюция 108
Глава 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. . 112
§ 3.1. Основы социализации 112
Значение социализации 112
Природа и воспитание 114
Социальная коммуникация 116
Определение ситуации 121
§ 3.2. Личность 122
Характеристики личности 122
Самость 124
Теория «зеркального Я» 126
Понятие «обобщенного другого» 128
Процесс «управления впечатлениями» 130
§ 3.3. Социализация в течение жизненного цикла 132
Жизненный цикл в разных культурах 132
Детство 134
Подростковый возраст 136
Ранняя зрелость, или молодость 138
Средний возраст, или зрелость 142
Пожилой возраст, или старость 144
Смерть 146
§ 3.4. Ресоциализация 148
Глава 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ 149
§ 4.1. Социальная структура 149
Основные понятия: 149
Социальные статусы 151
Социальные роли 152
Группы 155
Институты 156
Общества 160
§ 4.2. Классификация социальных групп 163
Социальные связи 163
Первичные и вторичные группы 164
Внутренние и внешние группы 166
Референтные группы 167
§ 4.3. Групповая динамика 168
Размер групп 168
Лидерство 170
Социальное манкирование 171
Социальные дилеммы 172
Групповое мышление 173
Конформизм 174
§ 4.4. Социальные организации 175
Характерные черты организации 175
Формальные организации 178
Типы формальных организаций 179
Бюрократия 180
Веберовская концепция бюрократии 181
Недостатки бюрократии 183
Управление в организациях 186
Неформальные организации 191
Глава 5. ДЕВИАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ 193
§ 5.1. Природа девиации 193
Социальные характеристики девиации 193
Социальный контроль 196
Социальные эффекты девиации 198
§ 5.2. Социологические теории девиации 201
Изучение девиантного поведения 201
Теория аномии 202
Теория культурного переноса 206
Теория конфликта 208
Теория стигматизации 211
§ 5.3. Преступление и система правосудия 215
Система правоохранительных органов 215
Преступление 219
Наркотики и преступность 223
Тюремное заключение 224
Тоталитарные институты 227
Преступность в России 228
Глава 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 233
§ 6.1. Модели социальной стратификации 25i
Социальная дифференциация 233
Открытые и закрытые системы стратификации 234
Измерения стратификации 235
§ 6.2. Системы социальной стратификации 240
Рабство 240
Касты 242
Кланы 244
Классы 245
Тендерное неравенство и социальная стратификация 246
§ 6.3. Теории социального неравенства 246
Функционалистская теория стратификации 246
Конфликтологическая теория стратификации 248
§ 6.4. Классовая система современных обществ 250
Социальные классы 250
Стратификация современного российского общества 253
Идентификация социальных классов 257
Значение социальных классов 259
Средний класс 260
Бедность в России 261
Депривация 263
§ 6.5. Социальная мобильность 265
Формы социальной мобильности 265
Социальная мобильность в индустриальных обществах 268
Процессы достижения статуса 269
Глава 7. РАСОВОЕ, ЭТНИЧЕСКОЕ И ТЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО 271
§ 7.1. Расовая и этническая стратификация 271
Расы, этнические группы и меньшинства 271
Предубеждения и дискриминация 274
Политика доминирующей группы 276
Функционалистская и конфликтологическая теории 278
Национально-этнический состав России 280
§ 7.2. Тендерная стратификация 282
Женское меньшинство 282
Тендерные роли и культура 283
Тендерная самоидентификация 285
Тендерные роли в России и западных странах 287
Глава 8. СЕМЬЯ 292
§ 8.1. Структура семьи 292
Роль семьи. 292
Типы семьи 294
Формы брака 297
Функционалистский подход к проблеме семьи 300
Конфликтологический подход к проблеме семьи 302
§ 8.2. Брак и семья в России и США 304
Выбор партнера для брака 304
Детность семьи 307
Статус родителей 308
Работающие матери 309
Насилие, жестокое обращение с детьми и инцест в семье 310
Динамика браков и разводов в России 313
Семьи с неродным отцом или матерью 315
Забота о пожилых 317
§ 8.3. Альтернативные жизненные стили 318
Причины разнообразия жизненных стилей 318
Холостяцкая жизнь 318
Незарегистрированные пары 319
Семьи с родителями-одиночками 321
Глава 9. РЕЛИГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 323
§ 9.1. Религия 323
Священное и просранное 323
Типы религиозных верований и практик 324
Социальные формы организации религии 325
Функции религии 335
Дисфункции религии 339
Конфликтология и функционализм о религии 339
Подтверждение традиции: исламская революция в Иране 342
Изменения в секулярном мире: протестантская этика 343
Возрождение религии в России 345
Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России 350
§ 9.2. Образование 352
Обучение и образование 352
Функционалистский подход к образованию 353
Конфликтология об образовании 355
Образование в современной России 357
§ 9.3. Здравоохранение 367
Функционалистский подход к здравоохранению 367
Конфликтологический подход к здравоохранению. . .- 369
Система здравоохранения 370
Здоровье населения России 372
ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ 376
§ 10.1. Экологическая среда 376
Экосистема 376
Эффекты перенаселения 380
§ 10.2. Народонаселение 381
Рост населения в мире 381
Факторы, влияющие на изменение численности населения 382
Демографические процессы в России 385
Структура населения 390
Мальтус и Маркс 391
Теория демографического перехода 393
Демографическая политика 395
Демографический прогноз численности населения земного шара.... 397
§ 10.3. Городская среда 400
Зарождение и эволюция городов 400
Модели роста городов 405
Российские города 408
Глава 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 413
§ 11.1. Источники социальных изменений 413
Социальные факторы изменений 413
Подходы к изучению социальных изменений. Концепции социального прогресса
416
Модернизация 425
Модернизация и индустриализация 427
Трансформация обществ 428
Социальные изменения в России 435
Социальные изменения в странах третьего мира 438
Мировая система и процессы глобализации 441
§ 11.2. Коллективное поведение 445
Разнообразие моделей коллективного поведения 445
Предпосылки коллективного поведения 451
Объяснения поведения толпы 455
§ 11.3. Социальные движения 458
Типы социальных движений 458
Социальная революция 460
Терроризм 462
Причины социальных движений 464
Социальные проблемы 466
Заключение. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ 469
Изменения в мире 469
Многополярный мир 470
Место России в мировом сообществе 474
Словарь специальных терминов 476
Литература 495
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
Дополните информацию о персоне
Специалист по социальной философии и социологии.
Директор Института по переподготовке и повышению квалификации Южного федерального университета, Директор Южнороссийского филиала Института социологии РАН, Заведующий кафедрой социологии, политологии и права ИППК ЮФУ.
Волков разрабатывает концепцию целостной личности и интегральной природы человека; теорию взаимодействия об-ва и личности в трансформируемом социуме.
Им обосновываются идея гуманистической идеологии, положение о рационализации политики и управления в совр. росс. условиях;
Исследуется процесс форм-ия ценностных ориентации населения в переходный период, а также факторы оптимального функционирования новых образовательных ин-тов.
Всего более 150 трудов, ряд работ переведен на английский, немецкий и сербский языки. Опубликовано более 10 учебников и учебных пособий с грифом Минобразования РФ.
М.: 2012. - 400 с.
В учебнике, написанном в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по направлению "Социология" (квалификация - магистр
социологии), рассматриваются роль социологии в обеспечении познания
общественных явлений и научной ориентации практической деятельности,
социальная реальность с позиций социологических подходов,
относящихся к явлениям политической жизни и управленческой
деятельности, на основе концептуальных положений. Для магистрантов
(магистерские программы "Методология современного социального
познания", "Социология управления", "Социология политики и
международных отношений"), аспирантов, соискателей (подготовки к
экзамену кандидатского минимума), а также преподавателей высших
учебных заведений.
Формат: pdf
Размер: 1,6 Мб
Смотреть, скачать: yandex.disk
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПОЗНАНИЮ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ 14
1.1. Базисные и производные проявления социальности и их отражение в
категориях социологической науки 15
1.2. Социальные системы и современные подходы к анализу социальной
структуры общества 46
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТРУДА 66
2.1. Сущность труда. Современная концепция 66
2.2. Социологические аспекты разделения труда, его содержания и
характера 84
2.3. Институциональные формы организации коллективного труда и трудовая
среда 124
2.4. Формирование субъекта трудовой деятельности и его включение в эту
деятельность 151
2.5. Отношение работников к труду. Трудовое поведение 179
2.6. Социальная мобильность в сфере труда 204
3. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ 214
3.1. Социальное взаимодействие и политика 218
3.2. Социологический анализ связей политики с экономической и духовной
сферами общественной жизни 248
3.3. Взаимодействие власти и человека 264
4. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 291
4.1. Управление как вид социальной деятельности, необходимость
повышения его научного уровня в современных условиях 291
4.2. Специфика социологического подхода к анализу управления в
общественных системах 316
4.3. Социальное управление как вид управленческой деятельности в
обществе 334
5. САМОУПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ СИСТЕМАХ 367
5.1. Самоуправление как системный механизм и социальный институт.
Сущность и основные признаки 367
5.2. Проблемы становления местного самоуправления в современной России
382
ЛИТЕРАТУРА 395
ВВЕДЕНИЕ
Теперь уже вряд ли требуется приводить пространные доказательства в
обоснование того, что социология - это не эмпирическая прикладная
дисциплина или, более того, совокупность эмпирических методов
исследования общественных явлений, как официально считалось сравнительно
недавно, а что это прежде всего теоретическая наука. Ее смысл и главная
значимость в том, чтобы давать теоретическое объяснение сущности,
структуры, взаимозависимости и т. д. общественных явлений - от
простейших типа эпизодических социальных контактов до самых
крупномасштабных и сложных, вплоть до строения и закономерностей
функционирования и развития общества в целом.
Правда, при этом возникает вопрос, который, хотя и затрагивался
многократно в научной литературе, остается пока не имеющим до конца
убедительного разъяснения: как соотносится социология, претендующая на
рассмотрение под каким-то своим углом зрения широчайшего круга
общественных явлений, относящихся к самым разным сферам жизни общества,
с науками, специально предназначенными для изучения различных по своей
природе, по "принадлежности" к той или иной из этих сфер явлений, -
экономических, политических и др. Иначе говоря, какова роль социологии в
теоретическом осмыслении этих явлений, специально изучаемых
экономической наукой, политологией и т. д., в чем заключается тот
специфический угол зрения в подходе к ним, который присущ социологии. Не
ставя целью дать исчерпывающую трактовку по этому довольно не простому и
дискуссионному вопросу, что не входит в круг задач настоящего
исследования и требует самостоятельного и весьма обстоятельного
рассмотрения, выскажем лишь некоторые исходные положения, на которые
опирается подход настоящего исследования к кругу проблем, отобранных в
качестве его предмета.
Первое, из чего мы будем исходить, - широко распространенное в
отечественном обществоведении, хотя и не являющееся общепризнанным, а
потому дискуссионное представление, что в общественной жизни можно
вычленить четыре основные - социальные, используя понятие, мало
применяемое у нас, но распространенное в мировой социологии, - сферы:
экономическую, социальную, политическую и сферу духовной жизни.
Следовательно, социальные явления, отношения и т. д. не являются просто
выражением каких-то особых "аспектов", характеристик экономических,
политических, духовных явлений, как считают некоторые ученые, а образуют
в своем системном единстве особую сферу общественной жизни - социальную,
находящуюся "в одном ряду" с тремя другими названными социальными
сферами. К этому, однако, следует добавить положение, к сожалению, не
учитываемое авторами, даже исходящими из указанного и вполне
разделяемого нами представления, что названные социетальные сферы не
следует смешивать с системой также различных областей человеческой
деятельности: производственной, потребительской, бытовой, досуговой и
др. В отдельных случаях одним и тем же понятием, в частности термином
"политическая", обозначаются и определенная область жизнедеятельности
общества, и одна из социальных сфер. Но даже и здесь можно выявить
несовпадение обозначаемых этим одним словом областей реальности.
noks-kuhni.ru - Отделка и декор - Информационный сайт