Сообщение о николае гастелло. Украденный подвиг. Мифический Гастелло и реальный Пресайзен. Памятник Николаю Гастелло в Уфе

Советский военный летчик. Участвовал в сражениях на Халхин-Голе (1939 г.), в Финской войне (1939-1940 гг.), первых сражениях Великой Отечественной войны. Погиб в бою 26 июня 1941 г. Посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Детство. Отрочество. Юность

Его отца звали Францем Павловичем Гастылло. Родом он был из Белоруссии из деревни Плужины. В 1900 г. Франц Павлович отправляется на заработки в . Вскоре его фамилия изменилась на Гастелло, возможно потому, что в таком виде она лучше воспринималась на новом месте жительства. Работал Франц Павлович в литейных мастерских при Казанской железной дороге.

В 1907 г. 6 мая (по новому стилю) супруга Франца Павловича - Анастасия Семенова, родила сына Николая. В 1914 г. Коля Гастелло поступает в 3-е Сокольническое городское мужское училище имени . В 1918 г. он, как и многие другие московские школьники, был эвакуирован в по причине начавшегося голода. Работать юноша начал в 1923 г. как ученик столяра. В 1924 г., после переезда семьи в , Николай Гастелло устроился слесарем на Паровозостроительный завод имени , где работал и его отец. К этому времени он закончил школу. В 1925 г. вступил в комсомол. А в 1928 г. стал членом ВКП(б). После возвращения семьи в Москву в 1930 г. трудовая биография Николая продолжилась на Первом государственном механическом заводе строительных машин имени 1 Мая.

Военный летчик

Весной 1932 г. Гастелло был направлен Московским комитетом партии по специальному набору в 11-е Луганское летное училище. Закончив обучение в декабре 1933-го, Николай сам попросил определить его именно в бомбардировочную авиацию.

Сначала Николай Гастелло получил назначение в 21-ю тяжелобомбардировочную авиационную бригаду, базировавшуюся в городе . Там он летает в составе 82-й эскадрильи. В 1938 г. происходит реорганизация части. Николая Францевича Гастелло переводят в 1-й тяжелобомбардировочный авиаполк. В мае 1939 г. он становится командиром звена. В этом качестве Гастелло участвует в боях под Халхин-Голом. Там он сражался в составе эскадрильи из своего полка, переданной в 150-ый скоростной бомбардировочный полк.

В одном полку с Гастелло служил и Михаил Анисимович Ююкин. Это был первый летчик, совершивший таран наземной цели в августе 1939 г. После возникновения «легенды о Гастелло» появились слухи о том, что Гастелло был штурманом в экипаже Ююкина, когда тот совершал свой подвиг. Однако это не так. Известно, что штурмана М. А. Ююкина звали Александр Морковкин. Он действительно спасся, выпрыгнув с парашютом перед самым тараном.

В 1940 г. Николай Гастелло принимает участие в Финской войне, потом в освободительном походе в Бессарабию и Северную Буковину. В этом же году он становится заместителем командира эскадрильи и получает звание капитана.

Весной 1941 г. Гастелло осваивает новый самолет. ДБ-3Ф, позже получивший название Ил-4, был на тот момент новейшей машиной. На таких самолетах советские авиаторы будут воевать еще в 1945 г. Те, кому будет суждено выжить.

В мае 1941 г. Николай Гастелло получил новое назначение - командир 4-й эскадрильи в составе 207-го дальнебомбардировочного авиаполка. Его новая воинская часть базировалась под в авиагородке . Летчику предстояло встретить Великую Отечественною войну в небе над Белоруссией. На направлении главного удара врага.

Дни свинцовых бурь

22 июня началась Великая Отечественная. Трагическое развитие событий заставило Красную Армию с первых же дней использовать свою дальнебомбардировочную авиацию для атак против наступающих немецких войск. Снова и снова самолеты, предназначенные для бомбежек объектов, расположенных глубоко в тылу, прорывались к наступающим немецким колоннам. Вражеские войска были надежно прикрыты зенитной артиллерией. В воздухе господствовали немецкие истребители. Выполняя боевые задания, бесстрашные экипажи советских самолетов прорывались к целям сквозь настоящие свинцовые бури.

Согласно воспоминаниям однополчанина Гастелло, Николая Лобанова, в первые же часы войны бомбардировщики под командованием капитана Гастелло атаковали немецкие войска в районе Брестской крепости. Сразу после этого их, в свою очередь, атаковали немецкие истребители. Самолет капитана Гастелло был подбит и получил серьезные повреждения. Командование приказало по радио покинуть машину. Однако штурман самолета был ранен и не смог бы выпрыгнуть с парашютом. Поэтому командир Гастелло принял самостоятельное решение: привести подбитый самолет обратно на аэродром. Ему удалось довести и посадить машину и сохранить жизнь его экипажу. По другой версии это произошло 24 июня под Ошмянами.

Вновь капитан Гастелло проявил себя как настоящий герой уже 24 июня. Аэродром, на котором находился самолет Гастелло, был атакован немецким Ю-88. При этом сам Николай находился в тот момент на аэродроме. Не растерявшись, он заскочил в свой самолет и открыл огонь из бортового пулемета по заходившему на новую атаку врагу. Ю-88 был подбит, его экипаж совершил вынужденную посадку и оказался в плену. Согласно воспоминаниям очевидцев, командир немецкого самолета, опытный летчик, прошедший с боями всю Европу и имевший высокие боевые награды, был чрезвычайно растерян тем, что его сбили уже на третий день войны с Советским Союзом. Капитана Гастелло представили к правительственной награде, но он так и не успел ее получить…

Другим летчикам из полка Гастелло везло меньше. В этот же день 24 июня все уцелевшие самолеты полка пришлось сводить в две эскадрильи. Николай был назначен командиром 2-й эскадрильи.

Шел лишь пятый день войны…

26 июня во второй половине дня звено бомбардировщиков ДБ-3Ф во главе с Гастелло вылетело для нанесения удара по наступающим на Минск немецким войскам в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Вместе с капитаном Гастелло, в одном экипаже в тот бой отправились лейтенанты Анатолий Бурденок и Григорий Скоробогатый, сержант Алексей Калинин. Второй самолет в звене шел под командованием старшего лейтенанта Федора Воробьева и штурмана лейтенанта Арсения Рыбаса. Имена других членов экипажа не известны. Необходимо отметить, что в том районе действовали и другие самолеты двух дальнебомбардировочных полков. В том числе утром из боевого вылета в этот же район не вернулся экипаж командира первой эскадрильи А. Маслова.

Самолет капитана Гастелло с задания не вернулся. Согласно рапорту Воробьева и Рыбаса бомбардировщик Гастелло был подбит и объятый пламенем совершил таран вражеской механизированной колонны. Была также получена информация о том, что крестьяне из деревни Дешканы похоронили останки членов экипажа, совершившего таран.

Легенда о Гастелло родилась 5 июля 1941 г., когда в советской прессе впервые была изложена официальная версия событий. 25 июля Гастелло был представлен к посмертному награждению званием Героя Советского Союза. Уже на следующий день капитану было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Золотой Звезды и Ордена Ленина.

Первый таран наземной цели в первый же день Великой Отечественной войны - 22 июня, был совершен советским летчиком П. С. Чиркиным, но именно подвиг Гастелло стал известен всему Советскому Союзу и нашел широкое отражение и в народной памяти, и в искусстве. Летчики, совершившие «огненные тараны» - тараны на уже поврежденных машинах, получали название «гастелловцы». Всего, по данным большинства источников, за время войны советскими летчиками было совершено 605 таранов наземных целей.

Другие члены экипажа Гастелло, к сожалению, были забыты историей на длительный промежуток времени. Это послужило причиной распространения версии о том, что Гастелло в одиночку совершил таран на истребителе. Так этот подвиг изображался в ряде произведений, например - в пьесе «Гастелло» И. В. Штока. Только в 1958 г. Н. Г. Скоробогатого, А. А. Калинина и А. А. Бурденюка посмертно наградили орденами Отечественной войны I Степени.

Самому Гастелло было поставлено несколько памятников. На здании московской школы, где он учился, установили мемориальную доску. Именем капитана Гастелло назывались заводы и фабрики, колхозы и совхозы, улицы и пионерские дружины, шахта №30 в городе Пермской области и теплоход. Его навечно занесли в список личного состава одного из авиационных полков.

Конец легенды?

В 1951 г. была проведена эксгумация предполагаемого погребения Николая Гастелло, и там были обнаружены останки и личные вещи Александра Спиридоновича Маслова и стрелка-радиста из экипажа Маслова - Григория Васильевича Реутова. Эту информацию было решено скрыть. На месте катастрофы был сооружен монумент, посвященный подвигу Гастелло.

Когда началась эпоха гласности, информация о найденных останках экипажа Маслова стала достоянием общественности. Возникла версия, что на самом деле таран был совершен самолетом Маслова. В 1996 г. Маслову и членам его экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации. Расположение обломков самолета в стороне от шоссе послужило причиной появления слухов о том, что самолет таранил не автоколонну, а зенитную батарею или, возможно, все-таки колонну, но заправлявшуюся в стороне от дороги.

С версией о том, что таран был совершен экипажем Маслова, не согласен ряд исследователей, включая сына Николя Гастелло, полковника в отставке Виктора Гастелло. Они полагают, что именно то, что останки экипажа Маслова сохранились, исключает версию тарана или, по крайней мере, свидетельствует о том, что Маслов промахнулся. Кроме того, звено Маслова вело бой в этих местах несколькими часами ранее, а, следовательно, его таран не мог быть отражен в рапорте Воробьева и Рыбаса. Есть сведения о том, что советское командование послало на следующий день на место происшествия самолет-разведчик, который сфотографировал воронку от взрыва, окруженную сгоревшей вражеской техникой. Впрочем, согласно другим показаниям этот взрыв мог быть произведен бомбами, сброшенными с самолета непосредственно перед столкновением.

Возникло предположение, что на самом деле самолет Гастелло разбился в болоте около села Мацки в том же районе. Крестьяне, осматривавшие место падения, сообщили, что там было найдено обгорелое тело летчика, при котором обнаружили обрывок письма, адресованного Скоробогатой, вероятно, жене лейтенанта Скоробогатого. Там же находился медальон с инициалами А. А. К. Такие инициалы имел один из членов экипажа Гастелло - Алексей Александрович Калинин.

Еще одним косвенным свидетельством того, что в болото упал именно самолет Гастелло, служит обнаруженная там же бирка от двигателя М-87Б с выбитым серийным номером №87844. Эту версию отстаивал исследователь Эдуард Харитонов. Более того, основываясь на свидетельских показаниях, что из самолета перед его падением выпрыгнул один из летчиков, которого, по-видимому, схватили немцы, исследователь предположил, что это якобы мог быть сам капитан Гастелло. Остается загадкой, однако, из какого самолета выпрыгнул летчик: из погибшего у шоссе Молодчено - Радошковичи или из упавшего у деревни Мацки?

В этот же трагический день из боя не вернулось 15 самолетов, действовавших в районе Реутово. Упавший в болото самолет теоретически мог быть почти любым из них. Ряд историков выражает серьезные сомнения в том, что настоящий обрывок письма мог сохраниться в условиях болота. Непонятно также и кто, когда и как проводил экспертизу медальона, на котором прочли инициалы А. А. К. Что же касается бирки от двигателя, то, если это свидетельство соответствует действительности, оно показывает лишь то, что над болотом пролетал поврежденный самолет Гастелло, а не то, что он там разбился.

Погибший у деревни Мацки самолет, кому бы он ни принадлежал, по показаниям свидетелей событий действовал геройски. По рассказам очевидцев экипаж уже загоревшегося самолета продолжал обстреливать из пулеметов немецкие автомашины. Было выведено из строя 12 машин, включая штабной автобус. Кроме того, в момент падения самолет летел в сторону деревни Мацки, где концентрировались немецкие войска. Это заставляет предположить, что он шел на таран.

Обе версии гибели Гастелло - и классическая, и альтернативная, говорят о героической гибели самолета под его командованием. Вероятно, не столь уж важны подробности самых последних минут его жизни, главное, что его подвиг останется в веках.

Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна Вострышев Михаил Иванович

Николай Гастелло (1907–1941)

Николай Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Его отец Франц Павлович Гастылло, немец, родом из деревни Плужины в Белоруссии, в 1900 году пришел на заработки в Москву. Здесь его фамилию стали произносить на московский манер – Гастелло. Работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать – Анастасия Семеновна Гастелло, урожденная Кутузова, русская, была белошвейкой.

В 1914–1918 годах Николай Гастелло учился в 3?м Сокольническом городском мужском училище (ныне школа имени А. С. Пушкина). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году возвращается в Москву, где вновь учится в школе.

Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Николай оканчивает школу. В 1930 году семья возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1?го Мая. В 1930–1932 годах живет в подмосковном поселке Хлебниково.

Удивительно – человек, командовавший эскадрильей сказочных, быстрых бомбардировщиков, остался таким же московским рабочим, какими были все родные его. У него имелся большой набор слесарных инструментов, и всюду он возил с собой паяльники, пилы, стамески, молотки, напильники. Все знали, что у Гастелло можно достать любой инструмент, и часто командиры, такие же рабочие, как и он, ходили к нему занять паяльную лампу либо какую-нибудь иную слесарную снасть.

В мае 1932 года Николай Гастелло по специальному набору призван в Красную Армию и отправлен на учебу в 11?ю военную авиационную школу пилотов в город Луганск. Учебу окончил в декабре 1933 года и начал служить в 82?й эскадрилье 21?й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базировавшейся в городе Ростове-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ?3, Николай с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет.

Сестра Нина Гастелло вспоминала: «Курсантом приезжал он домой на побывку, в военной форме с голубыми петлицами, стройный, интересный. Мне было очень приятно пройтись с братом по московским улицам, на нас обращали внимание, девушки посматривали нам вслед. Не раз была у него в Ростове-на-Дону. Он здесь служил, был командиром. В моей памяти он таким и остался – веселым, красивым. Вернется из полета усталый, но всегда улыбнется, обязательно какую-нибудь смешную историю расскажет».

В 1938 году в результате реорганизации воинской части Гастелло оказался в 1?м тяжелобомбардировочном авиационном полку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе (Монголия) в составе 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана его эскадрилья. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 годов.

Осенью 1940 года его авиационная часть перебазируется в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском.

В 1940 году Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года он прошел переподготовку и освоил самолет ДБ?3ф (Ил?4).

Для капитана Гастелло война началась 22 июня 1941 года в 5 часов утра. Вылетев со своего аэродрома в районе Смоленска, самолеты пошли на запад на бомбежку гитлеровских войск. На третий день войны, когда экипажи на стоянках самолетов изучали боевое задание, над аэродромом появился немецкий разведчик «Юнкерс?88». Выпустив шасси, будто собирается сесть, он промчался на малой высоте и обстрелял советские бомбардировщики. Уверенный в своей безнаказанности, фашист решил повторить заход. Но просчитался. Николай Гастелло под пулями бросился в кабину своего самолета и метким огнем из крупнокалиберного пулемета подбил гитлеровца. Перепуганный экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома и был взят в плен.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ?3ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на белорусской дороге Молодечно – Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнем немецкой зенитной артиллерии самолет был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран – направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Через день газета авиационной части, в которой служил герой, сообщала: «На землю сверкающей ракетой падал смертельно раненный самолет Гастелло. Он направил свой гибнущий, превращенный в огненный факел самолет в самый центр скопления вражеских танков. Огромное пламя охватило все кругом… Какую же надо иметь силу воли, чтобы в предсмертное мгновение оказаться достойным такого подвига… Так до последней минуты, не выпуская из полусожженных рук рычаги управления, с честью выполнил товарищ Гастелло ту самую клятву, которую когда-то он дал перед лицом любимой страны – своей Родины».

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года Н. Ф. Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Гастелло повторил подвиг военкома 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка М. А. Ююкина, совершенный на глазах Николая в Монголии в августе 1939 года.

На месте подвига экипажа Гастелло в Белоруссии, близ Радошковичей на шоссе Минск – Вильнюс, был установлен памятник-мемориал погибшему экипажу. Его имя носят улицы в Москве (бывшая 3?я Сокольническая улица) и во многих других городах России, поселки в Магаданской и Сахалинской областях.

Знаменитый «огненный таран». Советский плакат

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Положение об Охранных отделениях9 февраля 1907 года Секретно§1В тех местностях Империи, где представляется необходимым создание отдельных розыскных органов, негласные расследования по делам о государственных преступлениях возлагаются на особо назначаемых для этой

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Инструкция по организации наружного (филерского) наблюдения, 1907 г. Совершенно секретно§1Для несения наружной наблюдательной (филерской) службы выбираются строевые запасные нижние чины, предпочтительно унтер-офицерского звания, не старше 30 лет. Преимущество, при

Из книги Мифы Великой Отечественной - 1-2 [военно-исторический сборник] автора Исаев Алексей Валерьевич

Николай Гастелло и «огненный таран» В июне 1941 года во время нанесения удара по немецкой танковой колонне на участке дороги Молодечно - Радошковичи (Беларусь) командир эскадрильи 207-го авиаполка капитан Николай Гастелло и его экипаж совершили подвиг, навсегда оставшийся

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора

Матросовы и Гастелло Десятого декабря 1941 г. в морском бою японцами был сбит бомбардировщик В-17, который пилотировал капитан Колин Келли. Это был первый бомбардировщик такого типа, потерянный в бою, в отличие от В-17, уничтоженных в Перл-Харборе и на Филиппинах. Во время

Из книги Воздушная война над СССР. 1941 автора Корнюхин Геннадий Васильевич

9. 1907-й решающий Установка механизмов и получение артиллерии всегда (вместе с установкой брони) знаменовали предстоящую готовность корабля к сдаточным испытаниям. Первыми 8-дм пушки для “Адмирала Макарова” Обуховский завод обещал изготовить 15 сентября 1906 г., а станки к

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

Гастелло Николай Францевич Подобно Валерию Чкалову и Борису Сафонову, в памяти сослуживцев Николай Гастелло навсегда остался поистине Человеком с большой буквы, с широкой русской душой и «золотыми» руками. Его боевая карьера в Великой Отечественной войне оказалась

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

46. В кампании 1907 г. Обстоятельные экзамены по пяти предметам перед представительной из 47 человек комиссией во главе с контр-адмиралом Н. А. Матусевичем (1852-1912) обнаружили в большинстве ответственное отношение гардемаринов к задачам возрождения флота. Только 9 из 151

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Ингушско-осетинский конфликт 1907 года Также напряженными были отношения чеченцев и ингушей с их кавказскими соседями. Особенно неблагоприятно они складывались между ингушами и осетинами. 23 мая 1907 года на межнациональной почве в осетинском селении Ольгинское произошло

Из книги Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна автора Вострышев Михаил Иванович

1907 А.Н. Лаврищев на пресс-конференции в Женеве. 20 августа 1955 г. См.: Laurence W. L. Secrecy is Eased as Atomic Parley in Geneva Closes// New York Times. August 21, 1955. P.

Из книги Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879-1945 гг.) автора Патянин Сергей Владимирович

Андрей Кижеватов (1907–1941) Начальник пограничной заставы, погибший 29 июня 1941 года, возглавляя оборону Брестской крепости Андрей Митрофанович Кижеватов родился 7 (20) августа 1907 года в мордовском селе Селикса под Пензой. Окончил сельскую школу и работал

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

3. Эскадренные миноносцы (1907-1926 гг.) Эскадренные миноносцы типа “Умикадзе” Водоизмещение: нормальное 1150 т, полное 1500 т. Длина 98,3 м (97,6 по BJ1). Ширина 8,6 м. Осадка 2,78 м. Механизмы: 8 котлов “Кампон”, 3 ПТУ “Парсонс”. Мощность и скорость: 20500 л.с., 33 уз. Запас топлива: 250 т угля + 180 т

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Savage 1907 Самозарядный пистолет Сэведж во многом открыл новую эпоху в личном короткоствольном оружии. Скорострельный, точный и компактный, созданный для скрытого ношения, на момент своего создания он обладал наибольшей скорострельностью из всех компактных самозарядных

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

1907 МИРФ. Ч. 6. С. 377.

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

1907 -1910 гг. В Эскадре Средиземного моря 1907 год. 1 января произошла значительная реорганизация “Морской Армии”: было принято решение базировать на Брест только одну “лёгкую эскадру”, состоящую из броненосных крейсеров. Во исполнение это-го, оба броненосных дивизиона 7

Из книги Черноморский Подплав. 1907–1935 автора Бойко Владимир Николаевич

1907 Кирсанов Н.А., Дробязко С.И. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: Национальные добровольческие формирования по разные стороны фронта // ОИ. 2001. №6. С.

Из книги автора

Подводные лодки Черноморского флота 1907-1935 Подводная лодка «Скат» В марте 1904 года заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец. 31 мая 1904 года Высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». 5 июня

Николаю Гастелло было суждено совершить бессмертный подвиг, который остался в памяти народа. Николай родился в Москве в 1907 году. Его отец был родом из Белоруссии. В 16 лет Николай стал работать, а спустя пять лет получил партийный билет. В 1932 году был призван в Красную армию. Определили его быть пилотом. Обучение будущий герой проходил в Луганской авиашколе, после отправился на службу в 82-ую тяжелобомбардировочную эскадрилью. Летал Гастелло на четырехмоторном самолете модели ТБ-3.

Николай участвовал в конфликте на Халхин-Голе и советско-финской войне в составе 1-ого тяжелобомбардировочного авиаполка. Незадолго до начала войны с Германией, он получил звание капитана и стал командиром эскадрильи 207-ого дальнебомбардировочного авиаполка, в ведении которого находились бомбардировщики модели БД-3ф.

Проявить себя, Николаю было суждено уже на третий день войны. Находясь на аэродроме, капитан сбил из пулемета немецкий самолет «Юнкерс-88». Но главный подвиг в жизни Николая был впереди.

26 июня 1941 года экипаж ДБ-3ф состоящий из Анатолия Бурденюка, Григория Скоробогатого и Алексея Калинина вышел на боевое задание. Командовал самолетом капитан Гастелло. Летчикам предстояло бомбить немецкую колонну на дороге Молодечно-Радошковичи. Вскоре летчики заметили врага, отбомбившись, самолет взял курс на базу, как вдруг в машину попала зенитная немецкая ракета. У команды был шанс спастись, но ребята решили сделать по-другому. Горящий самолет, Гастелло и его товарищи отправили на колонну немецкой техники… Врагу был нанесен серьезный урон.

О подвиге советских солдат впервые сообщила газета «Правда». За проявленный героизм и мужество Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. Остальные члены команды бомбардировщика получили посмертно ордена Великой Отечественной войны 1-ой степени.

После войны историки выяснили, что экипаж Гастелло был не первым совершившим «огненный таран». Оказалось, что в первый же день начала войны 22 июня лейтенант Чиркин, командующий истребителем, направил свой горящий самолет на колонну танков. «Огненные тараны» не были редкостью среди русских летчиков во время Второй Мировой войны. На следующий день после подвига Гастелло, лейтенант Тарасов отправил свой горящий бомбардировщик на мотоколонну немцев. 29-ого июля подобным способом танковую колонну уничтожил лейтенант Пресайзен, а 4-ого июля капитан Михайлов.

За годы войны , советские летчики совершили 506 «огненных тарана», 50 из них получили звание Героя Советского Союза. Остальные посмертно награждались орденами. Историкам известно о 6-ти случаях «огненных таранов», при исполнении которых летчики оставались живы.

Имя Николая Гастелло получило широкую известность. Именем смелого летчика названы улицы во многих городах и населенных пунктах бывшего СССР. Памятники герою установлены в Москве , Муроме , Ростове-на-Дону и Уфе.

Биография

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из деревни Плужины (сейчас Кареличский р-н Гродненской обл., Белоруссия); в 1900 году пришёл на заработки в Москву (где его фамилию стали произносить на московский манер - «Гастелло»), работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге .

Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия ), русская, была белошвейкой.

В 1914-1918 годах Николай Гастелло учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром , где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Ф. Гастелло оканчивает школу (ныне - школа № 33 ). В 1928 году вступил в ВКП(б) . В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930-1932 годах Н. Ф. Гастелло жил в пос. Хлебниково .

Служба в рядах Красной Армии

  • В мае 1932 по специальному набору призван в Красную Армию . Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • Учёба в XI военной авиационной школе пилотов (май 1932 - декабрь 1933)
  • Служба в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базирующейся в г. Ростов-на-Дону (1933-1938). Начав летать правым лётчиком на бомбардировщике ТБ-3 , Н. Ф. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолёт

Гибель

Подвиг Гастелло: версии и факты

Почтовая марка, посвящённая подвигу Н. Ф. Гастелло . Обычная почта, 30 коп.

Официальная версия

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело . Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя.

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда » 10 июля 1941 года.

На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя…

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, - 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

Согласно свидетельским показаниям местных жителей села Мацки, один человек из предполагаемого подлинного самолёта Гастелло выбросился с парашютом с крыла падающего самолёта и был захвачен немцами. Показания местного жителя подтверждаются документом «Список безвозвратных потерь начальствующего и рядового состава 42-й авиадивизии с 22.06 по 28.06.41 г.» за подписью начальника отдела строевой части старшины Бокова. В конце перечисленных поимённо членов экипажа Гастелло приписка: «Один человек из этого экипажа выпрыгнул с парашютом, кто - неизвестно». В то же время не ясно, откуда появилась эта информация, ведь в рапорте Воробьёва и Рыбаса этот момент не отражён, а жители села Мацки были уже на оккупированной территории. Конструктивной особенностью бомбардировщика ДБ-3ф является то, что с крыла прыгать может только пилот. Это дало сторонникам альтернативной версии повод утверждать, что Гастелло бросил гибнущий борт и экипаж ради собственного спасения. Однако, строго говоря, не вполне ясно даже, из какого самолёта выпрыгнул парашютист, о котором идёт речь в документе, подписанном Боковым (не говоря уже о том, что свидетели могли ошибиться в своих наблюдениях на предмет того, что прыжок был именно с крыла) - из машины, принятой впоследствии за машину Гастелло (то есть самолёта Маслова) или действительно из самолёта Гастелло. Стоит также отметить, что Гастелло, по-видимому, действительно пытался направить свой самолёт на расположение врага - иначе трудно объяснить, зачем его ДБ-3ф совершил разворот обратно на д. Мацки (а там как раз находилась немецкая воинская часть) .

Высказывается предположение , что из двух одинаково вероятных в тот момент кандидатов на подвиг был выбран именно Гастелло по нескольким соображениям:

  • он был этническим белорусом;
  • его экипаж был интернациональным: Бурденюк - украинец, Калинин - ненец, Скоробогатый - русский;
  • на его счету уже был сбитый «Юнкерс-88 »;
  • во время боёв на реке Халхин-Гол в 1939 году он служил в одном полку вместе с батальонным комиссаром М. А. Ююкиным , который впервые в авиации совершил таран наземной цели; по некоторым сведениям, Н. Ф. Гастелло был штурманом на бомбардировщике Ююкина во время тарана (эта версия ошибочна, она не подтверждается основными исследователями жизни Н. Ф. Гастелло, в том числе и его сыном Виктором Гастелло) .

Впрочем, версия о том, что осуществлялся некий «выбор» между Гастелло и Масловым на роль «героя», маловероятна: героическая гибель Гастелло была отражена в рапортах Воробьёва и Рыбаса, в то время как свидетельств крушения самолёта Маслова не было, он считался «пропавшим без вести».

Критика альтернативной версии

Ряд исследователей (прежде всего, сын Н. Ф. Гастелло - полковник в отставке Виктор Гастелло) подвергают сомнению факты, на которых построена альтернативная версия и отвергают её как полностью несостоятельную. По их мнению:

  • показания Воробьева и Рыбаса являются главным и неопровержимым свидетельством подвига Гастелло;
  • доказательства того, что упавший в Мацковском болоте самолёт пилотировался Гастелло, несостоятельны;
  • обнаруженные останки Маслова и его экипажа свидетельствуют о том, что его самолёт не совершал таран, а врезался в землю на «бреющем» полёте (возможна и другая версия - Маслов попытался таранить вражескую колонну, но промахнулся; косвенным подтверждением такой гипотезы является обнаружение обломков самолета Маслова на небольшом - всего 170-180 метров - расстоянии от дороги)
  • отсутствие останков Гастелло свидетельствует о том, что он действительно совершил «огненный таран»; в результате взрыва колонны с горючим и боеприпасами ни самолёт, ни останки экипажа невозможно идентифицировать.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать следующие:

  • самолёты Гастелло и Маслова потерпели крушение во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года;
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Ф. Гастелло, на самом деле является местом гибели самолёта Маслова.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло - старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й ДБАП в сентябре 1941 года расформирован, многие документы авиаполка были утрачены как в ходе Великой Отечественной войны , так и в послевоенное время.

Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны , так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Анисимович Ююкин 5 августа 1939 года во время боёв на реке Халхин-Гол ; если же брать все «огненные тараны» - как наземных, так и морских целей - то первый такой таран совершил китайский лётчик Шен Чангхай 19 августа 1937 года. Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Д. В. Кокорев 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 15 минут (длительное время автором первого тарана в истории Великой Отечественной считался И. И. Иванов , но на самом деле он совершил свой таран на 10 минут позже Кокорева) . Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик П. С. Чиркин 22 июня 1941 года. Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги. Гастелло совершил свой подвиг в одиночку Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Ф. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались. Гастелло совершил таран, управляя истребителем Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. В. Штока , 1947 год), в которых Н. Ф. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе. Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности точно известно имя и фамилия штурмана М. А. Ююкина - Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Память

  • Н. Ф. Гастелло был навечно зачислен в списки второй эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Краснознаменного военно-транспортного полка.
  • Драматург Исидор Владимирович Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
  • Гастелло - посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
  • Им. Гастелло - прииск в Тенькинском районе Магаданской области

Имя Гастелло носят улицы во многих городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана, в том числе в Харькове, Липецке , Москве , Санкт-Петербурге , Красноярске, Кулебаках, Самаре , Улан-Удэ , Сочи , Владикавказе, Минске, Новоалтайске, Дзержинске, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Комсомольске-на-Амуре, Волгограде, Батайске. Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • на шоссе Минск - Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
  • в Луганске (на территории бывш. Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов)
  • в пгт. Радошковичи , в сквере на площади, носящей его имя
  • в пос. Хлебниково (ныне - территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
  • в г. Чойбалсан , Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику - участнику боёв на Халхин-Голе
  • в г. Одессе (Украина) на улице, носящей его имя, расположена школа № 31 им. Н. Гастелло. Напротив школы, в небольшом сквере, памятник Николаю Гастелло.
  • в Омской области, на территории детского оздоровительного лагеря им. капитана Гастелло.
  • в г. Фергане Узбекской ССР на территории полка Военно-транспортной авиации , носящей имя Гастелло, был установлен памятник.

В г. Уфе есть стадион, названный в честь Н. Ф. Гастелло. В г. Кызыле есть парк культуры и отдыха имени Н. Ф. Гастелло. В г. Хабаровске в честь героя назван сквер. В Белоруссии (Минская область г.п Зеленое) есть детский оздоровительный лагерь им. Н. Ф. Гастелло

См. также

  • Список авиаторов, совершивших огненный таран в годы Великой Отечественной войны

Примечания

  1. Наградной лист в электронном банке документов «Подвиг Народа » (архивные материалы ЦАМО , ф. 33 , оп. 793756 , д. 10 , л. 278-280 )
  2. В некоторых источниках ошибочно называется д. Пружаны .
  3. Скрипко Н. С. Капитан Гастелло // По целям ближним и дальним. - М .: Воениздат, 1981. - С. 81.
  4. . REGNUM (19 июня 2006). Архивировано из первоисточника 25 июня 2012.
  5. Ныне - территория г. Долгопрудный
  6. Сводка Советского Информбюро. 5 июля 1941 года
  7. Сохранена орфография источника
  8. П. Павленко, П. Крылов. Капитан Гастелло // Правда : газета. - 1941. - № от 10 июля.
  9. Генерал-майор авиации Е. И. Копышев : «Защитим правду о Победе в Великой Отечественной войне!»
  10. Побратимы Николая Гастелло
  11. Зайцев А. Д. Оружие сильных духом. - Монино, 1984.
  12. Роман Ларинцев и др. На таран! // Авиация и Время . - 2003. - № 5. - С. 25.
  13. , с. 229
  14. Письмо было утрачено
  15. Игорь А. Гуляс Фрагменты боевого применения Ил-4 // Авиация и Время . - Киев, 1998. - № 1. - С. 18.
  16. Антон Сидоренко . Где вы, капитан Гастелло?
  17. , с. 228
  18. Игорь Гуляс. Победы советских лётчиков первого дня войны.
  19. Сайт «Воздушный таран» (См. Статистика за 22.06.41.)

История - это правда, которая становится ложью. Миф - это ложь, которая становится правдой. Мировая история в изобилии наполнена такой ложью, которую многие принимают за правду. Мы попытаемся представить Вам на суд несколько подобных примеров, которые мы принимаем за мифы. А мифы ли они в действительности - решать уже Вам.

Подвиг Гастелло

Без сомнения, все в школе проходили историю об огненном таране вражеской танковой колонны, о единогласном решении героического экипажа направить горящий самолет на вражескую колонну. Именем Гастелло назывались колхозы и пионерские дружины, заводы и корабли. Для СССР - это легендарное имя.

Герой

Отец Николая Гастелло Франц Гастыло перебрался в Москву в начале прошлого века из Белоруссии. Устроился на работу на литейном заводе Московско-Казанской железной дороги. Чтобы придать вид благородству происхождения, сменил незвучную фамилию Гастыло на более выразительное - Гастелло. 26 апреля (6 мая) 1907 года родился мальчик, назвали его Николай. С 1914 по 1918 год учился в Сокольническом городском мужском училище. Из-за голода семья в 1918 году переехала в Башкирию, но в 1919 году возвращаются в Москву, где на следующий год он закончил 5 классов. Трудовую жизнь начал в 1923 году. Работал учеником столяра в Москве, затем слесарем на Муромском паровозоремонтном заводе. В 1928 году был принят в члены ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го мая. В 1932 году по специальному набору Московский комитет партии направляет Николая Гастелло в 11-ое Луганское летное училище. Через полтора года он - летчик самолета ТБ-3. В 1939 году становится командиром отряда тяжелых бомбардировщиков. Боевое крещение получил в боях под Халкин-Голом, участник советско-финской войны. Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем - в авиагородок Боровское под Смоленском.

Миф

События первых дней войны в советской прессе освещали под звуки фанфар быстрой победы над супостатами. И лишним подтверждением этой быстроты должны были стать подвиги героев, в число которых попал и экипаж капитана Гастелло. Началом компании прославления "советских камикадзе" послужила статья корреспондентов П. Павленко и П. Крылова в газете "Правда":

"На рассвете 6 июля на разных участках фронта летчики собрались у репродукторов. Говорила Московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочел краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя...

Еще задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нем говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло стоящий человек.

Когда он стал военным летчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шел к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бесарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты.

О капитане Гастелло уже шла слава в летных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга. Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный. Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолета. Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен? Нет, это не выход. И капитан Гастелло не отстегивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, еще видят, опаленные руки тверды. Умирающий самолет еще слушается руки умирающего пилота. Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом! Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя. В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу."

В таком же патриотическом духе вещала и другая официальная пресса:

"В первые дни Великой Отечественной войны командир эскадрильи дальних бомбардировщиков капитан Гастелло стал выполнять боевые задания.

Самолеты эскадрильи совершали по нескольку боевых вылетов в день. 25 июня фашистский бомбардировщик неожиданно на бреющем полете появился над нашим аэродромом и обстрелял его из пулемета. В это время у своего самолета находился Гастелло. Он быстро вскочил в машину на место стрелка и метким огнем сбил врага. Экипаж сбитого бомбардировщика был взят в плен.

26 июня 1941 г. в 4 часа утра эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии Западного фронта под командованием капитана Н. Ф. Гастелло наносила бомбовые удары по механизированной колонне врага на дороге Молодечно - Радошковичи. Сбросив бомбовый груз на скопившиеся для заправки горючим вражеские танки, самолет Гастелло возвращался обратно. В пути его самолет был подбит снарядом зенитки. Загорелся бензобак. Объятая пламенем машина не смогла бы дотянуть до своего аэродрома. Капитан Гастелло направил горящий самолет в скопление бензоцистерн и автомашин противника. Самолет взорвался, но врагу был нанесен большой урон. Н. Ф. Гастелло и его экипаж погибли. Подвиг коммуниста Гастелло в тяжелый начальный период войны стал символом мужества и героизма."

Так или приблизительно так нас учили в школе. И мы не задумываясь принимали все на веру. Ведь учителя не могут врать. А ведь врали, сами того не зная …

Сначала о мелких неточностях (если так можно сказать). Почему практически во всех источниках говориться - "капитан Гастелло и его экипаж". Давайте уж говорить конкретно: капитан Н. Ф. Гастелло, лейтенант А.А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. В учебниках истории, да и в печатных изданиях очень часто указывались разные нумерации авиационного полка: то 27 авиаполк, то 20 полк, хотя на самом деле - 207 дальнебомбардировочный полк. Вы скажите - досадная мелочь? На мелочах очень часто прокалываются. Путают тип самолета: вместо ДБ-3 (дальний бомбардировщик) указывают ТБ-3 (тяжелый бомбардировщик). И по внешнему виду и по конструкции это два совершенно разных самолета. ДБ-3Ф, в последствии переименованный в Ил-4, выпускался с 1938г. до середины 1944г. Полная серия - 5256 машин. Но вернемся к дате 26 июня 1941 года.

Подвиг

А теперь давайте восстановим хронологию событий 26 июня 1941 года.

Человека, который на самом деле совершил этот подвиг,если это можно назвать подвигом, звали Александр Маслов. На том месте, где сейчас стоит 70-пудовый гастелловский бюст, некогда покоились останки Маслова и его экипажа.

А сам Гастелло, позабытый всеми, покоится в совсем другой могиле - с надписью «неизвестным летчикам». Останки еще двух, бывших тогда с ним, до сих пор не найденные, тлеют в белорусской земле.

Это был пятый день войны. Через день падет Минск, армии прорываются из окружения, вывести их надо любой ценой. Задание 207-му дальнебомбардировочному полку - бомбить живую силу и технику противника.

Конечно, они заранее были обречены. «ДБ-3ф», на которых они летали, - тяжелые машины, для бомбардировки городов и заводов в глубоком тылу. А их бросают на колонны с танками, без прикрытия истребителей. Гибло по 15 экипажей в день. Через две недели от полка не осталось ничего.

Утром вылетело звено под командованием капитана Маслова. Над целью командира подбила зенитка, самолет загорелся. Маслов дал команду «парашют» и развернул горящую машину на колонну, хотел таранить. Не попал - горящий самолет упал в поле.

Спастись никому из экипажа не удалось - высота была мала. Местные жители достали летчиков из обломков, похоронили наскоро.

Через несколько часов бомбить вылетело звено Гастелло. Командирская машина с задания не вернулась. А вскоре появляется доклад ведомых Гастелло - Воробьева и Рыбаса. Они якобы видели, как пылающий самолет командира врезался в гущу немецких танков. То, что Воробьев прибыл в полк только 10 июля, уже никого не смущало. У страны было трудное время. Стране нужен был подвиг. Стране нужны были образцы для подражания. А Маслова сочли пропавшим без вести.

В 1951 году, в ознаменование героической даты уже практически обожествленного Гастелло, Советом министров БССР останки героев решено было перезахоронить, а обломки разбившегося самолета выставить в музее. Выехали на место подвига (то, что самолет упал «на фашистскую колонну» в 200 метрах от дороги, никого не смутило). Вскрыли могилу. И застыли, словно громом пораженные.

В могиле народного героя Гастелло «нахально» лежали Маслов и его экипаж. И героем, судя по всему, выходил он, а не Гастелло.

Но менять что-либо в истории было уже поздно. Останки Маслова из могилы в сквере вынули и еще раз перезахоронили - на общем кладбище. А там, где он раньше лежал, поставили огромный гастелловский бюст. На месте неудавшегося московского тарана поставили еще один монумент, тоже Гастелло. Обломки самолета Маслова увезли в Минск, в Белорусский государственный музей истории войны и стали там экспонировать как самолет Гастелло.

Родственникам Маслова велели помалкивать. А дело Маслова в архиве уничтожили.

А все то время, пока о нем пели песни пионеры, сам Николай Гастелло лежал в никому не известной могиле с надписью «неизвестным летчикам». Через три часа после тарана Маслова его подбили над деревней Мацки, что в 20 километрах от места падения масловского самолета. На пылающей машине Гастелло ходил еще и еще раз над дорогой, шерстя немцев из пулеметов. Это на тяжелом дальнем бомбардировщике! Бомб уже не было.

Эпилог

Финал этой истории все-таки довольно оптимистичный. В 1996 году власть наконец-то Маслова признала. Указом президента № 636 «За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» весь экипаж посмертно был награжден званием Героя России. Опять общие формулировки, о таране - ни слова... Получили награды и члены гастелловского экипажа. Здесь решили почему-то обойтись орденом Отечественной войны.

Но до сих пор на месте подвига Маслова стоит памятник Гастелло. И до сих пор Николай Гастелло, совершивший к досаде историков не тот подвиг, который был нужен, лежит в скромной безымянной могиле.

Что еще почитать