Кто хозяин на Дальнем Востоке: Китай или Россия? Китайская экспансия или новая орда

Китай давно претендует на куда более значительную роль, чем та, которую он сейчас играет в мировой политике и экономике. Хотя и сейчас китайская экономика является одной из наиболее динамичных и стремительно развивающихся, на КНР приходится около 15% мирового ВВП (это третье место после Евросоюза и США), Пекин стремится укрепить позиции страны еще больше. Один из способов укрепления позиций Китая - реализация концепции «Один пояс - один путь» или просто концепции «Нового шелкового пути».

О концепции «Один пояс - один путь» Си Цзиньпин объявил еще в 2013 году. Уже сейчас ясно, что эта концепция стала основой, направляющей внешнюю политику КНР на ближайшие десятилетия. К 2049 году, столетию Китайской Народной Республики, страна должна прочно закрепить свои позиции в качестве мирового лидера. Эту цель ставит руководство КПК и она, судя по всему, действительно может быть достигнута. В рамках достижения этой цели Китай строит отношения с государствами Евразии, опираясь на концепцию «Один пояс - один путь». В первую очередь, Китай заинтересован в развитии отношений со странами Центральной Азии, Кавказа, Восточной Европы.

На самом деле, идея объединения вокруг Китая менее развитых в экономическом отношении государств возникла давно, еще во время правления Мао Цзэдуна. Председатель Мао разделял тогдашний мир на «первый мир» (капиталистические страны Европы, США), «второй мир» (социалистический лагерь) и «третий мир» — развивающиеся страны. Китай, согласно концепции Мао, должен был возглавить движение стран «третьего мира», противостоящих США, Европе и Советскому Союзу. Сейчас Советского Союза уже нет, а Россия - не конкурент Китаю. Главная задача Пекина - «перегнать» Соединенные Штаты, и для реализации этой задачи КНР и стремится завязать отношения с как можно большим количеством государств мира. Евразийские страны интересуют Китай, в первую очередь, из соображений обеспечения экономических коридоров в Европу. В перспективе именно с Европой Китай будет развивать отношения, конкурируя с США за европейский рынок. Но для этого потребуются экономические коридоры, по которым китайские товары будут направляться в страны Евросоюза. Для строительства таких коридоров и предусматривается возвращение к концепции шелкового пути - из Китая через Центральную Азию и Кавказ - в Восточную Европу и далее - в Западную Европу.

Сама идея Нового шелкового пути - это стремление реконструировать Великий шелковый путь, существовавший со II в. до н. э. Важнейший торговый маршрут древности и средних веков, Великий шелковый путь проходил через многие страны Азии и Восточной Европы. Однако тогда шелковый путь был лишь торговым транзитным путем из Китая в Европу, а Новый шелковый путь рассматривается как инструмент укрепления влияния Китая на другие государства. С помощью Нового шелкового пути Пекин стремится модернизировать всю экономическую и торговую систему Евразии. Естественно, в первую очередь это преобразование затронет страны Центральной Азии - Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Здесь уже сейчас активно работают китайские дипломаты и коммерсанты, крепнут связи между Пекином и бывшими советскими республиками Центральной Азии.

Китай приступил к организации всемирной системы транспортных коридоров, которые, по задумкам китайцев, должны соединить Китай со всем миром - странами Средней Азии, Европы, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Океании. В рамках Нового шелкового пути планируется строительство автомобильных и железных дорог, открытие морских и воздушных путей, прокладка трубопроводов, линий электропередачи. Китай планирует вовлечь посредством Нового шелкового пути в орбиту своего влияния 4,4 млрд человек - больше половины современного населения Земли.

К развитию сухопутных направлений Нового шелкового пути Китай относит: 1) строительство железнодорожных путей в Грузию, Азербайджан, Иран, Афганистан, Пакистан, Непал, Индию, Мьянму, Таиланд и Малайзию. Идея строительства мощного железнодорожного пути включает в себя создание тоннеля под проливом Босфор, организацию переправ с помощью паромов через Каспийское море. Северный коридор в Европу пойдет через территорию Казахстана и России, центральный коридор - через Среднюю Азию и Кавказ — Азербайджан и Грузию, а южный коридор имеет другое направление - через Индокитай и Индонезию к Индийскому океану и далее - к странам Африканского континента, на которые Китай уже распространил свое политическое и экономическое влияние. Эти пути должны связать всю Азию, но главной задачей остается обеспечение бесперебойной связи Китая с другими странами континента.

О том, как проект Нового шелкового пути влияет на мировую политику, лучше всего свидетельствует современная ситуация на Ближнем Востоке. Изначально Китай планировал организацию экономического коридора через Иран и далее - через Ирак и Сирию к Средиземному морю. То есть, Сирия рассматривалась как очень важное звено в системе шелкового пути. Однако этот путь обходил Турцию - важного игрока ближневосточной политики. В Анкаре давно строили свои планы относительно роли Турции в экономическом обмене между Китаем и Европой, но строительство экономического коридора через Сирию оставляло бы Турцию на периферии Нового шелкового пути. Китай не был заинтересован в том, чтобы организовать сообщение через Турцию еще и потому, что Турция всегда играла ключевую роль в поддержке уйгурских сепаратистов, действующих в Западном Китае (исторический регион Восточного Туркестана, ныне - Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Кроме того, строительство коридора через Сирию представлялось китайскому руководству более выгодным и в экономическом отношении.

Для того, чтобы планы по организации сирийского коридора не могли осуществиться, требовалось раскачать политическую ситуацию в Сирии до такого состояния, чтобы любой транзит через территорию этой страны не представлялся возможным. Война в Сирии стала прекрасным способом блокировки проекта «Один пояс - один путь» на средиземноморском направлении. Со времени «революций» в странах Северной Африки и Аравийского полуострова — т.н. «Арабской весны» — прошло почти семь лет, однако ситуация в Сирии не стабилизируется. Война стала затяжной, а действия вооруженных группировок делают невозможными любые попытки по строительству сухопутных путей через эту страну. Можно сказать, что оппоненты Китая добились своей цели - строить коридор через Сирию сейчас невозможно.

Какой путь остается у Китая? На смену сирийскому коридору приходит коридор из Средней Азии (Казахстана и Туркменистана) через Каспийское море в Азербайджан и далее - в Грузию, в Батуми, а затем - в Черное и Средиземное моря. Китай проявляет большую заинтересованность в развитии экономических отношений с Грузией и Азербайджаном, что свидетельствует о далеко идущих планах Пекина в отношении этих закавказских республик. В свою очередь, и Азербайджан, и Грузия также заинтересованы в пропуске китайского коридора через свои территории, поскольку это позволит им существенно улучшить свое экономическое положение, в том числе за счет строительства инфраструктуры и привлечения инвестиций.

В начале 2018 года вступает в силу договор Тбилиси с Пекином о свободной торговле. Аналогичное соглашение действует у Грузии и с Евросоюзом. При этом Тбилиси, несмотря на давние противоречия во взаимоотношениях с Москвой, стремится получить дивиденды и от сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, в партнерские отношения с которым вовлечен проект «Один пояс - один путь».

В развитии отношений с Китаем заинтересован и ряд стран Восточной Европы. Постепенно восточноевропейские политики начинают понимать, что в Евросоюзе им в любом случае будет уготовано второстепенное место. Позиции стран Восточной Европы не учитываются европейскими «тяжеловесами» при обсуждении даже самых важных вопросов, например - размещения мигрантов. Фактически страны Восточной Европы, Балканского полуострова рассматриваются Евросоюзом как ресурсные территории, с которых можно черпать дешевую рабочую силу. Кроме того, вхождение этих стран в Евросоюз и НАТО всегда рассматривалось как профилактика распространения на них российского влияния. США и Западная Европа в 1989-1990 гг. не для того одержали серьезнейшую победу над СССР, вытеснив Москву из Восточной Европы, чтобы сдать затем свои позиции.

Очень активную роль в развитии взаимоотношений Китая и стран Восточной и Центральной Европы играет Венгрия. Будапешт - современный «диссидент» Евросоюза. Мы знаем, что по ряду принципиальных вопросов Венгрия занимает отличную от Евросоюза позицию. Это касается и миграционной политики, и отношения к однополым бракам, и санкций против России. Не удивительно, что Будапешт стремится развивать все более активные взаимоотношения с Китаем. Недавно в Будапеште прошел саммит «16+1» — шестой по счету. Участие в саммите традиционно приняли представители Китая. Что такое «16+1» — это шестнадцать государств Восточной и Центральной Европы, Балканского полуострова - Албания, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Хорватия, Словения, Черногория, Болгария, Румыния, Словакия, Венгрия, Чехия, Польша, Латвия, Литва и Эстония. Плюс один - это плюс Китай. Многие участники саммита - члены Евросоюза и НАТО, но они не скрывают своего желания сотрудничать с Китаем. Для Пекина это - очередная дипломатическая победа, а для Брюсселя - повод для беспокойства.

Растущее влияние Китая на страны Восточной и Центральной Европы не может не беспокоить руководство Евросоюза. Во время «холодной войны» Китай практически не имел влияния на страны Восточной Европы, находившиеся под советским патронажем. Некоторое время Пекин сотрудничал лишь с Албанией, Румынией и Югославией. В 1990-е годы Восточная Европа попала под политическое и экономическое влияние США и Евросоюза. Однако сейчас ситуация меняется кардинальным образом.

Пекин привлекает страны Восточной Европы обещаниями многомиллиардных инвестиций в развитие национальных экономик. В первую очередь, речь идет о вложениях в развитие транспортной инфраструктуры, модернизации энергетики. Инвестиции - это не только деньги и новые возможности, это еще и новые рабочие места, а проблема безработицы в большинстве стран Восточной Европы и Балканского полуострова стоит очень остро. Поэтому региональные лидеры относятся к китайскому проекту весьма благосклонно.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан даже отметил, что Китай может предоставить странам Восточной и Центральной Европы такие возможности, которые невозможно реализовать, опираясь лишь на одни ресурсы Евросоюза. И это действительно так. Ключевые игроки Евросоюза - Франция, Германия, Бельгия, Нидерланды - уже не в состоянии финансировать решение многочисленных проблем стран Восточной Европы, Балканского полуострова. Более того, они всерьез и не беспокоятся о решении этих проблем, что наглядно продемонстрировала история с размещением мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки, которая стала причиной серьезных противоречий между руководством Евросоюза и странами Восточной Европы. Китай уже вкладывает в страны Восточной Европы миллиарды долларов и суммы инвестиций будут только расти.

Естественно, что в Брюсселе таким поведением восточноевропейских государств не очень довольны. Но что можно сделать? Мир меняется, а Китай играет в этих изменениях очень большую роль. Все больше стран начинает понимать, что ориентироваться на Китай в текущей мировой политической и экономической ситуации куда выгоднее, чем оставаться вечными сателлитами США и Евросоюза. Еще больше руководителей Евросоюза пугает тот факт, что и западноевропейские (здесь речь идет о политическом и культурном понятии «Западная Европа») страны все больше интересуются развитием взаимоотношений с Китаем. Например, Австрия высказывается за то, чтобы китайский «Новый шелковый путь» обязательно проходил через ее территорию, прекрасно понимая все выгоды и позитивные последствия этого шага.

Мы видим, что Китай методично и успешно идет к достижению своей цели - распространению своего экономического, а затем и политического влияния на страны Азии, Европы и Африки. «Новый шелковый путь» — лишь один из способов расширения этого влияния. Но на что могут решиться Соединенные Штаты в попытках не допустить утверждения китайского «господства»?

Информация с мест - что происходит на Байкале и на Дальнем Востоке. Угрожает ли китайская экспансия России?

Анна Сочина

Я уверена, вы не раз слышали, что Путин якобы продал Сибирь китайцам, китайцы массово захватывают наши дальневосточные территории и прочее в том же духе. Может быть, вы даже согласны с этим мнением - что ж, об этой так называемой интервенции я и хочу поговорить, а чтобы облегчить задачу, сосредоточимся на территории у озера Байкал.

Стремительную популярность набирает петиция жительницы города Ангарск, которая обеспокоена «интервенцией по-китайски» и просит президента обратить внимание на проблему. В петиции, которая собрала уже больше 58 тысяч подписей, речь идет в основном о поселке Листвянка, расположенном прямо на берегу Байкала, но вообще, ситуация характерна и для остальных прибрежных поселений.

Прямо на берегу озера китайцы скупают участки, регистрируют их как индивидуальное жилищное строительство, на это они по закону имеют полное право, а затем просто вешают на коттедж вывеску и пожалуйста, гостиница готова. На текущий момент в Листвянке легально в качестве китайских отелей оформлены только 3 или 4, все остальные (сейчас их там около от 15 до 20), никаких налогов в российскую казну не уплачивают.

На ситуацию обратили внимание в Госдуме - по мнению депутата от Иркутской области Михаила Щапова, уже обсуждавшим этот вопрос с делегацией из Листвянки, основная проблема заключается в нашем законодательстве, а не в засилье китайцев. По словам парламентария, законодательство вокруг Байкала очень противоречиво: есть много излишних запретов и есть огромные пробелы.

Дело в том, что когда речь идет о Байкале, то следует учитывать, что это природоохранная зона, где одновременно действует множество разных норм - да что говорить, существует даже отдельный закон. В итоге все эти нормы вступают в противоречие друг с другом, и открыть на территории около озера легальную гостиницу крайне сложно.

Такого же мнения придерживается и депутат Сергей Тен, курирующий в Думе направление по проблемам Байкала. По его словам, там уже начали обсуждать, каким образом усовершенствовать законы как для российских, так и для китайских предпринимателей, дабы остановить незаконную застройку береговой зоны. Ключевым условием при этом является поступление налогов в российскую казну, чего на данный момент не происходит. Но пока депутаты будут работать над новыми нормами в отношении строительства, у меня все же остается вопрос к местным властям: не очень понятно, как можно закрывать глаза на десяток незаконных гостиниц у тебя под носом - только если ты на этом не зарабатываешь, конечно.

При всем этом важно отметить, что незаконные гостиницы на Байкале открывают не только китайцы, но и сами русские, да и вообще, это у нас происходит повсеместно, по всей стране. Беспокойство вызывает иной факт - строительство наносит серьезный вред экологии, ведь на прибрежных участках срываются, к примеру, горы, являющиеся частью природного ландшафта. Мусор от строительства, загрязнение озера - все это в ту же копилку. А вот то, что на Байкале такое огромное количество туристов из Китая, неудивительно - это логично в первую очередь из-за географического положения, кроме того, они пользуются визовыми льготами, у них по нынешнему соотношению курса рубля и юаня много денег, они, в конце концов, составляют основную массу посещающих Россию туристов.

И раз уж речь зашла о туризме - по мнению экспертов, растущий поток туристов, в частности из Китая, а их за 2017-ый год приехало более миллиона человек, увеличивает доходы сразу пятидесяти трех отраслей экономики, а китайцы в России тратят более двух миллиардов долларов ежегодно. И чтобы эта цифра продолжала расти, осенью наше правительство решило расширить для граждан КНР возможности безвизового посещения. Я понимаю, что автор петиции напугана наплывом китайских туристов, и я согласна с тем, что регулировать турпотоки просто необходимо - этим, кстати, в Думе тоже озаботились, но называть все это экспансией странно. Тогда такую же китайскую экспансию можно наблюдать в Париже, Риме, Барселоне или в Петербурге.

Да и потом, с нашей туристической инфраструктурой нужно радоваться наплыву туристов. Когда я смотрела сюжеты местных СМИ о ситуации в Листвянке, меня больше всего поразило вовсе не засилье китайцев, а то, что там нет канализации. Что удивляться - прямой вклад туризма в ВВП России составляет 1 процент, в то время как в ведущих экономиках - 3-5 процентов, по данным института комплексных стратегических исследований. Такая ситуация сложилась по двум причинам: совершенно неразвитая инфраструктура на большинстве курортов и вытекающие из нее серые схемы ведения бизнеса.

Но возвращаясь к разговору о китайской экспансии. Нагляднее всего несостоятельность всей этой паники показывает вот эта карта. Итак, в Китае 94 процента населения сосредоточено в крупных городах на юго-востоке страны.

В северных провинциях при этом, как видите, с населением совсем не густо. А теперь посмотрим на пропорцию населения в России: 6 процентов живут в Сибири и на Дальнем Востоке. Из всего этого вытекает вопрос: на кой черт китайцам селиться на этих территориях, если они не живут даже у себя на севере?

Нет, я не отрицаю, что мы сдаем территории китайцам в аренду. Вот только этих территорий гораздо меньше, чем принято считать. Из известных сделок можно привести договор между китайской компанией «Хуаэ Синьбан» и правительством Забайкальского края о передаче в аренду 115 тысяч гектар земли на 49 лет, чтобы китайцы на этой земле могли выращивать сельхозкультуры. Объем инвестиций при этом составил около 24 миллиардов рублей - по курсу на 2015-ый год. Что было бы, не будь там «Хуаэ Синьбан?» Скорее всего, земля бы просто пустовала. Дальше фоном То же самое касается и Хабаровского, и Приморского края - при том, что в аренду там, начиная с 2009 года, сдавались сотни тысяч гектар, работать за время с 2009 по 2015-ый приехало всего 2,5 тысячи китайцев.

То, как китайцы обрабатывают арендованную землю - уже другой вопрос. Они используют вредные химикаты, не соблюдают экологических норм, вырубают леса подчистую и так далее. И если российские власти хотят справиться с этой ситуацией, то существует только один путь, помимо усиления работы надзорных органов, конечно. Это активизация экономической и социальной жизни Дальнего Востока.

Хорошим примером можно считать программу «дальневосточный гектар» - сейчас в пользование отдано уже более 34 тысяч участков, более 70-ти тысяч заявок находятся на рассмотрении. Но, опять же, предлагается просто участок, а об инфраструктуре в виде хотя бы дорог никто пока не говорит.

Если программы по освоению Дальнего Востока будут качественно реализовываться, соотношение 94 к 6 может поменяться, и об экспансии китайцев волноваться уже точно не придется. Но если местные власти снова выберут обогащение за счет незаконной застройки природоохранных зон, ни туризм, ни экономика в целом в этих регионах развиваться не будет.

В настоящее время Китай, имея развивающуюся ускоренными темпами экономику, становится одной из ведущих мировых держав. Значительное по численности население и дефицит природных ресурсов в этой стране стали источником различных внутренних противоречий, которые руководство КНР пытается решить за счет других государств, включая РФ. При этом ряд экспертов усматривают четко разработанную стратегию постепенной экспансии на российские земли и концентрацию в своих руках средств производства, сбыта ведущих товаров и услуг в стратегически важных для России районах.


В последнее время в российском сообществе все активнее обсуждается тема китайской экспансии, вплоть до сценариев военного конфликта. С одной стороны, наблюдается перенаселенность северокитайских территорий, с другой – полупустые территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. В связи с малонаселенностью этих регионов и заселением их легальными, а во многих случаях, нелегальными китайскими мигрантами, Россия может оказаться перед тем фактом, что китайцев в Сибири и на Дальнем Востоке будет больше, чем россиян. Не исключено, что потом, когда китайцев здесь будет больше, чем россиян, фактически эти территории будут контролироваться Китаем, юридически оставаясь за Россией. Речь здесь идет, в первую очередь, о демографической экспансии. При этом западные аналитики приводят угрожающие цифры, не соответствующие действительности. Так, доктор экономики Дипломатической академии мира при ЮНЕСКО Е.Гильбо оценил численность китайцев в России в 8 млн человек.

Вместе с тем, мнения о возможной угрозе такой экспансии можно объяснить фактом, что в РФ не налажен точный статистический учет китайских мигрантов, между данными разных ведомств имеются расхождения. По сведениям Федеральной миграционной службы в Россию ежегодно въезжает не менее 300 тыс. китайцев, по сведениям ФСБ – в 2 раза больше. Возвращается обратно лишь половина. Согласно данным УФМС России, на 2009 г. имели временную регистрацию 235 тыс. граждан КНР, еще 103 тыс. китайцев временно работали по трудовым квотам на российских предприятиях. Если к ним прибавить китайцев, получивших российское гражданство, и находящихся в РФ нелегально, то численность их составит чуть более полумиллиона человек, что значительно меньше, чем китайцев в США.

Миграционная служба периодически задерживает нелегалов и депортирует их обратно на родину. Кроме того, были введены региональные квоты на трудовую деятельность для граждан иностранных государств, ликвидирован Черкизовский рынок в Москве. Китайцы, ассимилирующие в России, также не представляют большой угрозы, так как они не пытаются отстаивать свою национальную идентификацию, а их дети в смешанных браках уже во втором поколении считают себя русскими. Таким образом, при правильной миграционной политике и четкой работе органов контроля над исполнением миграционного законодательства угроза китайской демографической экспансии становится преувеличенной.

Рассматривая возможность варианта военной экспансии Китая против России, следует отметить, что, несмотря на развитие впечатляющими темпами военной модернизации НОАК, вооруженные силы КНР по боевой мощи пока все еще находятся на не очень высоком уровне. Китаю нет смысла ввязываться в военный конфликт с Россией, являющейся ядерной державой. Тем более что менталитету китайцев чужды силовые методы решения проблем. Они руководствуются лозунгом Дэн Сяопина \"Мир и развитие\", смысл которого в том, что страну должны окружать друзья. Таким образом, вариант китайской военной экспансии существует на уровне эмоций и предположений.

В то же время, как показали последние российско-китайские инициативы, жизненно необходимые ресурсы можно получить и без агрессии на взаимовыгодных условиях.Китайское руководство понимает, что в современном мире вариант \"силового захват земель северного соседа\" не реален, поэтому постепенно осуществляется экономическая экспансия.

КНР представляет перспективные шансы для развития мировой экономики, включая соседнюю российскую экономику, особенно ее регионы Сибири и Дальнего Востока с их неразвитой инфраструктурой. При этом Россия, прежде всего, рассматривается Китаем как огромный источник сырьевых ресурсов. Так, в 2009 г. была утверждена программа регионального сотрудничества между Восточной Сибирью и Дальним Востоком со стороны РФ и северо-восточных провинций КНР, предусматривающая реализацию совместных проектов в инфраструктуре и экономике обеих стран. По принятой программе на территории России будет создано множество предприятий с привлечением китайской рабочей силы. При этом большая часть продукция будет уходить в Китай.

На ближайшие годы запланирована масса совместных проектов в гидроэнергетике, лесной, горнодобывающей, нефтегазовой отраслях, выгодных, прежде всего Китаю. Следовательно, все идет к тому, что азиатская часть России будет постепенно переходить в собственность КНР. Так, в 2010 г. компания ОАО \"ЕвроСибЭнерго\" провела необходимую подготовку к публичному размещению и планирует осенью нынешнего года разместить на международной бирже Гонконга, по неофициальным данным, до 25% акций. В результате в число собственников крупных плотин на сибирских реках могут войти и китайские гидрокомпании.

В связи с нарастанием темпов экономического роста в Китае, потребность Китая в сырье будет только нарастать. Таким образом, Россия все теснее и теснее привязывая свою экономику к гигантскому восточному соседу, постепенно окажется его сырьевым придатком. И особенностью данного процесса является невозможность его быстрой остановки. А это создает опасность угрозы экономической экспансии.

С определенной периодичностью казахстанское информационное пространство взрывает очередное сообщение о китайской угрозе. На моей памяти было несколько информационных волн такого рода в истории суверенного Казахстана.

Одна из первых была связана с дискредитацией когда-то популярного и недорого китайского пива в начале 90-х годов. Кое-кто увидел за этим происки казахстанских пивоваров.

Затем была мощная дискуссия по поводу целесообразности передачи Китаю части казахстанской территории с целью окончательного решения пограничного вопроса.

Потом стали звучать вполне обоснованные разговоры об угрозе экологической катастрофы в Восточном Казахстане в связи с проблемой Черного Иртыша и нежеланием Китая подписывать международное соглашение о трансграничных реках.

Чуть позже появилась информация о том, что республика собирается передать в аренду КНР 1 миллион гектаров земли на 99 лет. И практически все время упоминается опасность тихой демографической экспансии, которую практически никто не фиксирует, хотя и всплывают разные цифры - вплоть до 300 тысяч китайцев в Казахстане.

А начиная с 2010 года довольно популярной стала точка зрения о серьезном увеличении китайской доли в нефтегазовом пироге Казахстана.

Если проанализировать все точки зрения, связанные с оценкой китайской угрозы для Казахстана за последние двадцать с лишним лет, то тех, кто их озвучивал, можно условно разделить на четыре группы.

Звонари

Первая группа - это пессимисты, которые где-то, преувеличивая, а где-то опираясь на конкретные данные, как «звонари», все время «бьют в набат», обращая внимание на наличие уязвимых зон в отношениях нашей республики с восточным соседом. Акцент при этом делается на самые важные из этих зон.

1. Чрезмерный рост китайского влияния в нефтегазовой сфере республики, что представляет риск для национальной безопасности страны. Одним из свежих примеров является появившаяся на прошлой неделе в СМИ информация, будто доля китайских компаний в казахстанской нефтяной отрасли в 2013 году превысит 40% . Естественно, официальный ответ не заставил себя долго ждать, и он был предсказуемо оптимистичен. Доля «КазМунайГаз» как мажоритарного акционера в РД КМГ остается неизменной и составляет 57,9% , а доля China Investment Corporation не превышает 11% . Хотя в этой ложке меда есть еще «общая доля миноритарных инвесторов АО «РД КМГ», чьи акции (31% ) находятся в свободном обращении». Может быть, именно их имел в виду источник алармистских прогнозов, когда говорил о подконтрольных China Investment Corporation компаниях.

В целом, как уже отмечал сайт , довольно трудно высчитать точную долю добываемой в Казахстане нефти, которая принадлежит китайцам, даже несмотря на публикацию списка нефтяных компаний с китайским участием, работающих в РК. Но интересно отметить, что не в 2013, а в 2010 году появились первые заявления о том, что Китаю уже принадлежит около 40% нефтегазовых ресурсов Казахстана. Эти заявления озвучивали как представители казахстанской оппозиции, так и некоторые депутаты парламента, которые были озабочены увеличением присутствия китайского бизнеса в экономике страны, особенно после того, как правительство Казахстана получило от Китая кредиты на сумму $13 млрд . Отсюда, кстати, вытекает еще один довод пессимистов.

2. Казахстанская экономика все сильнее подсаживается на иглу китайских инвестиций и кредитов. Кстати, это касается не только Казахстана, но и большинства стран Центральной Азии. В сентября прошлого года премьер госсовета КНР Вэнь Цзябао , выступая на форуме китайско-евразийского экономического сотрудничества в Урумчи, заявил, что за последние 10 лет прямые инвестиции Китая в страны Центральной Азии в общей сложности составили порядка $250 млрд . Некоторых настораживает то, что при наличии достаточных средств в Национальном фонде РК (около $57,8 млрд. ), которые могли бы пойти в качестве инвестиций в стратегические проекты, республика предпочитает брать кредиты у Китая. Речь в первую очередь идет об инфраструктурных проекта, будь то строительство Мойнакской ГЭС в Алматинской области, на которую китайцы также выделили кредит. или введение нефтепровода «Атасу - Алашанькоу», который в 2014 году должен заработать на полную мощность (до 20 млн тонн ежегодно). Сюда также можно добавить газопровод «Бейнеу-Бозой-Шымкент», где участниками с казахстанской стороны является АО «КазТрансГаз», а с китайской - Trans-Asia Gas Pipeline Co. Ltd. Кстати, этот газопровод, который должен снизить зависимость южных регионов страны от импортных поставок газа, был назван общенационального проект, который даже включили в Карту индустриализации на 2010-2014 годы.

3. Внутренние рынки нефтепродуктов Казахстана могут в перспективе попасть в зависимость от Китая. Сейчас такая зависимость существует у республики по отношению к России, но пессимисты обращают внимание на активизацию толлинговых операций Казахстана за рубежом. Для этого в республике в законодательную базу были даже внесены определенные изменения, после принятия законов «О магистральном трубопроводе», а также «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам магистрального трубопровода и налогообложения». При этом переработка казахстанской нефти в Китае, по официальной версии, была вызвана загруженностью местных НПЗ. Теперь, согласно договорённостям, толлинговые операции с КНР предполагают переработку казахстанской нефти в СУАР на НПЗ в Душаньцзы или Урумчи. Ежегодно из республики собираются поставлять в Китай около 1,5 млн. тонн нефти, а обратно получать 1 млн тонн высокооктанового бензина в год. Объективности ради стоит сказать, что Казахстан рассматривает возможность толлинга не только с Китаем, но также с Белоруссией, Азербайджаном и Туркменистаном.

4. Экономическое сотрудничество КНР с Казахстаном полностью подчинено задачами развития китайской экономики. Растущий внутренний спрос на энергоресурсы в КНР закрепляет превращение Казахстана в сырьевой придаток уже не только западной, но и китайской экономики. Хотя, с другой стороны, возникает вопрос: «А кто виноват в том, что спустя двадцать лет после развала СССР мы еще сидим на сырьевой игле, формируя наши бюджеты, исходя из мировой конъюнктуры цен на сырье?» Вряд ли Китай.

5. Экономическая ситуация ухудшится, как только Казахстан станет членом ВТО, что окончательно превратит республику в потребителя дешевых китайских товаров и поставщика сырья. Здесь следует напомнить, что еще в 2011 году Китай заявил о том, что хочет создать свободные экономические зоны на границах с Казахстаном и Киргизией, чтобы увеличить товарооборот между КНР и этими странами. Судя по всему, этот план уже реализуется, так как 17 декабря 2013 года госсовет КНР официально утвердил план создания города уездного уровня в Алашанькоу в 12 км от казахстанского КПП «Достык». Сейчас определенной преградой для китайской торговли пока является Таможенный союз. Но и его долгосрочные перспективы довольно туманны, тем более, если вспомнить поговорку, что китайцы предпочитают мыслить на столетия вперед.

6. Экологическая ситуация в Восточном Казахстане будет ухудшаться из-за увеличивающегося забора воды из трансграничных рек со стороны Китая для развития своих северо-западных регионов. Некоторые эксперты считают, что к 2015 году Китай будет отбирать половину водостока реки, а к 2025-му уже 65% . Кроме экологических проблем, гидроэнергетик Анатолий Белослюдов , который давно занимается этой проблемой, считает, что к 2020 году дефицит электроэнергии в Восточном Казахстане составит при оптимистическом прогнозе от 1 до 2,7 млрд киловатт-часов , а при пессимистическом - 5,4 млрд киловатт-часов . В этом случае возникает реальная угроза экономической безопасности республики.

7. Демографический прессинг со стороны Китая будет увеличиваться по мере расширения активности китайского бизнеса в стране. По этому поводу в 2011 году со стороны некоторых депутатов парламента уже прозвучало предположение о направленной на Казахстан «китайской демографической экспансии», и было выдвинуто предложение ужесточить закон о миграции.

8. По мере увеличения экономического влияния китайских компаний в Казахстане в стране может появиться явное прокитайское лобби в местной политической и бизнес-элите. Но если, например, почитать некоторые казахстанские издания, в основном оппозиционной направленности, то, по их мнению, такое лобби в элите якобы уже есть.

Философия бамбука

Брюс Ли как-то сказал: «Американец - как дуб, он твердо стоит на земле, не гнется на ветру, а если ветер задует сильнее - ломается. Восточный человек - как бамбук, он гнется на ветру, но потом распрямляется и становится еще сильнее, чем прежде». По отношению к Китаю казахстанские «конформисты» исходят из такой же «философии бамбука», приводя следующие доводы:

1. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, уже к концу 2016 года на первое место в мире по размеру экономики выйдет Китай, так как его ВВП превысит американский и будет больше, чем у всех стран еврозоны вместе взятых. Следовательно, Казахстану в любом случае следует сохранять с Китаем тесные экономические взаимоотношения, изначально признавая неспособность конкурировать с экономическим гигантом.

2. У Казахстана нет ни одного серьезного политического и экономического рычага для давления на Китай, что изначально ослабляет позицию страны в переговорном процессе. Единственная возможность сдерживать китайский аппетит - это играть на балансе интересов других геополитических игроков. В первую очередь речь идет о России и США. Хотя, с точки зрения товарооборота с Казахстаном, Китай уже оставил Россию позади.

3. Казахстан преувеличивает свою значимость для КНР. Экономическая и демографическая экспансия Китая наблюдается и в других странах СНГ, которые нуждаются как в рабочей силе, так и в инвестициях. Это естественный процесс миграции услуг, капиталов и рабочей силы в условиях глобализации. И для Китая наша республика - лишь один из пазлов в его глобальной игре, связанной с укреплением своих экономических и политических позиций.

В Багдаде все спокойно

К тем, кто смотрит на перспективы казахстанско-китайского сотрудничества оптимистично, можно отнести наши официальные структуры, которые на всех уровнях успокаивают общественность тезисами о том, что все слухи о китайской угрозе сильно преувеличены.

1. Еще в 2010 году Каиргельды Кабылдин , тогда еще глава национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз», заявил, что нефтегазовому сектору Казахстана не угрожает экспансия Китая. По мнению Кабылдина, доля КМГ в добыче казахстанской нефти в 2010 году составила 28% , компаний США - 24% , КНР - 22% , Европы - 17% и России - 9% . Аналогичной точки зрения придерживался и бывший министр нефтяной и газовой промышленности РК Нурлан Балгимбаев , который считает, что предприятия с китайским участием не имеют значительного ресурсного потенциала в Казахстане. Более того, в том же году, представитель Агентства по исследованию рентабельности инвестиций вообще заявил о том, что доля компаний с китайским участием в нефтебодыче в РК должна не увеличиться, а, наоборот, снизиться к 2020 году до 15 %. Хотя была небольшая оговорка. Данный прогноз сбудется, если КНР не сделает новых нефтегазовых приобретений в республике. В 2011 году Ержан Казыханов , тогда еще министр иностранных дел РК, подсчитал, что главный экономический партнер Казахстана - это не Китай, а Европейский союз, объем торговли с которым достигает $40 млрд . Что касается нефтегазовой сферы, то у министра были другие цифры, по которым 16% процентов всех разведанных и разрабатываемых на Каспии запасов нефти и газа принадлежат американцам, а вместе с британской долей это составляет почти 50%.

2. Нефтегазовое сотрудничество с Китаем повышает количество альтернативных маршрутов транспортировки энергетических ресурсов для Казахстана, что позволяет снизить зависимость от России. Прямой, без посредников выход Казахстана на гигантский и вечно голодный энергетический рынок Китая посредством строительства нефтепровода и газопровода позволит рассчитывать на существенную прибыль в перспективе. Согласно экспертным оценкам, с 2005 года китайский рынок поглощает примерно треть прироста мирового предложения нефти. В мае 2003 года Китай, повторяя европейскую и американскую стратегии, приступил к формированию стратегических запасов нефти. По прогнозам, к 2025 году страны ОПЕК будут обеспечивать 66% китайского нефтяного импорта, а бывший СССР около 20%. Уже в 2012 году, по сравнению с 2011 годом, Китай увеличил импорт нефти на 6,8% , доведя его до 271 млн тонн . К 2015 году, по мнению экспертов, спрос Китая на нефть может возрасти до 540 млн тонн в год . Что касается газа, то, по прогнозам Международного энергетического агентства (IEA), Китай к 2013 году займет третье место в мире по потреблению газа после США и России. А в 2017 году спрос может составлять 273 млрд кубометров в год .

Из лимона сделать лимонад

Давно сказано: пессимист - это хорошо информированный оптимист. Если продолжить тезис, то реалисты - нечто среднее между пессимистами и оптимистами.

Их доводы:

1. Говоря о китайской экономической экспансии, следует быть объективными и обращать внимание на других игроков. Например, на западные ТНК, которые уже давно владеют самыми жирными кусками казахстанского нефтегазового пирога в рамках закрытых от общественности Соглашений о разделе продукции (СРП), или на Россию, которую и так уже подозревают в экспансионистских наклонностях в рамках Таможенного союза. Масло в огонь подливает свежее сообщение о том, что после покупки за $1,3 млрд пакета акций канадской компании Uranium One Inc. российский «Атомредметзолото» будет контролировать урановые активы в Казахстане.

2. В отличие от западных ТНК, большинство нефтегазовых китайских компаний работают в Казахстане не на основе СРП, которые часто ущемляли экономические интересы республики, а по нормам действующего налогового законодательства.

3. Инвестиционная политика Китая в Казахстане ничем не отличается от инвестиционной политики в других странах и регионах мира, будь то Африка, Латинская Америка или Ближний Восток. Она всегда базируется на жестком отстаивании национальных, экономических интересов КНР, чему стоит поучиться нашим чиновникам. Кроме этого, Китай продолжит кредитовать по льготной схеме все страны ШОС, куда входит большинство стран Центральной Азии.

4. При всем желании китайских компаний укрепить свои позиции в нефтегазовом секторе Казахстана у них есть противовес в лице других иностранных инвесторов. И речь идет не только о западных компаниях, но также о новых игроках. Тот факт, что компания ConocoPhillips объявила о своем согласии продать 8,4-процентную долю в проекте по разработке месторождения Кашаган не китайской, а именно индийской компании ONGC Videsh Limited, говорит об интересных трендах. Для индийской компании участие в проекте Кашаган является принципиальным, учитывая растущую конкуренцию между индийскими, китайскими и южнокорейскими нефтегазовыми компаниями за доступ к нефтегазовым ресурсам разных стран. Нельзя исключать, что такая конкуренция в республике целенаправленно поощряется руководством Казахстана.

5 . Китай не сможет обеспечить полное доминирование в Центральной Азии по причине наличия массы серьезных внутренних проблем, которые рано или поздно дадут о себе знать. Это преимущественно экстенсивное развитие производства при его высокой затратности, низкая квалификация подавляющего большинства работников и, соответственно, низкое качество продукции. Это малая эффективность государственных предприятий, скрывающих безработицу. Это все углубляющееся разделение страны на отсталые сельскохозяйственные и бурно растущие промышленные регионы, а также социальное расслоение. Китай все больше напоминает «паровой котел», который может взорваться.

И главная задача Казахстана состоит в том, чтобы извлечь из соседства с Китаем больше плюсов, чем минусов. Как говорится, «из лимона сделать лимонад». В немалой степени это зависит от четко разработанной стратегии сотрудничества с Китаем в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом всех возможных проблем и выгод. В конечном счете, угрозу представляет не экономическая экспансия Китая, а казахстанская коррупция, которая позволяет заключать невыгодные для страны контракты и наносит удар по экономической безопасности Казахстана. Ведь любой инвестор играет по тем официальным или неофициальным правилам игры, которые существуют в стране его пребывания. И если данные правила не выгодны Казахстану, то это уже вина местных чиновников, а не инвесторов.

Что еще почитать