Игорь Черниговский. Святой благоверный князь игорь черниговский Князь игорь черниговский и киевский


Годы жизни: ?-1147
Годы правления: 1146-1146

Игорь Ольгович (в крещении дано имя Георгий; в иночестве принято имя Гавриил). Благоверный великий князь Игорь Ольгович, Черниговский , Киевский, князь новгород-северский.

Сын Олега Святославича, князя Черниговского и гречанки Феофании Музалон.

1 августа в 1146году умер брат Игоря, князь , княжение которого не приветствовали киевляне. Неприязнь к Всеволоду, скорее всего, была перенесена и на его брата Игоря и всех Ольговичей.

Короткое княжение Игоря Ольговича

По завещанию своего покойного брата, он вступил на великокняжеский стол и жители Киева присягнули ему. Но вскоре Киевляне из-за нежелания нового правителя сместить тиунов тайно предложили занять престол Изяславу Мстиславичу Переяславскому.

Между войсками Изяслава Мстиславича и князя Игоря Ольговича под Киевом произошла битва, и в самый разгар сражения киевские войска переметнулись на сторону Изяслава. Киевский правитель 4 дня скрывался на болотах около Киева. А 13 августа 1146 г. его взяли в плен и привезли в Киев, где он был посажен в «поруб». Все княжение Игоря Ольговича продолжалось всего лишь 2 недели.
В порубе (это был бревенчатый холодный сруб, без окон и дверей; для освобождения из него человека был единственный способ — «вырубить» его оттуда) князь тяжело заболел, был при смерти. Увидев это, враги разрешили освободить его из поруба и постричь его в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Позже Игорь Ольгович выздоровел и, оставшись иноком в монастыре, проводил время в молитвах.

Его брат Святослав Ольгович успел бежать от противников и начал проводить решительные действия по освобождению Игоря, при этом заручившись поддержкой Юрия Суздальского. Изяслав Мстиславич и Давидовичи стали разорять уделы Ольговичей, грабить княжеское имущество. Однако вскоре Давидовичи предали Изяслава и перешли на сторону Святослава. Изяслав был в то время в Черниговской земле с небольшой дружиной. Узнав об их измене, он послал просьбу о помощи у киевлян. Известие о предательстве Давидовичей и сложившейся угрозы для жизни Изяслава возбудило киевское вече и народ против Ольговичей настолько, что толпа решила расправиться над князем-иноком Игорем.

Расправа над иноком князем Игорем Ольговичем

Митрополит и духовенство, князь Изяслав Мстиславич и его брат Владимир старались спасти Игоря и предотвратить ужасное кровопролитие.

Озверевшая толпа ворвалась в храм во время литургии, схватили молившегося схимника, который молился перед иконой Божией Матери Игоревской («Игоревский» образ; празднование — 5 июня), повели на расправу. Княжичу Владимиру, брату Изяслава, удалось отбить у разъяренной толпы Игоря Ольговича и довезти до двора своей матери, но народ выломал ворота, вырвал инока из рук родственников, убил, а труп, выволокли, привязав к ноге веревку, и бросили на Подоле на торговой площади. И даже мертвое тело было подвергнуто избиению и поруганию.

Вечером того же дня тело князя было перенесено в церковь св. Михаила, где: «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той».

На следующее утро блаженный князь был погребён на окраине Киева, в монастыре святого Симеона.

В 1150 году князем Черниговским Святославом Ольговичем мощи брата были перенесены торжественно в Чернигов и положены в Спасском соборе. А Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед смертью, стала именоваться Игоревской, празднование которой 5/18 июня.

Церковь причислила великого князя Игоря Ольговича к лику святых за мученическую смерть, считая что он искупил наследственный грех княжеских междоусобиц.

Святой Игорь Черниговский (в крещении — Георгий , в иночестве — Гавриил ), волей Божией вступивший в борьбу за Киевское княжение, мученическим подвигом должен был искупить наследственный грех княжеских усобиц.

Середина XII века была для Руси скорбным временем непрерывных междоусобных браней за Киевское княжение двух княжеских группировок: Ольговичей и Мстиславичей.

1 августа 1146 г. умер князь Всеволод, горделивое княжение которого не любили киевляне, но оно послужило для возбуждения ненависти к его брату Игорю и всем Ольговичам. Святой Игорь, против воли вовлеченный в самый центр событий, стал невинной жертвой нараставшей ненависти.

Под Киевом произошла битва между войсками князей — Игоря Ольговича и Изяслава Мстиславича, и киевские войска в разгар сражения перешли на сторону Изяслава.

Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в «поруб». Это случилось 13 августа. Все его княжение продолжалось всего две недели.

В порубе (это был холодный бревенчатый сруб, без окон и дверей; чтобы освободить из него человека, надо было «вырубить» его оттуда) многострадальный князь тяжело заболел и был близок к смерти.

В этих условиях противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре с именем Игнатий. Божией помощью князь выздоровел и, оставшись иноком монастыря, проводил время в слезах и молитве.

Но год спустя, в 1147 г., киевское вече, желая отомстить роду Ольговичей, постановило расправиться с князем-иноком.

Схимонах Игнатий стал жертвой нападения разъяренной толпы киевлян, которая, ворвавшись однажды в церковь, в которой он молился перед иконой Божией Матери (эту икону впоследствии назвали Игоревской, она почитается чудотворной и память её совершается также 18 июня ), сорвала с него монашеские одежды и выволокла на улицу.

На помощь схимнику подоспел кн. Владимир Мстиславич, который отбил Игнатия от толпы и укрыл его в доме своей мачехи. Однако толпа выбила запертые ворота и, оттеснив князя и его слуг, ворвалась в дом мачехи младшего Мономашича, убила схимника и потащила его тело по улице.

Митрополит и духовенство, правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир старались вразумить толпу и предотвратить это бессмысленное кровопролитие, спасти святого мученика.

Но ожесточение толпы было столь велико, что даже мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию.

Так 19 сентября / 2 октября 1147 г. святой князь-схимник Игорь (Гавриил) был зверски убит.

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». На другое утро святой страдалец был погребен в монастыре св. Симеона, на окраине Киева.

В 1150 г. князь Черниговский Святослав Ольгович перенёс мощи своего брата в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился мученик перед биением, стала называться Игоревской , празднование ей — 5/18 июня — и в этот же день празднуется перенесение мощей благоверного князя Игоря .

ИГОРЮ ЧЕРНИГОВСКОМУ
Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, / созывающая люди в пречестный храм Спасов, / идеже радостно сошедшеся благочестивых множество / молитвенно празднуют святую память твою, / и с верою взывают ти: / молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом / в мире и благоденствии спастися.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу / во иночества образ смиренный / и страдальчески земное житие скончав, / ныне на Небесех радуешися, / усердне моляся / о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак благоверного великого князя Игоря Черниговского, глас 6

Княжескую диадему обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.

Величание благоверному великому князю Игорю Черниговскому и Киевскому

Величаем тя, страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитва благоверному великому князю Игорю Черниговскому и Киевскому

О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесныя селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Вконтакте

Князь-мученик Игорь (в крещении Георгий) Черниговский жил в первой половине XII века (он умер в 1147 году), когда Русскую землю сотрясали жестокие междоусобицы. Жертвой одной из таких междоусобных войн он и стал.

Игорь был сыном знаменитого черниговского князя-воителя Олега Святославича. Мало кто из русских князей мог сравниться с отцом Игоря по числу военных походов. Почти всю свою жизнь Олег провёл в войнах и сражениях; случалось ему терпеть неудачи, попадать в плен, но всякий раз он стремился отомстить своему обидчику, настоять на своём. Автор "Слова о полку Игореве", вспоминая времена Ольговых усобиц, называл Олега не Святославичем, как следовало бы, но "Гориславичем". И в этом прозвище было немало правды, ибо много горя принёс Олег русским людям, наводя на свою землю злейших врагов её — половцев. "Той бо Олег мечем крамолу коваше и стрелы по земли сеяше"…

Олег воевал со всеми подряд — и с друзьями, и с недругами: со своим дядей великим князем Киевским Всеволодом Ярославичем, с другим своим дядей и тоже великим Киевским князем Изяславом Ярославичем, потом с сыном Всеволода Владимиром Мономахом. Жизнь изрядно потрепала его и побросала по свету. Из родного Чернигова он бежал в далёкую Тьмуторокань на Азовское море, где стал готовиться к войне с Всеволодом. Жившие в Тьмуторокани хазары обманом заманили его в ловушку и продали в Византию. Здесь, на острове Родос, князь провёл несколько лет, но не пропал: он женился на знатной гречанке Феофании и с помощью своей новой греческой родни вернулся в Тьмуторокань, где жестоко отомстил злодеям-хазарам. Силой оружия вернул себе Олег и родной Чернигов, ради этого вступил он в союз с половцами и даже (после смерти Феофании) взял себе в жёны половецкую княжну, дочь половецкого хана Оселука. Она-то и стала матерью князя Игоря. Оселукова дочь приняла на Руси крещение и стала жить в Чернигове, сначала при своём муже Олеге, а затем при его сыновьях.

"Ольгово племя", как называли потомков Олега Святославича, всегда отличалось особой воинственностью. Нередко князья Ольговичи становились зачинщиками жестоких междоусобных браней. Особенно прославился этим старший брат Игоря Всеволод, ставший-таки великим князем Киевским. О, как мечтал Всеволод о "златом" киевском престоле, как добивался его! Немало крови пролил он в войнах со своими родичами. И Игорь как верный брат помогал ему в борьбе за Киев.

Но и между братьями не всё бывает ладно. Добившись Киева, Всеволод не выполнил своего обещания: не дал Игорю Чернигов. Игорь сильно обиделся на брата. С того времени, рассказывает летопись, поселилась вражда между князьями. И много усилий потратил Всеволод, чтобы примириться с братом, вернуть его расположение к себе.

С годами, однако, Игорь всё с меньшим желанием брался за оружие. И объяснялось это просто: у князя сильно болели ноги и он с трудом мог ходить. По-прежнему он нередко сопровождал Всеволода в военных походах, но иной раз — слыханное ли дело для "Ольгова племени"? — выступал посредником в мирных переговорах, мирил старшего брата с его врагами. И добрый мир неизменно оказывался лучше худой ссоры!

Случалось Игорю воевать и далеко за пределами Руси. Однажды к Всеволоду обратился за помощью польский князь Владислав, прозванный Изгнанником. Его жестоко обидели братья, польские князья. Всеволод с войском уже собирался двинуться в Польскую землю, но Игорь с другим своим братом Святославом (кстати сказать, отцом героя "Слова о полку Игореве"), так сказал ему:

— Не ходи на войну. Лучше пусть мы пойдём, братья твои.

Князья выступили в поход зимою и, как рассказывает летопись, дошли до середины земли Польской. Братья же Владислава, польские князья Болеслав и Мешко, отступили за болота; в страхе выехали они навстречу Игорю, и целовали крест ему, что помирятся с братом своим, и согласились дать Владиславу четыре города в Польской земли, а Игорю с братом его Святославом дали один город — в награду. И так вернулись Игорь и Святослав на Русь с великою славой.

Вскоре после этого князь Всеволод Ольгович разболелся. Чувствуя приближение смерти, он призвал к себе киевлян и сказал им:

— Я тяжко болен. Вот брат мой Игорь. Он будет вам князем после меня.

И целовали киевляне крест Игорю, что быть ему князем над ними после Всеволода. Но делали они так не с чистым сердцем, рассказывает летопись, потому что не по душе был им Игорь.

Всеволод и от других князей потребовал признать Игоря своим законным наследником. Князья тоже целовали крест, что не будут искать Киева под Игорем. На самом же деле многие из них сами были не прочь вступить на "златой" киевский престол, а потому не собирались выполнять своих обещаний.

Когда Всеволод умер, киевляне послали тайную весть к князю Изяславу Мстиславичу (он был внуком Владимира Мономаха и княжил в Переяславле, недалеко от Киева): "Иди, княже, к нам. Тебя хотим!" Изяслав быстро собрал войско и выступил против Игоря. Его поддержали жители ближних к Киеву городов, а также "чёрные клобуки" и берендеи — бывшие кочевники, которых киевские князья поселили на своих землях. Когда войско Изяслава подступило к Киеву и расположилось у стен города, киевляне, которых Игорь вывел на битву, повернули свои стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь же с братом своим Святославом остались лишь со своими дружинами. Но не пали духом, а ринулись в битву, надеясь на свою правду.

Да куда там! Киевляне, объединившись с Изяславовыми воинами и с союзными "чёрными клобуками" и берендеями, начали сечь дружины их без жалости, так что многие пали в битве. И бежали князья Ольговичи: Святослав сумел спастись, а Игорь заехал в болото, и увяз конь под ним. А сам Игорь идти уже не мог, потому что сильно разболелись у него ноги. И так на четвёртый день после битвы нашли его в болотах и привели к Изяславу. Изяслав же повелел заковать его в железа, а затем отправить в Переяславль и заточить в монастыре Святого Иоанна, в порубе. А поруб — это подземная тюрьма: ни дверей, ни оконца малого, так что и света белого нельзя из него увидеть… Сам же Изяслав сел на киевское княжение. И киевляне очень обрадовались тому.

Спустя немного времени князь Игорь совсем разболелся. И взмолился Игорь к Изяславу:

— Брат! Тяжко болен я, навряд ли в живых останусь. Разреши мне постричься в иноческий чин. Ещё когда был я князем, хотелось мне сделаться монахом. А теперь, видно, конец мне приходит!

Изяслав сжалился над Игорем и так ответил ему:

— Если хочешь постричься в монахи, брат, то воля твоя. Я и без того готов отпустить тебя ради твоей болезни. (В то время все князья называли друг друга братьями; к тому же Игорь и Изяслав приходились друг другу хоть дальними, но всё-таки родственниками.)

Изяслав повелел разобрать верх Игоревой темницы, и так вынули Игоря из поруба едва живого и перенесли в келью. Восемь дней Игорь не мог ни есть, ни пить — так был плох. А затем исцелил его Бог, и сделался он здоров. Его перевезли в Киев, в монастырь Святого Фёдора, и, призвав игумена и братию, постригли в иноческий чин с именем Гавриил, а потом и в ангельский образ схимника с именем Игнатий.


Икона "Игоревская" перед которой молился князь Игорь

А случилось так, что в то лето Изяслав сговорился с черниговскими князьями воевать против Игорева брата Святослава. (Черниговские князья приходились двоюродными братьями Игорю и Святославу.) И вот когда уже выступил Изяслав из Киева и был на пути к Чернигову, пришла к нему весть, что черниговские князья отступились от него и, соединившись со Святославом, хотят обманом захватить его в плен или даже убить. Изяслав послал в Киев с известием об этом к своему брату Владимиру и к митрополиту. Те рассказали обо всём киевлянам. Киевляне же созвали вече и так решили: "Пойдём все — от мала и до велика — на помощь своему князю — с черниговскими воевать!"

На том бы им и разойтись, да кто-то из киевлян закричал:

— Рады мы своему князю помочь. Да сперва вот что сделаем! Игорь — князю нашему враг и нам враг. Убьём его, не то может зло случиться городу нашему! А потом и к своему князю пойдём.

Услыхали это люди и завопили:

— Убьём! Убьём Игоря!

Брат Изяслава Владимир и митрополит хотели остановить их, но не смогли. Киевляне никого не желали слушать и все как один устремились в монастырь Святого Фёдора, за Игорем.

Игорь же в то время пребывал в церкви на молитве. И ворвались киевляне в церковь, схватили его прямо во время церковной службы и, разодрав на нём церковную мантию, выволокли из храма. Он же только восклицал горестно:

— О окаянные, сами не ведаете, что творите! За что, словно разбойника, хотите убить меня? Ещё раньше крест целовали, что быть мне князем у вас, а сами клятву нарушили, крест святой преступили. Так я уже не поминаю того. А ныне сподобил меня Бог воспринять иноческий образ!

Окаянные же и не слушали его, но ещё пуще вопили:

—Убейте! Убейте его!

А когда содрали одежды с него, тихо промолвил Игорь со стоном:

— Нагим я появился на свет сей, нагим и покину его.

В то время подъехал и князь Владимир, который с трудом смог протиснуться сквозь толпу киевлян. Игорь, взглянув на него, спросил:

— Ох, брате, куда ведут меня?

Владимир соскочил с коня и прикрыл Игоря плащом. А затем сказал киевлянам:

— Братья мои! Не делайте зла! Не убивайте Игоря!

И повёл Игоря на двор матери своей, который находился поблизости. И когда уже подошёл Владимир с Игорем к воротам, начали киевляне убивать Игоря. И самого Владимира тоже ударили. Киевский боярин по имени Михаил, который приехал сюда вместе с Владимиром, соскочил с коня и бросился на помощь князю. И удалось им с Владимиром затащить Игоря на княгинин двор и запереть ворота за ним. На самого же Михаила набросилась толпа. И стали избивать его, и сорвали с него крест золотой и тяжёлую цепь золотую, и едва не убили до смерти. Тем временем другие киевляне выломали ворота и ворвались на княгинин двор. Игоря же провели в сени, наверх. Увидели киевляне Игоря на сенях, разломали сени и стащили его с сеней вниз, и начали убивать. А затем привязали его верёвкой за ноги и протащили, ещё живого, с княгинина двора через весь город. И так воспринял блаженный князь мученический венец, и отошёл ко Господу в лето 1147, месяца сентября в 19-й день. Тело же его положили на телегу, и повезли на торжище, и бросили там на поругание.

И когда увидели киевляне, что сотворили они с бывшим князем своим, то так про себя решили: "То не мы убили Игоря, но черниговские князья — они первыми на нашего князя злое замыслили!"

А когда принесли тело Игоря с торжища и положили в церкви, то в ту же ночь явил Бог знамение над ним: зажглись в церкви сами собою свечи. И наутро игумен монастыря Святого Фёдора облачил тело Игоря в ризы монаха, отпел над ним положенные песнопения и похоронил его в монастыре Святого Симеона. Во время сего печального обряда страшная гроза привела в ужас Киевлян, народ изумился и слезами раскаяния желал хоть как-либо умилостивить гневное небо.

Изяслав же узнал о том, что случилось в Киеве, и сильно опечалился, потому что жаль ему стало Игоря. И так сказал дружине своей:

— Если б ведал я про то, что случится, отправил бы Игоря в безопасное место. А теперь не уйти мне от людской молвы — будут говорить, что это я его велел убить. Но Бог мне свидетель: не повелевал я убить его и людей не подучивал!

И отвечала дружина Изяславу:

— Нечего тебе, княже, беспокоиться о людской молве. Бог знает и люди ведают, что не ты убил. То черниговские князья во всём виноваты: отступились от тебя и убить тебя хотели.

Вздохнул Изяслав и сказал в ответ им:

— Раз уж случилось такое, делать нечего. Бог нас рассудит.

И простил киевлян.

…Спустя несколько лет брат Игоря князь Святослав Ольгович перенёс мощи брата своего Игоря из Киева в Чернигов и положил их в соборной церкви Святого Спаса Преображения, в ларце, на похвалу себе и всем православным людям. И с той поры русские люди почитают святого угодника своего — благоверного князя-мученика Игоря. Ибо принял он смерть от рук убийц своих без страха, с покорностью Богу, и тем явил великую силу Православной веры, побеждающей всякую неправду и всякое зло.


Доктор исторических наук Игорь Фроянов считает, что «убийство Игоря произошло не на социальной почве, хотя привкус социальности в нем есть несомненный. Нельзя… относиться к нему и как к политическому убийству». Оно носило магический характер, соответствующий языческому сознанию. Убить Игоря и покончить с Ольговичами - одно и тоже. Убийство Игоря имело «магический знак пресечения каких бы то ни было попыток Ольговичей сесть на киевском столе…»



Спассо-Преображенский собор в Чернигове. Место погребения Игоря.

Храм в котором находились мощи святого князя Игоря (Спасский собор в Чернигове) является самым древним каменным храмом на территории Русси, он построен и стоит с 1024 года и являлся княжеской усыпальницей князей Ольговичей. Здесь было погребено 7 князей и так же митрополит Киевский блаженный Константин. В храме покоится прах князя Игоря Северского, воспетого в «Слове о Полку Игореве», Игоря Черниговского и других князей той эпохи.

Сегодня до сих пор не ясно, где находится гробница и мощи святого князя Игоря и есть ли они вообще сегодня. Мощи святого князя Игоря Черниговского вместе с мощами других святых, находятся по приданию в усыпалнице под Спасским собором(на валу), но они были залиты бетоном по указанию советской власти. В то время, хотели разрушить весь собор, но за него заступились мировые сообщества (это чуть ли не первый каменный храм Киевской Руси) и все что они могли сделать это перекрыть доступ к мощам святых. до сих пор исправить ситуацию невозможно, так как если разрушить слой бетона, можно повредить и мощи фундамент собора,который в последствии рухнет.. 54 года собор разгроблялся Советской властью и стоял в запустении.
Так что единственный способ поклонится мощям - это помолится в Спасском соборе.(Говорят, что мощи св. князя Игоря находятся в стене справа). Но по другой версии, были у собора и другие хозяева, это греко-католики. Они несколько сот лет хозяйничали собором и не щадили православные святыни. Были ли у Церкви мощи после их хозяйствования, опять же сказать трудно. Тогда многое было разграблено и многое уничтожено.
Как впрочем Чернигов не обошло и монголо-татарское иго. Если мощи князя Игоря были на поверхности земли (а не в земле, ибо это был храм-усыпальница и перенесённый гроб с Игорем из Киева был именно погребён в этом храме) , то в послемонгольское время про них никто ни сном ни духом в истории не обмолвился..толи превратились как и положено при набегах в прах и пепел, толи подверглись поруганию бусурман
В 2012 году археологи провели раскопки крипты-усыпальницы князей, мощей князя Игоря не обнаружено., как не обнаружены они были и при большевитских раскопках в 1923 году...
Это ещё одна версия и тёмная сторона истории.
Ведь Игоревская икона Божей Матери тоже утеряна при нашествии монголов и теперь имеются только её списки.


У памятника святому князю Игорю

Однако найдено описание внешности Игоря. Игорь "ростом был средний и сух, смугл и красив лицем, власы над обычаи, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил"

Ученые до сих пор спорят о том, откуда пришло к нам и что означает имя Игорь. Одни считают его скандинавским (от имени Ингвар), другие — кельтским или прибалтийским (сравни название местности в Прибалтике — Ингария, или Ингрия).

Величание

Величаем тя, /
страстотерпче святый княже Игоре, /
и чтем святую память твою, /
ты бо молиши о нас /
Христа Бога нашего.

Тропарь Игорю Черниговскому и Киевскому, блгв. вел. Кн

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, /
созывающая люди в пречестный храм Спасов, /
идеже радостно сошедшася благочестивых множество /
молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: /
молися, святе, /
Стране Российстей, граду Чернигову и всем православным Христианом /
в мире и благоденствии спастися.

Годы жизни: ? - 9 (19?) сентября 1146 .

Годы правления: Великий Князь Киевский (1146).

Из рода Черниговских кн. Сын Олега Святославича и гречанки Феофании Музалон. Вел. кн. Киевский в 1146 г.

В 1145 году больной Всеволод, брат Игоря, бывший в то время великим князем, созвал своих братьев, родных и двоюродных, а также; шурина Изяслава Мстиславича. и сказал им: "Если Бог меня возьмет, отдаю Киев после себя брату моему Игорю". Все братья и Изяслав поцеловали Игорю крест, признав тем самым его права на Киев. В 1146 году Всеволод велел позвать к себе лучших киевлян и также сказал им: "Я очень болен, вот вам брат мой Игорь, возьмите его себе в князья"; те отвечали: "Возьмем с радостью". Игорь отправился с ними в Киев, созвал всех горожан, и все целовали ему крест, говоря: "Ты нам князь". После смерти брата Игорь послал к Изяславу Мстиславичу, спрашивая его, верен ли он прежнему крестному целованию. Изяслав не дал ответа и даже не отпустил посла назад, потому что киевляне пригласили его на княжение. Изяслав двинулся на Киев, а Игорь призвал к себе главных киевских бояр - Улеба, Ивана Войтишича, Лазаря Саковского, обещая им те же почести, какие они имели от его брата Всеволода. Но Игорь опоздал: эти бояре, вместе с другими - Василием Полочанином и Мирославом Андреевичем - уже перешли на сторону Изяслава. Они впятером собирали киевлян и советовались, как бы обмануть Игоря; а к Изяславу послали сказать: "Ступай, князь, мы уговорились с киевлянами; бросим стяг Ольговича и побежим с полком своим в Киев". Изяслав подошел к Киеву и встал с сыном своим Мстиславом у вала, подле Надова озера, а киевляне стояли особо у Ольговой могилы, огромною толпою, говорит летописец. Скоро Игорь и все его войско увидали, что киевляне послали к Изяславу и взяли у него тысяцкого со стягом; вслед за тем берендеи перешли через Лыбедь и захватили Игорев обоз перед Золотыми воротами. Видя это, Игорь сказал брату, Святославу и племяннику Святославу Всеволодовичу: "Ступайте в свои полки, и как нас с ними Бог рассудит"; .велел ехать в свои полки также и Улебу тысяцкому с Иваном Войтишичем. Но как скоро те приехали в свои полки, то бросили стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь с племянником не смутились от этого и двинулись против Изяслава; но из-за киевлян и берендеев им нельзя было проехать к нему Надовым озером; они пошли верхом и попали в самое невыгодное место, между двумя канавами из озера и из сухой Лыбеди. Берендеи зашли с тыла и начали сечь их саблями, а Изяслав с сыном Мстиславом и дружиною зашел с фланга; Ольговичи побежали, Игорь заехал в болото, конь под ним увяз, а идти он не мог, потому что был болен ногами; дружину его гнали до самого Днепра, до устья Десны и до Киевского перевоза. Через четыре дня, когда Изяслав уже сел на киевский стол, Игоря схватили в болоте. Изяслав сначала послал его в Выдубицкий монастырь, а потом велел держать в оковах в Переяславском Ивановском монастыре.

В тюрьме Игорь совсем разболелся и послал сказать Изяславу: "Брат! Я очень болен и прошу у тебя пострижения; хотел я этого, когда еще был князем, а теперь в нужде я сильно разболелся и не думаю, что останусь в живых". Изяслав сжалился и отвечал ему: "Если была у тебя мысль о пострижении, то ты волен, а я тебя и без того выпускаю ради твоей болезни". Над Игорем разобрали верх тюрьмы и вынесли его больного в келью; восемь дней он не пил, не ел, но потом ему полегчало, и он постригся в Киевском Федоровском монастыре в схиме.

Весной 1147 года Изяслав выступил в поход. С дороги он отправил в Киев послов, чтобы те объявили о коварстве его союзников Черниговских князей, Владимира и Изяслава Давыдовичей, которые хотели его заманить к себе и схватить, Киевляне хотели идти уже на помощь князю против изменщиков, но в это время кто-то из толпы закричал: "За князем-то мы своим пойдем с радостью, но прежде надобно вот о чем промыслить: как прежде при Изяславе Ярославиче злые люди выпустили из заточения Всеслава и поставили князем себе, и за то много зла было нашему городу; а теперь Игорь, враг нашего князя и наш, не в заточении, а в Федоровском монастыре; убьем его и пойдем к Чернигову за своим князем; покончим с ним". Народ, услышав это, бросился к Федоровскому монастырю. Игорь стоял в церкви у обедни. Люди ворвались в церковь и потащили его с криками: "Побейте! Побейте!" С помощью боярина Михаила Владимиру Мстиславичу, брату Изяслава, удалось ввести Игоря в двор своей матери и затворить за собой ворота. Но толпа, избив Михаила, выломала ворота и, увидав Игоря на сенях, разбила сени, стащила с них Игоря и повергла его без чувств на землю; потом привязали ему веревку к ногам и потащили с Мстиславова двора через весь город на княжий двор и там его убили; отсюда, положив на дровни, повезли на Подол и бросили на торгу. Владимир велел взять тело Игоря и положить в Михайловской церкви, и на другой день похоронили его в Семеновском монастыре.

Икона Игорь Черниговский

Игорь Черниговский. Молитва.

Игорь Черниговский, в крещении Георгий стал князем Киевским после своего старшего брата Всеволода. В двенадцатом веке в Руси было довольно сложное время, постоянно происходили непрерывные междоусобные брани за княжество Киевское между Ольговичами и Мстиславовичами.

Первого августа 1146 года умер старший брат Игоря князь Всеволод, которого киевляне не любили, и эта нелюбовь, даже ненависть передалась на князя Игоря, а так же и против всего рода Ольговичей. Князь Игорь тем самым стал невинной жертвой ненависти люда киевского. Хоть киевляне целовали крест Игорю – новому князю Киевскому, а так же и Игорь целовал крест, в знак того, что будет справедливо править и защищать Киев, но бояре тайно призвали Мстиславовичей с войском, чтоб свергнуть нового киевского князя.

Между войсками Игоря и Изяслава Мстиславича под Киевом произошла битва. В самый разгар сражения киевские войска нарушив крестное целование перешли на сторону Мсиславовича. Князь Игорь Ольгович четыре дня под Киевом прятался в болотах, но его поймали, доставили в Киев и посадили в «поруб» — холодный бревенчатый сруб без окон и дверей. Чтоб достать оттуда человека нужно в порубе прорубить дырку и достать заключенного. Таким образом, все правление князя Игоря Ольговича продолжалось две недели с 1 по 13 августа.

В порубе князь Игорь тяжело заболел и думали, что он отдаст богу душу. Его противники все же решили вырубить из поруба князя и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. С божией помощью князь выздоровел и остался в монастыре иноком, продолжая усердно молиться.

Киевское вече через год в 1147 году решило отомстить Ольговичам убив князя-инока. Князь Изяслав Мстиславович, который в то время правил Киевом, митрополит, духовенство, а так же брат князь Владимир пытались образумить люд киевский, предотвратить кровопролитие и спасти мученика.

Однако восставшие не послушались, во время литургии они ворвались в храм и схватили святого Игоря, молившегося переел иконой Божией матери, потянули его на расправу. Толпа очень сильно ожесточилась, что даже уже мертвое тело мученика продолжали избивать. Вечером же тело святого Игоря перенесли в церковь святого Михаила и в этот момент зажглись в церкви все свечи. Так над ним Бог явил знамение. На утро святого страдальца похоронили на окраине Киева в монастыре святого Симеона.

Святослав Ольгович князь Черниговский в 1150 году перенес мощи своего брата в Спасский собор Чернигова. Чудотворную икону Божией Матери, перед которой в последний раз молился блаженный Игорь, стали называть Игоревской и празднование ее осуществляется 5 июня по старому стилю 18 июня по новому.

Что еще почитать