Шамордино оптина пустынь расстояние. Доктор едет, едет сквозь снежную равнину. Здания больницы и трапезной

07:30 Сбор группы и встреча с гидом м. Спортивная (подробная схема высылается в путевке).

07:45 Отправление автобуса от м. Спортивная. Путевая информация.

Оптина пустынь: обзорная экскурсия по монастырю с посещением Введенского собора, храма в честь Казанской иконы Божией Матери, некрополя, Амвросиевского колодца; внешний осмотр колокольни, Иоанно-Предтеченского скита. Посещение святого источника и купели (по желанию).

Шамордино : Казанская Свято-Амвросиевская пустынь с посещением Казанского собора, святой источник, купель.

22:30 Прибытие в Москву. Высадка туристов у ближайшей станции метро по пути следования.

Немало на Руси намоленных уголков, освященных Божьей благодатью. К их числу можно смело отнести мужской монастырь Введенская Оптина Пустынь, отгороженный от суетного мира речушкой Жиздрой в сосновом бору под Козельском. История его происхождения имеет романтичный оттенок - летописи утверждают, что ее основателем стал раскаявшийся разбойник Оптин. Постригшись в монахи, он обрел имя Макарий.

Первые упоминания о монастыре появились в самом начале XVII века, а вот своего расцвета он достиг в 1821 году, когда на его территории возник скит Иоанна Предтечи. Последний знаменит тем, что стал обителью первых оптинских старцев Моисея и Антония, возродивших забытые традиции духовного старческого окормления. Немудрено, что с тех самых пор сюда устремлялись все верующие православные, независимо от статуса. И бедные крестьяне, и особы королевской крови одинаково преклоняли колени перед проживающим здесь старцем Амвросием, имя которого было известно в самых отдаленных уголках России.

К Амвросию неоднократно приезжал жаждущий умиротворения Л.Н.Толстой, но видно так и не смог его обрести, о чем с печалью вспоминал мудрый иеромонах. Духовная слава Оптиной Пустыни привлекала сюда колоссов русской литературы и искусства, сюда в свое время наведывались Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь, А.К.Толстой и В. С.Соловьев, братья Аксаковы и Киреевские, и многие другие известные личности.

В программу экскурсии обязательно входит посещение Святого источника Преподобного Пафнутия Боровского с оборудованной купальней.

Неподалеку в поселке Шамордино располагается не менее известная Казанская Свято-Амвросиевская Пустынь, основанная в 1884 году иеромонахом Амвросием как женская община, действующая до сих пор. При ней были организованы приюты для сирот, калек, убогих, странноприимный дом, женская богадельня, лечебница.

Свято-Введенская Оптина пустынь- один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.

Когда воцарилась на Руси династия Романовых, обители были пожертвованы земли. При Петре I для умножения государственных доходов на монастыри налагались пошлины. Малочисленные пустыньки, в том числе Оптина, были упразднены. Братия в 1724 году переведены в Преображенский монастырь города Белева. Однако в 1726 году по прошению стольника Андрея Шепелева, поданному в Святейший Синод, Оптина пустынь вновь была открыта. Но монастырь оказался без всяких средств, почти на пустом поле. Несмотря на попечение окрестных бояр, период оскудения продолжался и во время царствования Екатерины II.

К концу XVIII века митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин), посетивший Оптину и пораженный красотой местности, принял надлежащие меры для восстановления в ней общежительной жизни. Духовное же возрождение Оптиной Пустыни началось лишь тридцать лет спустя, когда епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский), принял решение об устройстве Скита. Внешние неблагоприятные для монастырей обстоятельства, длившиеся более столетия, не угасили духа веры в истинных подвижниках. Святость ушедших времен вновь оживает, возрождаясь в образе особого благодатного дарования - старчества.

Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих Старцев: препп. Льва, Макария, Моисея, Антония, Амвросия и их последователей. Дух мира Христова, обретенный через святое старчество, ощущался всеми посетителями обители - та особая атмосфера сосредоточенности и тишины, которая сразу же охватывала паломников. Перед революцией в Оптиной было около трехсот монахов. Трудно с уверенностью сказать, было ли в России когда-либо за всю ее историю место, где в такой степени общество людей приблизилось к идеалу христианских отношений, несмотря на испытания, скорби, ошибки, и где святое братство имело бы такое обширное освящающее влияние на свой народ.

В то время в Россию усиленно проникала западно-европейская культура, и становилось все больше людей, которые совершенно не понимали внутреннюю природу Церкви и монашества. К началу XX века победу в душах людей одержал рационализм, и как следствие этого - атеизм. Октябрьский переворот 1917 года и последующие события лишь показали всю глубину падения человеческой души, оторванной от Бога.

Декретом от 23 января 1918 года монастырь был закрыт и разорен, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях.

Прошли годы. Приближался великий юбилей - тысячелетие Крещения Руси. Изволением Господним 17 ноября 1987 года Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви.

Как доехать на личном транспорте.

Доехать до Козельска, а далее до монастыря Оптина Пустынь из Москвы, и просто, и сложно одновременно. Просто, потому как дорог много, сложно по той же причине (проблема выбора). Можно выдвигаться, либо по Киевскому шоссе, либо по Калужскому, либо через Подольск. Все они сходятся на кругу за Обнинском, Последние два, правда, несколько раньше. Из-за подмосковных пробок можно воспользоваться Симферопольским шоссе, через Серпухов и Тарусу. Путь этот по вечерам темен и совершенно безлюден. Но крюк получается большой и дорога не очень хорошая, посему, если не ставить целью посещение кольцовских пещер под Ферзиково, то эту дорогу лучше не использовать.

Например, выезжаем из Москвы до Козельска через Подольск до Обнинска. После обнинского круга по киевской трассе до поворота на новую объездную вокруг Калуги (налево на мост за д. Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель "Калуга-Тула"). Дальше, не заезжая в Калугу, по указателям, коих достаточно, на Козельск мост через Оку

После моста, проехав пост ДПС, метров через 800 будет правый поворот (налево трасса уходит на Тулу, а нам направо на Козельск).

- здесь поворачиваем направо

Эта дорога, соединяющая древние калужские города, известна с незапамятных времен. Почти все населенные пункты, стоящие вдоль нее, имеют очень богатую историю. Вскоре после этого поворота — круг в д. Секиотово со стеллой "Калуга", здесь уходим влево.

- проехав по кольцу вокруг стеллы, поворачиваем налево

Через несколько киллометров, после поворота, будет указатель

Следующее историческое место на нашем маршруте — село Андреевское, названное так по имени героя Куликовской битвы, князя Андрея Калужского, Тарусского и Серпуховского.

Следом за Андреевским — село Корекозево, растянувшееся на несколько километров. В прошлом окрестные места называли монастырщиной, потому что в этих краях стояли пять монастырей. Во время правления Екатерины II все они за исключением древнейшего Лютикова монастыря, который находился на месте нынешнего села Корекозево, были упразднены. Этот монастырь-крепость построен зодчим Лютиковым по поручению князей Воротынских, отсюда и название. До революции здесь находились уникальные памятники архитектуры XVI века. В 1918 году монахи Лютикова монастыря оказали сопротивление представителям советской власти. Позднее монастырь полностью разрушили.

Перед мостом через Оку — развилка дорог: прямо на Козельск, налево на Суворов и Тулу.

Сразу после поворота дорога поднимается на высокий холм, с которого открывается панорамный вид на город Перемышль и долину Оки. После моста доезжаем до круга, в центре которого стоит стелла с надписью "Перемышль" (сам город несколько в стороне), здесь прямо.

стрелка указывает на стеллу - "Перемышль"

Дальше дорога, уже практически без ответвлений, ведет в Козельск. По пути, километров за 20 до Козельска, есть правый поворот к д. Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича, здесь много цветов и грядок, все чистенько и аккуратненько, как и положено женскому монастырю. Обитель потихоньку залечивает раны, нанесенные годами советской власти, с начала разорения в 1923 году и уничтожения сестер до обустройства в его стенах с/х техникума с комбайном в алтаре Казанского собора.

Уже за пару километров на подъезде к Козельску замечаешь по левую руку вдали через поле сияющие голубые с золотом купола Свто-Введенского мужского монастыря Оптина Пустынь.Не пропустите левый поворот с указателем.-

поворачиваем налево

После поворота - наслаждаемся прекрасным видом на монастырь Оптина Пустынь

На обратном пути после Подольска можно уходить на близкое Симферопольское шоссе, дабы избежать пробок на подъезде к Москве. Но можно ехать и по трассе Москва - Киев сразу до МКАД.

Маршрут Калуга- Козельск - Оптина пустынь— одно из основных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога хорошая на всем протяжении. Ситуация с заправками следующая: две АЗС на выезде из Калуги, две около Перемышля и одна в Козельске.

Автобусом Москва - Козельск.

Как добраться - выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

Москва - Козельск

Время в пути - 5ч.20мин.

Затем от автовокзала Козельска на рейсовом автобусе до Сосенского, доехать до остановки - Оптина (за мостом через реку Жиздра), прейти дорогу, и по лесу, по тропинке, до монастыря.

Москва - Сосенский

В Козельске не выходить, а ехать сразу до остановки - Оптина .

Москва - Хвастовичи (через: Калуга, Козельск, поворот на Ульяново):

15.50 (ср,пт,вс), 8.00 (пт,вс)

Автобус этого рейса не заезжает на автостанцию Козельск, а останавливается для высадки пассажиров в ценре города у перекрестка. После выхода из автобуса - перейти на другую (левую) сторону дороги и не меняя направления движения, через 150 метров на правой стороне, будет остановка - Сосенский. Сесть на автобус и проехать одну остановку до остановки - Оптина .


Козельское АТП: (код 48442)22240

Автобусом Москва - Калуга.

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться - выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому пр-ту.

Калуга, автовокзал (?533; через: Обнинск) 8.15, 9.05, 9.25, 10.10, 11.10, 11.50, 12.40, 13.40, 14.55, 15.40, 16.35, 17.25, 18.10, 18.25, 19.10, 19.55, 21.10, 21.40 (пт,вс)

Время в пути -3ч.20 мин

Ж/д Вокзал Киевский (Москва-Киевская, ст.м. Киевская)
Москва-Киевская 5.00, 7.00(экспресс), 7.22 , 11.40, 14.24 , 15.21(экспресс), 17.51(экспресс), 20.20

Время в пути -3ч.30 мин., экспресс - 2ч. 30 мин.

Автовокзал Калуга: (код 4842)577240

Козельск (через: Перемышль) 7.45, 9.07, 10.15, 10.40 (из: Москва), 11.00, 11.20 (из: Москва), 12.06, 12.20 (из: Москва), 12.45 (пт,вых), 13.00 (из: Москва), 14.05, 14.20 (пн,вт,ср,чт, из: Москва), 15.10, 15.30 (из: Москва), 16.12, 16.25 (из: Москва), 16.30 (пт,вых), 17.40 (из: Москва), 18.05, 18.50, 19.02, 19.20 (из: Москва), 19.30, 20.10 (из: Москва), 21.00 (вс)

Сосенский (через: Козельск) 9.40, 13.27, 17.01 (из: Москва)

Хвастовичи (через: Козельск, поворот на Ульяново) 12.05 (пн), 16.15 (вт,чт,сб)

Время в пути - 1ч.50мин.

Автостанция Козельск: (код 48442)22502
Козельское АТП: (код 48442)22240

Контакты

Почтовый адрес монастыря Оптина Пустынь

249723, г. Козельск Калужской обл., монастырь "Оптина Пустынь"

Требы Шамордино

В Казанской Свято-Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, что в Шамордино изменилась сумма пожертвований на требы

Неусыпаемая Псалтирь о здравии и о упокоении

на 1 год (1 имя) - 150 рублей на полгода (1 имя) - 80 рублей

40 литургий о здравии и о упокоении (40 обеден с частичкой)

(1 имя) - 300 рублей

Сорокоуст о здравии и о упокоении

(1 имя) - 50 рублей

Моление о здравии с акафистом перед иконами Божией Матери ²Казанская⌡, ²Спорительница хлебов⌡, ²Утоли моя печали⌡, ²Неупиваемая чаша⌡ и перед иконам прп.Амвросия Оптинского и свт.Николая Чудотворца 40 дней

(1 имя) . 80 рублей

Заказная обедня о здравии и о упокоении

1 имя - 3 рубля

Молебен пр.Амвросию Оптинскому о здравии

Паломнический тур из Саратова

ОПТИНА ПУСТЫНЬ - ШАМОРДИНО - КЛЫКОВО

Калужская земля, освященная подвигами и трудами святых угодников Божиих, широко известна манастырями-пустынями и просиявшими в ней святыми. Оптина пустынь - самая яркая свеча, зажжённая русскими людьми пред Богом в ХIХ–ХХ вв. Оптина Пустынь всегда была одним из тех заветных святых мест, к которым за хлебом духовным шёл ищущий вечного спасения души русский человек К старцам в Оптину стремились тысячи людей - начиная беднейшими крестьянами и заканчивая особами императорской фамилии. И сегодня в возродившийся монастырь ежедневно приезжают множество верующих, чтобы соприкоснуться со святынями, укрепить и обрести веру.

Программа

1 день

17.00 - 18.00 - Отправление из Энгельса / Саратова

2 день

09.00 - Прибытие в Шамордино . Посещение Казанской Свято - Амвросиевской женской пустыни.
Монастырь был основан в 1884 г. великим Оптинским старцем - преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой). В монастыре хранится ковчег с частицами мощей преподобных Оптинских старцев. Вблизи монастыря находятся 3 святых источника: в честь Казанской иконы Божией Матери; преподобного Амвросия; преподобных Оптинских старцев. На источнике Оптинских старцев возведена часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и преподобных старцев Оптинских и оборудована купальня.

Знакомство с монастырем, купание в св.источнике.

12.00 - Отправление из Шамордино.

12.30 - Прибытие в Козельскую Свято-Введенскую Оптину Пустынь .
Монастырь был основан в XV в. По одному из преданий, основателем обители был отшельник по имени Опта. Главной святыней обители являются мощи преподобных старцев Оптинских. Неподалеку от монастыря расположены святые источники: напротив Святых врат Иоанно-Предтеченского скита колодец, ископанный по благословению преподобного Амвросия, освященный в честь святителя Амвросия Медиоланского, и на берегу р. Жиздры источник с купальней, в честь преподобного Пафнутия Боровского. На монастырском кладбище находятся могилы иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта, убиенных в день Пасхи 1993 г.

Расселение в паломнической гостинице.

Обед в монастырской трапезной. Обзорная экскурсия по монастырю (проводится строго монастырскими экскурсоводами). Мощи преп. Амвросия Оптинского, старцев Оптинских. Купание в св. источнике прп. Пафнутия Боровского (воду из него не пьют, она сероводородная)

15.00 - Молебен с акафистом Собору Преподобных Старцев Оптинских во Владимирском храме.

17.00 - Вечернее богослужение в Казанском храме.

Ночлег в гостинице для паломников.

3 день

06.30 - Для желающих посещение ранней Божественной Литургии. Паломники имеют возможность посетить всю службу, принять участие в таинствах исповеди и причастия.

08.00 - Соборный молебен с акафистом у мощей преп. Амвросия. После молебна мощи прп.Амвросия Оптинского открывают для поклонения.

10.00 - Отправление в Клыково .

11.00 - Прибытие в мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь .
История основания монастыря берет свое начало в 1924 г, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии поселилась в с. Клыкове. Центром духовной жизни этой общины стал местный храм в честь Спаса Нерукотворного. В 1937 г. храм был закрыт. Храм был возвращен Церкви в 1991 г, а в 1996 чудесным Божиим промыслом сюда переехала старица Сепфора , которая предсказывала, что будет в Клыкове славный монастырь, что и исполняется в наши дни.

Знакомство с монастырём, поклонение святыням монастыря. В обители хранятся более 100 частиц мощей святых угодников Божиих. Особо почитаются икона святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, и Тихвинская икона Божией Матери . За Никольским приделом храма Спаса Нерукотворного похоронена схимонахиня Сепфора. Посещение могилки и кельи схм. Сепфоры с чтимой иконой Божией Матери «Како помогати женам раждати чады» и мироточивой фотографией старицы.

Святыни: мощи преподобных старцев Оптинских, икона Пресвятой Богородицы «Спорительница Хлебов», часовня новомученников Оптинских, св.источники.

Свято-Введенская Оптина пустынь
находится на высоком берегу реки Жиздры в двух километрах от Козельска. По преданию, он был основан атаманом разбойников Оптой, который покаялся и принял постриг с именем Макарий.
В 19 веке эта обитель славилась старчеством и была духовным центром русского общества. В писцовых книгах города Козельска, датированных 1628 - 1631 годами, монастырь назван «государевым богомольем». Множество монашествующих и мирян со всей России стекалось в монастырь, чтобы получить от прозорливых старцев наставление, исцеление душевных недугов. Первые старцы сумели воспитать среди братьев достойных преемников себе, и менее чем за век одна обитель явила миру череду дивных подвижников и чудотворцев, от примера и поучений которых православный мир будет питаться вечно.

Оптинские новомученники

У Господа много святых, но эти свои, и всё в их жизни для нас узнаваемо: то же детство в домах без икон и мучительный поиск Бога. Их жизнь похожа на жизнь многих, - внешне обычную и вроде устроенную, но кровоточивую изнутри. Вся Россия ныне-кровоточивая, и на нашей многоскорбной державе, перепробовавшей на себе все учения и лечения от марксизма до мондевиализма, похоже сбывается притча о кровоточивой жене: "много претерпела она от многих врачей, истощила все,что было у нее, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние" (Мк. 5, 26)

Трое оптинских братьев -это молодая православная Россия, и вместе со всеми они вошли однажды в храм. Но вошли с той огненной верой в Господа, с какой кровоточивая жена устремилась ко Христу, уверовав,что исцелится, коснувшись Его ризы. Не для того ли Господь прославил в чудотворениях трех Оптинских новомучеников, отдавших жизнь за православную веру, чтобы услышала страдающая Россия глас Господа нашего Иисуса Христа:" Дерзай, дщи, вера твоя спасе тя?"

На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери - схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первой настоятельницей.

С отеческой любовью о спасении душ старец направлял в общину бедных вдов, сирот, убогих и иных обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Протоиерей Сергий Четвериков пишет: «Имя старца Амвросия привлекло в обитель сестер со всех концов России, из всех классов общества. Пришли сюда и молодые курсистки, искавшие и находившие у старца указание смысла жизни; пришли богатые и знатные помещицы, вкладывавшие свои материальные средства на созидание обители. Были здесь и любительницы благочестия из купеческого звания, принимавшие иногда тайный постриг еще до поступления своего в монастырь. И особенно много было простых крестьянок.

Но самое главное то, что матушка София под водительством старца Амвросия в основание обители заложила личный подвиг послушания, смирения и любви. Сколько душ было спасено и спасается сейчас в обители, устроенной ее трудами! Сколько исцелений получают болящие по ее молитвам!

Первая настоятельница монастыря схимонахиня София была прославлена в Соборе Тульских святых в 1987 году.

Мужской монастырь Спаса Неруктворного пустынь.

Схимонахиня Сепфора. Наша современница, матушка Сепфора, житие и пророчества которой известны нам не из записей, прожила долгую и благочестивую жизнь. Многие говорят о том, что она была дана ей для того, чтобы не прервалась эта тонкая нить времени между верующими досоветской России и современными, многие из которых только осторожно становятся на этот путь. Очень много людей приезжали в Клыково, монастырь. Матушка Сепфора, чудеса возле могилки и благодаря молитвам которой продолжаются и по сей день, тепло принимала каждого, а также всегда старалась подсказать решение в проблеме, с которой к ней приехали.

За свою жизнь матушка Сепфора дала множество наставлений своим духовным чадам и просто людям, которые просили ее о помощи. Рассмотрим некоторые из ее учений: Матушка часто повторяла, как нужно молиться: “Господи, утверди сердце мое по тебе горети!” .

Также она говорила о молитве за свое начальство и старших. Также наставляла о том, что постоянно нужно совершать Богородичное правило, а также не забывать обращаться к святым и Господу, уверяя в том, что они все слышат. Очень часто матушка говорила о том, что малых деток ругать нельзя, так как они являются воском сырым, из которого можно лепить все что угодно. При проступках своих чад молиться нужно Господу, чтобы он смог направить их на праведный и добрый путь. Старица всегда запрещала порицание кого-либо. Она говорила, что нельзя о ком-либо говорить плохо. Это дело Господа, который знает, что делать с жизнью человека, а вовсе не наше. Матушка всегда советовала, перед тем как прийти к ней, помолиться Богу. Тогда он откроет просящему все, что ему нужно, через нее. Много говорила о том, что нужно меньше думать про мирское, а больше про жизнь после смерти, в Царстве Божьем. Рассказывала о важности молитвы для спасения души человеческой, что является самой важной задачей в жизни человека. Матушка всегда повторяла, что все свои дела нужно делать для Господа, все время быть с ним. Тогда и он всегда будет с нами. Самой главной молитвой была Иисусова. Она заповедала ее повторять везде. Если человек один, то повторять вслух, если в общественном месте, то про себя. Каждое наставление старицы было очень значимым и говорилось из большого человеколюбия. Очевидно, именно поэтому так много людей стекалось в Клыково (монастырь). Матушка Сепфора многим помогала, за многих молилась.

Программа поездки:

  1. Сбор группы в 13:30 у Паломнического центра (ул. Королева 1 а). Отправление из Белгорода. Приезд в г. Козельск. Введенский ставропигиальный мужской монастырь - Оптина Пустынь. Размещение в гостинице. Вечернее богослужение. Ночлег.
  2. Часы. Полунощница. Божественная Литургия. Чайная. Молебен прп. Амвросию Оптинскому. Экскурсия. Омовение в св. источнике в честь прп. Пафнутия Боровского (купель).
    Лития в часовне новомученников Оптинских. Трапеза. Свободное время. Вечернее Богослужение. Ужин. Крестный ход вокруг обители. Ночлег.
  3. Шамордино. Свято-Казанская Шамординская Амвросиевская пустынь. Божественная Литургия. Трапеза. Святой источник.
    село Клыково. Спаса Нерукотворного пустынь. Рассказ о схимонахине Сепфоре - духовной старице. Посещение могилы и келии матушки Сепфоры. Возвращение в г. Белгород.

Пожертвование на поездку: 3600 рублей

Дополнительно оплачивается: трапеза в Оптиной пустыни (обед 70 рублей, ужин 50 рублей)

Полезный совет: возьмите с собой емкости и одежду для источников, готовые записки для поминовения, провизию в дорогу.

*** организатор поездки оставляет за собой право вносить некоторые изменения в программу поездки, менять очерёдность предоставления услуг без уменьшения общего объема программы.

Заголовок я выбрал, возможно, не самый удачный, ведь и Шамордино, и уж особенно Оптина Пустынь известны далеко за пределами и калужской земли, и России вообще. Но так уж случилось, что оба этих знаменитых монастыря располагаются именно в Калужской области и без того богатой на исторические и архитектурные памятники. Благодаря очередной (уже шестой для меня) экскурсии от магазина путешествий Оптина пустынь - Шамордино , я закрыл еще несколько белых пятен в этих краях.

Монастырей я видел довольно много и на самом деле не ожидал увидеть чего-то такого, что сможет меня поразить. Та же Оптина Пустынь по фотографиям не впечатляла какими-то особенными архитектурными решениями, а Шамордино видиломь одним из многочисленных уже раннее виденных монастырей. Однако, как это нередко бывает (как в лучшую, так и в худшую стороны), в жизни все оказалось совсем иначе...

Я уже так привык к хорошо организованным экскурсиям, что даже позабыл, когда ездил куда-либо "дикарём". Садишься себе рано утром в автобус и сразу погружаешься в замечательные рассказы. Что примечательно, начинаются они сразу с отъезда от места сбора и пока едем по Москве, мы уже слушаем про неё, и по области... А я то думал, что хорошо знаю родной город и прилегающие области, ага... Не удивлюсь, если уже для навигаторов придумали, что-нибудь, что не только отображает интересные места по пути следования, но и озвучивает это, но с профессиональным, любящим свое дело экскурсоводом это сравнить тяжело. У меня даже утренняя дремота прошла. А сколько я по дороге узнал про Льва Николаевича... Вообще, таких направлений от Москвы не одно, где слово за слово и возникает фигура великого писателя. А я по дороге к Оптиной Пустыне вспоминал другого великого писателя - Достоевского, который вывел монастырь в своем последнем романе "Братья Карамазовы". Упоминает он о нем в главе о старцах, да и сам монастырь в описываемом Скотопригоньевске, послушником которого был, Алеша Карамазов, это как раз некоторый собирательный образ из Оптиной Пустыни и Никольского Косинского монастыря близ Старой Руссы. Возможно, кто-то из знаменитых оптинских старцев также был прототипом для старца Зосимы из романа. Оптина Пустынь знаменита на всю Россию уже довольно давно. Уже с конца 18-го века монастырь является представителем духовного возрождения.

Основан в 15 в. раскаявшимся разбойником Оптой, принявшим при пострижении имя Макария, в 1821 был устроен Иоанно-Предтеченский скит для монахов-пустынников за монастырской рощей. С тех пор служил своеобразным религиозно-философским и культурным центром. Славилась да и славится своими старцами. Про само это явление очень хорошо описано опять же в Братьях Карамазовых.

После ознакомления с рядом источников в Оптиной Пустыне я ожидал увидеть столпотворения и суету. Видилось мне все это масштабов Троицко-Сергиевой Лавры, но на деле, несмотря даже на субботний день, народу здесь было сравнительно немного, не наблюдалось ни какой-то особенной суеты. Попрошаек много, это да, но это характерно для очень многих подобных мест и не только у нас в стране. Сам монастырь оказался довольно небольшим (хотя размеры подсобного хозяйства, например, впечатляют), но удивительно живописно расположенным. Он внезапно является на подъезде к Козельску, среди полей и реки. С архитектурной точки зрения он тоже ничем таким не поражает, но, как бы избито это не звучало для характеристики подобных мест, здесь ощущается сильная энергетика, да и едут сюда не за архитектурой и скорее всего не за историей.

Выглядит монастырь довольно современно. Внутри есть и современные постройки, да и старые все отреставрированны, ведь почти 80 лет советской власти в этих стенах чего только не располагалось - от дома отдыха и военного госпиталя, до концлагеря «Козельск-1», размещалось около 5000 польских офицеров, позднее отправленных в Катынь и проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. Стены эти помнят не мало трагических судеб - на Пасху 1993 года здесь душевнобольным сатанистом были убиты три монаха монастыря - иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим. Но немало и светлых историй, связанных с Пустнью: чудесных исцелений, явлений, открытий. Не зря слава этих мест крепка и поныне. Сюда стекаются паломники из разных городов и стран.

1. На парковке целый ряд автобусов из разных городов, много приезжает беларусов.

4. Церковь Иллариона Великого (1874).

5. Источник возле скита Иоанна Предтечи

6. Скитские Врата с колокольней. В скиту хранится чудотворная Казанская икона Божией Матери. В этом же ските находится белый каменный домик, в котором жил старец Амвросий более 50 лет; в нем все хранится в том самом виде, как было при жизни старца.

9. Церковь Марии Египетской и Анны Праведной

10. Надвратная церковь Владимирской иконы Божией Матери - одна из современных (1988 год) построек на территории монастыря.

13. Если спуститься от монастыря к бодренькой Жиздре, то тут вообще никого, лишь пустой весенний монастырский сад.

14. Колокольня и самая старая постройка монастыря - Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы.

19. По дороге до Шамордино нас завезли в очень необычный как снаружи, так и внутри Спасопреображенский храм (1787) в селе Нижние Прыски. В 1924 г. храм закрыли. А здание местный колхоз использовал под склад зерна. В 1942 г. село заняли немцы. Они приказали жителям очистить храм от зерна и привехавшему с ними священнику разрешили проводить Богослужения. В 1943 г. советские войска освободили село и закрыли храм.

20. Храм построен в 1731 г. помещиком Н.В. Ртищевым.

25. В храме есть очень необычные иконы. Например, эта - Преображения Господня, созданная с активным использованием различных минералов.

Потом поехали в Шамордино и если честно, это была самая яркая часть поездки. Во-первых фантастической красоты виды (что, для Калужской области, вообще во многом справедливо, вспомнить тот же Боровск да и саму Калугу), во-вторых на территории очень красиво и ухожено, в третьих сам Собор Казанской иконы Божией Матери впечатляет размерами и убранством (все иконы внутри собора вышиты бисером - такого я не встречал нигде). Шамордино можно разглядывать на фотографиях, но они, честно, мало что передадут.

Казанская Амвросиевская Шамординская Горняя пустынь Основана в конце XIX в. оптинским старцем Амвросием. Здесь, навещая свою сестру, бывал Л.Н. Толстой.
В советские годы здесь расположилось сельскохозяйственное училище, где начинал свою педагогическую деятельность Б.Ш. Окуджава. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск.

26. У стен пустыни торговля с различными вкусностями, столь привычными для русского человека.

31. Собор Казанской иконы Божией Матери построен по благословению преп. старца Амвросия. Проект храма изготовлен в мастерской архитектора С. В. Шервуда.

Что еще почитать